Первый в истории человек, совершивший выход в открытый космос, Алексей Леонов умер на 86-м году жизни.
Москве на 86 году жизни умер первый в истории человек, совершивший выход в открытый космос, дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов, сообщает ТАСС.
«Алексей Архипович скончался в госпитале имени Бурденко после продолжительной болезни», – сказала помощница Алексея Архиповича Наталья Филимонова.
По ее словам, прощание и похороны космонавта пройдут 15 октября на Федеральном военном мемориальном кладбище (Мытищи, Московская область).
Президент России Владимир Путин выразил глубокие соболезнования родным и близким Алексея Леонова в связи со смертью космонавта, сообщает пресс-служба Кремля.
В телеграмме Президента, в частности, говорится:
«Алексей Архипович Леонов был выдающимся представителем отечественной и мировой космонавтики, настоящим первопроходцем, сильной, волевой, героической личностью. Безгранично преданный избранному делу, он вписал яркие, поистине легендарные страницы в летопись покорения Вселенной, в историю нашей страны. Светлая память об Алексее Леонове навсегда сохранится в сердцах всех, кто знал и искренне уважал этого замечательного человека».
Алексей Леонов умер в Москве на 86-м году жизни. Космонавт совершил два космических полёта, налетав в общей сложности 7 суток 33 минуты. Первый полёт состоялся 18–19 марта 1965 года, космонавт был вторым пилотом корабля «Восход-2» (командир – Павел Беляев). 18 марта Леонов первым в мире вышел в открытый космос. В ходе второго полёта 15–21 июля 1975 года он в качестве командира экипажа участвовал в первой стыковке космических кораблей разных стран: «Союза-19» (СССР) и Apollo 18 («Аполлон-18», США). Тогда на орбите состоялась встреча и историческое рукопожатие членов двух экипажей – Алексея Леонова, Валерия Кубасова, Вэнса Бранда, Томаса Стаффорда и Дональда Слейтона.
30 мая этого года он отметил 85-летие. Его юбилею 29 мая посвятили выход в открытый космос члены экипажа Международной космической станции Олег Кононенко и Алексей Овчинин. На их скафандрах были прикреплены надписи: «Леонов № 1» и «С днем рождения, Алексей Архипович». Также они вынесли за борт станции портрет с его изображением.
Своими воспоминаниями о сотрудничестве с человеком-легендой делится в интервью «Русской народной линии» директор Мемориального музея-квартиры св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, научный сотрудник музея Ф.М.Достоевского, настоятель Петро-Павловского храма в с. Сомино протоиерей Геннадий Беловолов:
Царствие Небесное и вечный покой рабу Божию – русскому космическому богатырю Алексию.
Он из тех людей, которых мы все знали с детства. И поэтому казалось, что он был всегда и будет всегда. Он стал частью нашей жизни. После Гагарина Россия ХХ века отождествлялась с именем Алексея Леонова.
Он выполнил особую миссию человечества – первым вышел в открытый космос. В лице Леонова мы все взглянули в лицо космической бездны. Он стоит в одном ряду с великими первооткрывателями человечества. Уже при жизни он стал живой легендой.
Известие о его кончине стало для меня большой скорбью — считаю, что мы все понесли колоссальную утрату.
Я познакомился с Алексеем Архиповичем в 2013 году. Это знакомство связано с историей первой иконы, написанной космонавтом.
Еще в нулевые годы я познакомился с настоятелем храма святого великомученика Георгия Победоносца на Байконуре отцом Сергием, который окормляет многих космонавтов, освящает космические корабли… В общем, заметная на Байконуре личность.
Он гостил в Санкт-Петербурге и служил у нас на Леушинском подворье. Много рассказывал о Православии в космосе. Я делал с ним большую передачу на «Православном радио Санкт-Петербурга». В общении с этим батюшкой у меня возникла мысль, что у космонавтов должна быть своя особая икона Божией Матери; что нужно написать такую «космическую» икону для храма на Байконуре. Я высказал мысль, что такой иконой мог стать образ Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Эти слова для космонавтов особенно важны и нужны. Они находятся вдали от дома, один на один с космосом. Они должны чувствовать не только радиосвязь, но и духовная связь с землей и человечеством. Отец Сергий поддержал идею и заверил, что их храм с радостью примет образ Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».
