Народ или “гражданское сожительство”?
Есть многозначное и таинственное слово, которым пользуются, не осознавая вполне его содержания, – народ.
Слово народ в полноте смысла означает издревле сложившееся общественно–историческое и духовно-мистическое единство, отмеченное глубинными свойствами народности.
“Народность есть личность народа[1], – писал К.С.Аксаков. – Точно так же, как человек не может быть без личности, народ без народности. Если же и может встретится человек без личности, народ без народности, то это явление жалкое, несчастное, бесполезное и себе и другим…Народность одна даёт возможность народу понять другие народности. Где исчезает она, там исчезает материально или нравственно сам народ. Народность – это есть живая, цельная сила, имеющая в себе нечто неуловимое, как жизнь. И дух, и творчество художественное, и природа человеческая, и даже природа местная – всё принимает участие в этой силе“[2].
Эта сила образуется вековой сопряжённостью и единством судеб многих поколений, связанных:
– этнической близостью,
– языком,
– преобладающей верой,
– соприродностью культуры,
– корневыми духовно–нравственными представлениями и традициями,
– отношением к идеалам,
– соучастием в историческом становлении,
– обретённым пространством («родная земля»), наконец –
– историческим предназначением.
Отсутствие какого-либо из названных признаков восполняется иногда глубинной укоренённостью – в остальных. И прежде всего – в культуре, духовно-нравственных представлениях и отношении к идеалам. Поэтому по праву называются русскими такие, например, люди иных этносов как Пётр Багратион, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер, Марк Антокольский, архимандрит Константин (Зайцев) и многие другие.
[1] Выделено мной – В.Т.
[2] К.С.Аксаков. Эстетика и литературная критика. М.”Искусство”,1995. С.368.
ПРОДОЛЖЕНИЕ: статья В.Ю.Троицкого