25 сентября 2020 года Россия отмечает 100-летие со дня рождения выдающегося кинорежиссера, сценариста, актера Сергея Фёдоровича Бондарчука (1920 – 1994).
Почти каждая биография Сергея Фёдоровича начинается со слов, подчёркивающих невероятную силу и величие этого человека. Его называли гигантом, титаном. “Глыбища!” – говорил о нём режиссер и актер Евгений Матвеев. И действительно Бондарчука хочется сравнивать с русским былинным богатырём, который сражался на поле кинематографа, руководя целыми армиями и огромными массами людей, всегда добивался воплощения в фильме своих замыслов, и помешать ему в этом не могли ни люди, ни обстоятельства, ни трудности.
Сергей Фёдорович Бондарчук родился 25 сентября 1920 года в Белозёрке (ныне Херсонская область, Украина). Просторы Херсонщины оставили неизгладимое впечатление в душе Бондарчука. Степи представали перед его взором всю его жизнь, просились и приходили в его фильмы.
Вспоминаю я бабку-сербку, деда-болгарина, хутор, где проживали 35 национальностей, а первые поселенцы были аж из Албании. Так во мне переплелись украинская, болгарская и сербская ветви. Хутор наш Белозерка расположен в 12 километрах от Херсона… Воспоминания у меня о детстве самые яркие… Ходил я за горизонт. Искал, где же он кончается. Это было интересно. И так меня потрясло, что никак не могу дойти. О подобных ощущениях я впоследствии прочитал у Шевченко, у Франко, “як вин шукали конец света”. (Ильичев С. “Вдохновение посещает только талантливых” [Воспоминания, записанные в беседе с С.Ф.Бондарчуком] // Правда. г.Москва. – 1992 – 27 сентября).
В 1927 году семья Сергея Бондарчука переехала в Таганрог, а в 1932 г. – в Ейск. В Ейске – Сергей впервые увлёкся театром – начал посещать театральный кружок. В 1937 году поступил в театральное училище Ростова-на-Дону, окончил его прямо перед войной. С. Ф. Бондарчук прошёл всю войну солдатом, был демобилизован только в 1946 году.
В 1948 году Сергей Бондарчук окончил актёрский факультет ВГИКА – мастерскую С.А.Герасимова. Первой значимой актёрской работой в кино стала роль подпольщика Валько в картине С.А.Герасимова “Молодая гвардия”. Актёрская игра Сергея Бондарчука вызвала огромный интерес зрителей. “Когда картину посмотрел знаменитый Всеволод Пудовкин (премьера 1-й серии состоялась 11 октября 1948 года), он изрек в сторону Бондарчука: “Вот артист, который вошел на экран, как танк…” (Раззаков Ф. Сергей Бондарчук).
А исполнение роли Тараса Шевченко в 1951 г. в фильме И.А.Савченко С.Ф.Бондарчук было отмечено самим И.В. Сталиным… Сын Сталина Василий позвонил Сергею Фёдоровичу и пригласил в ресторан «Арагви», хотя Бондарчук усомнился в правдоподобности происходящего, подумав, что это чья-то шутка, но к ресторану подъехал.
«Режиссёра встретили у входа и проводили в отдельный кабинет, где действительно сидел сын Сталина Василий и известный футболист Всеволод Бобров. Василий Сталин положил перед Бондарчуком журнал «Огонек» с портретом Бондарчука в роли Шевченко на обложке. Под портретом подпись: «Заслуженный деятель искусств РСФСР Сергей Федорович Бондарчук». «Заслуженный деятель» было зачеркнуто ручкой, а сверху написано: «Народный артист СССР». И подпись – «И.Сталин». (Данелия Г. Безбилетный пассажир.- М.: Эксмо, 2005. – 69-70).
После этого в 1952 г. в возрасте всего 32 лет актёр получил Сталинскую премию и звание Народного артиста СССР.