Кому же поручить написать икону?
И тут я случайно увидел новость, что где-то проходит выставка живописи Алексея Архиповича Леонова. Я посмотрел в интернете его работы и открыл для себя яркого художника. Он имел художественное призвание, с детства рисовал везде и всегда. Тогда меня осенила мысль: а почему бы не попросить Алексея Архиповича написать образ Божией Матери для Байконура? Кому, как не ему написать первый образ для космонавтов?
Но как познакомиться с человеком-легендой? Согласится ли он взяться за подобное дело?
И здесь, как часто бывает, помог промыслительный случай. В 2013 году со мной записывала беседу для журнала «Парфенон» московская журналистка Мария Позднякова, с которой я и поделился своими грандиозными планами о «космической» иконе. Вскоре она вновь связалась со мной и сообщила, что брала интервью у Алексея Леонова. По ее словам, он оказался очень простым и открытым человек, который вполне мог бы откликнуться на мою необычную идею. Она же дала мне его телефон.
Как сейчас помню тот день, когда я позвонил Леонову. Это было 21 мая 2013 года, в престольный праздник св.Иоанна Богослова, незадолго до его дня рождения (30 мая). Можете вообразить мое волнение. Я представился, поздравил его с наступающим днем рождения и рассказал об идее написать икону Божией Матери для космонавтов. Он как будто ожидал такого разговора и отреагировал с большим интересом, сразу утвердительно заявив, что он обязательно напишет такую икону. Тут же стал задавать вопросы, уточняя какая это может быть икона — ее размеры, пропорции… Я рассказал ему об удивительном образе Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» и его духовном смысле. Он попросил прислать его изображение. Образ ему сразу понравился.
Так мы вступили в длительное творческое общение и переписку — почти на пол года. Вскоре он пригласил меня к себе в гости. Я был у него дома несколько раз и стал свидетелем уникального творческого процесса — рождения первой на земле иконы, написанной космонавтом.
Алексей Архипович, можно сказать, через эту икону вновь вышел в космос — теперь в духовный. Как известно, иконы в православном понимании — это окна в вечность.
Дома он мне показал свою мастерскую, где я увидел множество картин — как завершенных, так и в процессе работы. В основном он писал маслом. О каждой картине Леонов рассказывал свою историю. Фактически, он стал родоначальников нового нового жанра в живописи – космических пейзажей. Конечно, и без него художники писали космос, но то были лишь фантазии. А Алексей Архипович писал космические пейзажи «с натуры», как очевидец. Поэтому его картины о космосе дышат. Они живые. Нам кажется, что в космосе нет оттенков цвета: темная бездна и звезды. Но насколько же у него был разнообразен космос! Он настолько его полюбил и прочувствовал, что стал ео истинным певцом и очами человечества.
Глядя на его картины, я сам как будто вышел в открытый космос, который стал для меня ближе и роднее. Главное в его работах, что космос представляется не холодным и чуждым, а родным и близким – частью нашего бытия и нашего жизненного пространства.
С космосом у Алексея Архиповича сложились личные отношения. Однажды он мне признался: «Космос научил меня молиться». Он рассказал, что с детства был верующим, признался, что еще ребенком читал молитвослов. Но настоящая молитва пришла именно там, над землей. Мне он это рассказал как священнику.
Когда выходил в открытый космос, произошло чрезвычайное происшествие – его скафандр раздулся. Выйти – вышел, а вернуться вновь в корабль не мог, объем скафандра стал больше и в люк не проходил. Настала критическая минута, решался вопрос: быть или не быть. Истекло положенное время. С Земли шли сигналы: почему не возвращаешься? А он решил не создавать паники, и никого не посвящал в проблему, а стал мысленно молиться. И тут ему пришла идея: по инструкции требовалось возвращаться в корабль головой вперед, а он решил вернуться ногами вперед — вопреки всем правилам. И это сработало. Он был убежден, что эта мысль пришла ему от Бога – ему открылось в молитве, как надо действовать. Это происшествие он воспринимал как подлинное чудо. Только на земле он рассказал о том, что произошло.