Роль Т.Шевченко произвела впечатление не только на Иосифа Виссарионовича. Режиссер Владимир Наумов рассказывал:
“Сергей играл с такой силой, что и актеров в кадре, и всех, кто был на площадке, била дрожь. Марк Бернес (один из любимых актеров Савченко, в “Тарасе Шевченко” он играл благородного капитана Косарева) после той съемки мне сказал: “По-моему, Бондарчук гипнотизер. Ничуть не слабее Вольфа Мессинга. Он обладает огромной силой внушения”. В нем действительно чувствовался магнетизм, который мог проявиться в любой момент и покорить окружающих.(Наумов В. Он был настоящим другом// Сергей Бондарчук в воспоминаниях современников.- М., 2003.- с. 30)
В 1954 году Сергей Бондарчук снимался одновременно в трёх картинах: у режиссера Самсона Самсонова в “Попрыгунье” по А. П.Чехову он играл Дымова, у Фридриха Эрмлера в “Неоконченной повести” кораблестроителя Ершова и у Сергея Юткевича – Отелло.
С ролью Дымова в «Попрыгунье» Бондарчук справился великолепно. Вот, что писал критик того времени:
Дымова блестяще играет артист С.Бондарчук. Впрочем, «блестяще», «играет» – это не те слова, которые могут передать то ощущение правдивости, достоверности, искренности всего поведения Дымова-Бондарчука, которое с первого же появления на экране охватывают зрителя. Дымов-Бондарчук скуп на внешние выражения чувств: сдержанны и спокойны его движения, он очень скромен, а потому немногословен, мало говорит о себе, о своей работе. Он даже немного застенчив, когда попадает в компанию своей жены – «попрыгуньи» Ольги Ивановны. Но, несмотря на всё это, а может быть и благодаря этому, с экрана предстаёт перед нами человек большого обаяния и душевной чистоты. (Гвелесиани С. «Попрыгунья»// Заря Востока. г.Тбилиси. – 1955.- 29 июня.
С. Бондарчук (Дымов), Людмила Целиковская (Дымова)
к/к «Попрыгунья»
«Отелло» С. Юткевича критики встретили более сдержанно. Однако фильм имел успех, в 1956 г. был удостоен Приза за «Лучшую режиссуру» в Каннах и Золотой медали на МКФ в Дамаске.
…Отелло… Работая над этим образом, я познакомился с творчеством многих исполнителей этой роли: Бёрбеджа, Мочалова, Сальвини, Остужева, с режиссёрской разработкой Станиславского. Меня волновали бесчисленные суждения о венецианском мавре: и полемически острые, и философски уравновешенные. Этот путь я проделал вместе с добрым и умным режиссёром Сергеем Юткевичем.
После выхода фильма критика встретила нового Отелло сдержанно. Раздавались упрёки в приземлённости образа, отсутствии у мавра вулканических страстей.
Не стану спорить с критиками по поводу моих актёрских просчётов. В чём-то «не дотянул», где-то, наоборот, «переиграл», и всё-таки хочется сказать, каким мне видится этот образ.
Отелло велик тем, что принадлежит к общему человеческому братству. Обнажить это человеческое начало, освободив при этом образ от псевдоромантических наслоений, и есть задача актёра. И я сознательно стремился снять Отелло с котурн, сделать его до земного земным. Не Дездемону карает он, поверив Яго, а мир лжи и подлости.
В самом начале 1957 года Бондарчук загорелся идеей экранизировать рассказ М.Шолохова «Судьба человека». Рассказ был опубликован в двух номерах «Правды» – 31 декабря 1956 и 1 января 1957 года и произвел неизгладимое впечатление на Сергея Фёдоровича.
Хорошо помню день, когда на страницах «Правды» появился замечательный рассказ М.Шолохова «Судьба человека». Рассказ потряс меня до глубины души. И моими мыслями и чувствами завладело горячее желание сыграть роль Андрея Соколова. Еще не было ни сценария, ни съемочной группы, не было даже разговоров о будущем фильме, а я уже знал, что должен отдать этой роли все свои силы, все вдохновение. Но чем больше я думал об этом, чем больше, «вживался в образ», тем яснее становилось, что одних только актерских средств мне мало для работы над ним, что два человека — режиссер и актер — как бы ни были близки их творческие взгляды, не смогут воплотить образ Андрея Соколова во всей его цельности так, как его задумал Шолохов.
И тогда зародилась мысль — самому поставить фильм о судьбе Андрея Соколова. Снимаясь в кино, я давно мечтал о самостоятельном фильме, о режиссуре учился у лучших мастеров. «Судьба человека» стала первым практическим воплощением этих замыслов.(Судьба человека. Беседа с народным артистом СССР С.Ф.Бондарчуком // Московская правда. 12 апреля 1959)
Съемки картины начались 17 июля 1958 года. А в апреле 1959 года фильм вышел на экран.
В этом фильме, созданном в эпоху «оттепели», как и в вышедшей на экраны в 1957 году картине М.Калатозова «Летят журавли», сильно и открыто был акцентирован интерес не просто к событиям войны, а к переживаниям, чувствам и мыслям живого человека. Фильм затронул каждого зрителя, эффект от картины был мощный и несокрушимый.
Одна из крупнейших английских газет, предваряя знакомство кинозрителей с “Судьбой человека”, написала: “Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, посмотрите этот фильм”. (Раззаков Ф. Сергей Бондарчук.)
За картину «Судьба человека» в 1960 г. С.Ф. Бондарчук и оператор В.В. Монахов получили Ленинскую премию.
Основоположник итальянского неореализма Р. Росселини был так поражён актёрской игрой Бондарчука в «Судьбе человека», что пригласил его в свою картину «В Риме была ночь» на роль русского военнопленного. Сценарий Бондарчуку не понравился, но он согласился играть в фильме после внесения ряда изменений – переименовал героя из Ивана в Фёдора и наделил своего персонажа индивидуальными чертами. Картина вышла на экран в 1960 году.
В 1960 году Бондарчук снялся в дебютной картине молодых режиссеров Георгия Данелия и Игоря Таланкина «Серёжа» по одноимённому рассказу Веры Пановой. Сергей Федорович сыграл Коростелёва, отчима мальчика, а по сути человека, ставшего для ребёнка настоящим отцом.
В 1961 году Бондарчук приступил к экранизации романа Л.Н.Толстого «Война и мир». В течение шести лет режиссёр и его съёмочная группа трудилась над киноэпопеей. Эта картина стала беспрецедентной и непревзойдённой в советском кинематографе по масштабности, затрате материальных средств, а также – творческих и физических усилий огромного количества людей. Фильм имел большой успех в СССР и за его пределами. Особенно поразила зрителей разворачивающаяся картина боевых действий, снятых с предельной тщательностью и размахом. Картина получила множество наград на международных фестивалях, в том числе Премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
После мирового признания фильма «Война и мир», итальянские кинематографисты пригласили Сергея Федоровича для создания картины «Ватерлоо» (1969 г.)
Режиссёр работал над картиной, стараясь также воплотить ее в духе Л.Н. Толстого: «Ватерлоо», я делал, находясь под сильнейшим обаянием поэтики Льва Толстого, его эстетических принципов. Более того, считал её продолжением толстовской темы. И Род Стайгер, снимавшийся в роли Наполеона, не раз вспоминал Толстого, «Войну и мир», нашу картину и прежде всего образы, созданные в ней актёрами». (Бондарчук Сергей. Желание чуда. – Москва, 1981)
С.Ф.Бондарчук неоднократно отмечал, что он снимал эту и свои другие картины, даже чеховскую «Степь» и шолоховский роман «Они сражались за Родину», именно через толстовское понимание картины мира и его восприятие человека.
После съёмок «Ватерлоо», устав от изнурительной режиссуры, Сергей Федорович сократил свою актёрскую деятельность, и с 1970 по 1974 годы он снялся в главных ролях в немногих картинах: «Дядя Ваня» А. Кончаловского в роли Астрова, «Молчание доктора Ивенса» Б. Метальникова, «Выбор цели» (И. Таланкина), «Такие высокие горы» Ю.Солнцевой.
Близился 40-летний юбилей Великой Победы. В это время Сергея Федоровича пригласили в Министерство обороны, где министр А.Гречко предложил режиссёру снять картину о битве за Кавказ, в которой участвовал сам маршал Гречко. Однако Бондарчук решил вернуться к своему любимому М. Шолохову и экранизировать его незаконченный роман «Они сражались за Родину».
Произведение «Они сражались за Родину» – о горьких, трагических днях войны, когда русский народ терпел поражение и отступал. Вновь режиссер обратился к теме личных переживаний простых солдат на войне.
В этой картине сыграли замечательные советские актеры: Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Юрий Никулин, Георгий Бурков, Николай Губенко, Иван Лапиков. Роль Ивана Звягинцева в фильме Сергей Бондарчук исполнил сам.