Для Алексея Архиповича выход в открытый космос стал и встречей с Богом. Господь попустил экстраординарную ситуацию, чтобы человек в открытом космосе помолился, а не просто выполнил задание. Вся эта история воспринимается как чудо, как событие, молитвенно открывшее нам космос. Леонов с детства верил в Бога, но это событие его укрепило в вере. Алексей Архипович испытал в открытом космосе Божию помощь. Выход в космос стал встречей с Богом.
Поэтому неудивительно, что Леонов пожелал изобразить Божию Матерь на фоне открытого космоса. Написание иконы для него стало актом благодарности Творцу.
Также он предложил написать на иконе состыкованные корабли «Аполлон» и «Союз». В таком виде они напоминали крест, летящий в космосе. Я обратил на это его внимание, а он сознательно употребил это метафору. Для него также было важно, что в момент стыковки он сам находился в корабле. Таким образом, он невидимо изобразил там и самого себя.
Особой проблемой стала линия горизонта. Леонов долго мне объяснял, что только на земле господствует представление о горизонте, а в космосе его нет. Земля вертится в иллюминаторе — то переворачивается, то появляется слева, то справа… В космосе не существует линии горизонта как таковой, и Леонов решил изобразить землю такой, какой он ее видел – по диагонали.
Была еще одна проблема. Алексей Архипович сразу же заявил, что не дерзает писать лик Божией Матери, и попросил меня найти иконописца для этого. Я оценил его смирение: ведь этот как раз принцип древнерусского письма – были иконописцы личники (писавшие лик) и доличники (писавшие всё остальное). Здесь уместно вспомнить Андрея Рублева и Даниила Чёрного. Скорее всего, Андрей Рублёв был личником, а Даниил Чёрный – писал доличное, фоны. Алексей Архипович Леонов, сам того не подозревая, продолжил древнюю традицию иконописи.
У нас на Леушинском подворье в то время как раз работал иконописец и художник-академист Валерий Шкода, который согласился выполнить эту миссию: написать лики. В результате мне приходилось возить холст из Москвы в Петербург и обратно. Совместный творческий процесс был для меня настоящей радостью.
Но несмотря на все трудности, дело двигалось быстро. Икона Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» была написана ровно за 40 дней, в 2013 году.
«Космический образ Божией Матери» свидетельствует о попечении Богородицы не только о Земле, но и обо всем мире в целом, о том, что именуется Вселенной. Написав эту икону, Леонов снял ненужные отрицательные ассоциации с космоса. Теперь икона Божией Матери под названием «Космическая» вполне имеет право на существование. Ведь есть же икона «Богоматерь Одигитрия», что по-гречески означает «Путеводительница». Космос – также слово греческого происхождения, обозначающее мир, Вселенную и порядок. В этом смысле понятие «Космическая» применительно к образу Божией Матери вполне соответствует традициям русской иконописи.
В беседах с Алексеем Архиповичем возник вопрос: а почему только Байконур? После завершения работы над первой иконой родилась идея написать подобную икону в храмы других космодромов. В результате Леонов в следующем году написал 3 или 4 иконы — точные списки с первой.
Эти копии по желанию самого Алексея Архиповича были посланы в Плесецк и в храм Георгия Победоносца, возведенный на месте гибели Юрия Алексеевича Гагарина. Алексей Леонов был инициатором строительства этого храма.
Я был уверен, что в нашем городе также должна быть подобная икона Божией Матери. Ведь Санкт-Петербург сыграл выдающуюся роль в освоении космоса, став своего рода «интеллектуальным космодромом». Об этом свидетельствует музей космоса в Петропавловке. Учитывая историческую связь образа Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» со святым Иоанном Кронштадтским, я попросил первую «космическую» икону оставить у нас — в музее святого праведного Иоанна Кронштадтского.
В день кончины Алексея Архиповича мы выставили написанную им икону в Мемориальной Квартире. Теперь у гостей музея будет возможность ее увидеть и помолиться об упокоении раба Божия Алексия Архиповича.
Источник: www.ruskline.ru