Каждый кадр, отснятый прекрасным оператором Вадимом Юсовым, теперь обрёл особую ценность. Ведь мы снимали фильм о неизбывности, необоримости жизни, и потому нашей главной целью было осмыслить события сурового 1942 года, показать дух воинов, истоки будущей победы, обстановку и атмосферу, в которых она зарождалась. Наверное, рано или поздно, но я всё-таки пришёл бы к картине о Великой Отечественной войне. Хотя бы потому, что сам принадлежу к поколению, которое война застала в расцвете сил, которое принимало в ней участие и отплатило жизнями своими за радость мирной жизни. Война до сих пор живёт незаживающей раной в душе. Наверное, потому и сам я надел солдатскую шинель и сыграл в фильме роль Звягинцева. (Бондарчук Сергей. Желание чуда. – Москва, 1981)
После просмотра фильма Художественным советом «Мосфильма» 2 апреля 1975 года режиссер Юлий Яковлевич Райзман произнёс: «Я думаю, что сегодня будет очень трудно говорить, потому что есть картины, после которых хочется поболтать. Поговорить, обменяться мнениями. А этот фильм вызывает у меня желание помолчать, подумать и понять, что такое сила искусства, эмоциональная сила. Мы прожили какой-то кусок жизни с этими людьми. Я первый раз на экране, смотря фильм о войне, увидел человеческие судьбы, живых настоящих прекрасных людей, я им поверил до конца – всему, что они делали, как они жили, как говорили, и они мне стали бесконечно дороги. Я смотрел на Шукшина и для меня сейчас он уже погиб на войне, его смерть связана с этим образом, который сделан превосходно – образ живого, прекрасного человека. Я не могу ничего сказать кроме этих бессвязных слов, потому что действительно впечатление огромное». (Стенограмма заседания Художественного Совета киностудии… Обсуждение двух фильмов «Они сражались за Родину»).
Ещё после съёмок «Судьбы человека» Бондарчук мечтал экранизировать повесть А.П.Чехова «Степь». Однако осуществить эту постановку получилось только в 1977 году. Наконец-то Сергей Фёдорович смог отдохнуть от «баталий» – на просторах Хомутовской степи, где снимали картину, и погрузиться в поэзию классического произведения. Но кроме собственно чеховского мироощущения, режиссер привнёс в картину и философию космизма, приверженцем которой он был. Степь, как и земля в «Войне и мире», снятая с высоты птичьего полёта, с колышущимся ковылём, предстаёт как образ всего живого, космоса, мира таинственного и непостижимого, перед величием которого люди замирают. И каждый отдельный человек, как микрокосм, имея неповторимый, индивидуальный характер, несёт в себе и черты вечного.
Сразу же два образа, многоликих, как сама жизнь, возникают в фильме: степь и люди. Степь втянула людей в свое пространство и как будто приняла на себя черты каждого из них порознь и всех вместе. В своей заброшенности она выражает общую горемычную судьбу. Это слияние, «переливание» друг в друга природы и людей создает сложное звучание фильма. (Капралов Г. Как эти выходы в степь хороши!// Советский экран.- 1978.- № 12.- с. 2)
В 1978 году Сергей Федорович снова встретился с творчеством Л.Н.Толстого – сыграл роль отца Сергия (Степана Касатского) в картине И.Таланкина «Отец Сергий». По словам самого режиссёра фильма – никого, кроме Бондарчука в этой роли он видеть не мог.
В 1980 году Сергей Бондарчук вернулся к эпическому кинематографу, сняв картину “Красные колокола”, состоявшую из двух фильмов: “Мексика в огне” и “Я видел рождение нового мира”. Этот фильм получил международную премию “Академии Симба” (Италия), приз Всесоюзного кинофестиваля (1983) и через год – Государственную премию СССР.
В 1985 году на экраны вышла новая картина С.Ф.Бондарчука «Борис Годунов». Однако в стране произошли большие перемены. Бондарчук оказался неугодным в новой кинематографической среде. В 1986 г. на пятом съезде кинематографистов СССР молодые режиссёры решили «сбросить с корабля современности» фигуры «ретроградов» советского кино – из членов правления были изгнаны С.Бондарчук, Е.Матвеев, С.Ростоцкий, Л. Кулиджанов. С.Бондарчуку не нравилось происходящее, в меняющемся мире он хотел остаться самим собой: «Лично я не собираюсь менять ни своего отношения к жизни, ни к искусству, ни к людям. Я читал и буду читать те книги, которые любил, буду делать те фильмы, которые считаю нужными людям».
Всю свою жизнь Сергей Фёдорович мечтал экранизировать «Тихий Дон» М. Шолохова. В 1990 года в Риме был подписан договор с компанией “Интернационал синема компани” (“И-чи-чи”) о съёмках фильма. Изменившаяся реальность столкнула режиссёра с новым, непривычным типом сотрудничества – с продюсерами. Ирина Скобцева вспоминала о муже: «Он по рукам и ногам был связан контрактом, который запрещал ему заниматься какой-либо другой работой в кино. А в последние месяцы находился в страшной депрессии. Едва ли не каждое утро Сергей Федорович просыпался с тяжёлым вздохом: «Ну что же мне делать с этими бандитами? Что будет с картиной?» (Семья.- 1995.- №35) Завершить картину режиссёру не удалось. Её заканчивали сын Фёдор и Первый канал.
Сергей Фёдорович умер 20 октября 1994 г.
Фильмография режиссёра С.Ф. Бондарчука:
1959 – «Судьба человека» (по одноим. рассказу М. Шолохова)
Большой золотой приз I МКФ в Москве (1959); «Хрустальная ваза – Главный приз Х МКФ трудящихся Чехословакии (1959); «Золотая головка Паленке» – Гран-при II Международного смотра фестивальных фильмов в Мехико (1959); Главная премия XII МКФ в Локарно (1959) и другие.
1965-67 – «Война и мир» (4 серии, по одноименному роману Л. Толстого).
«Золотая голова Паленке» – высший приз VIII МКФ «Фестиваля фестивалей» в Акапулько (1965); Жемчужный приз первым двум фильмам за лучший иностранный фильм года на конкурсе японской ассоциации любителей кино «Роэй»; Первый приз Нью-Йоркской ассоциации кинокритиков как лучшему иностранному фильму за 1968г.; Почетный диплом XXVI МКФ в Венеции (1965); Большой приз IV МКФ в Москве (1965) и другие
1970 – «Ватерлоо» («Мосфильм», СССР – Дино Де Лаурентис, Италия)
1975 – «Они сражались за Родину» (по одноименному роману М. Шолохова)
Лучший фильм 1975 г. по итогам конкурса, проводимого журналом «Советский экран» (1976); Премия XIV МКФ в Панаме (1976) за лучшую режиссуру и лучший фильм; Премия ЦК Союза борцов против фашизма на XX МКФ в Карловых Варах (1976);
1977 – «Степь» (по одноим. повести А. Чехова)
1982 – «Красные колокола» (по мотивам произведений Д. Рида)
Фильм первый: «Мексика в огне». Фильм второй: «Я видел рождение нового мира»
1986 – «Борис Годунов» (по одноименному трагедии А. Пушкина)
1994 – «Тихий Дон» (по одноим. роману М. Шолохова
С. Бондарчук в ролях (в к/к Киностудии «Мосфильм»):
- 1948 – «Повесть о настоящем человеке» (Реж. А.Столпер, в роли – Гвоздева)
- 1950 – «Кавалер золотой звезды» (Реж. Ю.Райзман, в роли Тутаринова)
- 1953 – «Адмирал Ушаков» (Реж. М.Ромм, в роли Тихона Прокофьева)
- 1953 – «Корабли штурмуют бастионы» (Реж. М. Ромм, в роли Тихона Прокофьева)
- 1955 – «Попрыгунья» (Реж. С. Самсонов, в роли Дымова)
- 1955 – «Отелло» (Реж. С. Юткевич, в роли Отелло)
- 1959 – «Судьба человека» (Реж. С.Бондарчук, в роли Андрея Соколова)
- 1960 – «Сережа» (Реж. И.Таланкин, Г. Данелия, в роли Коростелева)
- 1965 – 1967 – «Война и мир» (Реж. С.Бондарчук, в роли Пьера Безухова)
- 1970 – «Дядя Ваня» (Реж. А.Кончаловский, в роли Астрова)
- 1973 – «Молчание доктора Ивенса» (Реж. Б.Метальников, в роли Мартина Ивенса)
- 1974 – «Выбор цели» (Реж. И.Таланкин, в роли Курчатова)
- 1974 – «Такие высокие горы» (Реж. Ю.Солнцева, в роли Ивана Николаевича)
- 1977– «Степь» (Реж. С.Бондарчук, в роли Емельяна)
- 1978– «Бархатный сезон»» (Реж. В.Павлович, в роли Мистера Бредвери)
Призы и награды С.Ф.Бондарчука:
- Сталинская премия первой степени (1952) — за исполнение главной роли в фильме «Тарас Шевченко» и роли Сергея Тутаринова в фильме «Кавалер Золотой Звезды» (1950).
- Ленинская премия (1960) — за фильм «Судьба человека» (1959).
- Награда американской киноакадемии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» (1968) — за фильм «Война и мир».
- Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1977) — за фильм «Они сражались за Родину».
- Государственная премия УССР имени Т. Г. Шевченко (1982) — за исполнение роли кардинала Монтанелли в художественном фильме «Овод» (1980).
- Государственная премия СССР (1984) — за фильм «Красные колокола».
- Два ордена Ленина (1967, 1980).
- Орден Октябрьской Революции (1974).
- Орден Трудового Красного Знамени (1970).
- Орден Отечественной войны 2-й степени (05.02.1988).
- МКФ в Карловых Варах (1952, Премия актёру, фильм «Тарас Шевченко»).
- МКФ в Локарно (1959, Главный приз, фильм «Судьба человека»).
- МКФ в Москве (1959, Большой приз, фильм «Судьба человека»).
- МКФ трудящихся в ЧССР (1959, Особый главный приз, фильм «Судьба человека»).
- МКФ в Акапулько (1965, Гран-при «Золотая головка Паленке», фильм «Война и мир»).
- МКФ в Венеции (1965, Почётный диплом, фильм «Война и мир»).
- МКФ в Москве (1965, Большой приз, фильм «Война и мир»).
- Конкурс Японской ассоциации любителей кино «Роэй» (1966, «Жемчужный приз» за лучший фильм года, фильм «Война и мир».
- Ассоциация кинокритиков Нью-Йорка (1968, Первый приз лучшему иностранному фильму года, фильм «Война и мир»).
- МКФ в Карловых Варах (1970, Спец. приз, фильм «Судьба человека»).
- МКФ в Джорджтауне (1976, Почётный диплом, фильм «Судьба человека»).
- МКФ в Карловых Варах (1976, Приз, фильм «Они сражались за Родину»).
- ВКФ (1979, Приз за лучшую мужскую роль, фильм «Отец Сергий»).
- МКФ в Карловых Варах (1982, Приз «Хрустальный глобус», фильм «Красные колокола. Ф. 1-й: Мексика в огне»).
- МКФ в Ташкенте (1982, Приз Союза журналистов СССР, фильм «Красные колокола. Ф. 1-й: Мексика в огне»).
- МКФ в Ташкенте (1982, Приз Союза журналистов СССР, фильм «Красные колокола. Ф. 2-й: Я видел рождение нового мира».)
- ВКФ (1983, Приз оргкомитета, фильм «Красные колокола. Ф. 1-й: Мексика в огне»).
- ВКФ (1983, Приз оргкомитета, фильм «Красные колокола. Ф. 2-й: Я видел рождение нового мира»).
- МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь» (1992, Приз «За выдающийся вклад в славянский кинематограф»).
- МКФ в Москве (1995, Приз «За выдающийся вклад в мировое кино XX века»).
- Орден Дружбы народов (1986)
- Медаль «За оборону Кавказа» (1944)
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946)
- Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
- Медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «Ветеран труда»
- Медаль «50 лет Вооружёных Сил СССР»
- Медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»
- Медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»
- Орден Почётного легиона (1967, Франция)
- Премия «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке» (1969, Голливудская ассоциация иностранной прессы, США) — за фильм «Война и мир»
- Премия «Давид ди Донателло» за лучший фильм (1971, Академия кинематографии Италии) — за фильм «Ватерлоо»
Источник: www.mosfilm.ru