Работает “горячая линия” и ресурсы Фонда

Работают наши ресурсы:   Почта: mslavfond@yandex.ru www.instagram.com/stop.sekta https://vk.com/slavfond https://vk.com/id73571538  Телеграм: https://t.me/s/proektstopsekta https://t.me/slavfond Дзен       https://dzen.ru/id/5fc5552ba2eefa495b86f410  Youtube   https://www.youtube.com/channel/UCRtnFGs_2ntj4zcZAVMbJ4A «Горячая линия» на базе Общественного Международного Фонда славянской письменности и культуры создана с целью оказания пострадавшим психологической, юридической, просветительской и другой практической помощи, а так же с целью привлечения внимания к конкретным проблемам в вышеуказанной области экспертов различного уровня. «Горячая линии» по приему информации и жалоб  от лиц, пострадавших от деструктивной деятельности религиозных организаций (сект), посягающих на личность и права граждан на территории г. Москвы и Московской области. Электронная почта: linia.pomoshi@yandex.ru

Если России не будет – на Земле будет ад. В Москве состоялся круглый стол, посвящённый актуальности наследия русской мысли Московской Руси

Если России не будет – на Земле будет ад В Москве состоялся круглый стол, посвящённый актуальности наследия русской мысли Московской Руси Во вторник, 17 декабря, в Московском Доме национальностей состоялась научно-практическая конференция «Актуальность наследия русской мысли Древней Руси. Москва - Третий Рим и Второй Иерусалим: инок Филофей, Ермолай-Еразм, Митрополит Макарий, Иоанн Грозный  и другие». Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия» и Международный фонд славянской письменности и культуры продолжают проведение научно-практических конференций Просветительского проекта «Монументальная летопись России». Круглый стол 17 декабря стал тематическим продолжением форума «Русские мыслители о судьбе и предназначении России», посвящённого актуальности наследия русской мысли Древней Руси. Традиционным ведущим круглых столов является заместитель генерального директора Общественного Международного фонда славянской письменности и культуры Леонид Юрьевич Редкий. С вступительным словом к участникам круглого стола обратился главный редактор «Русской народной линии», член Союза писателей России Анатолий Дмитриевич Степанов. Он отметил, что вопрос об актуальности наследия мысли эпохи Московской Руси сегодня становится просто очевидным. В частности, идея «Москва – Третий Рим», которая появилась именно в эпоху Московской Руси в начале XVI века, сегодня неожиданно вошла не только в научный и публицистический дискурс, но и нередко становится предметом для размышлений современных политиков. Идея «Москва – Третий Рим» является пониманием и развитием мысли святого апостола Павла об Удерживающем из его Послания к Фессалоникийцам (2:7). Не только идея «Москва – Третий Рим», но и целый круг идей, связанных с пониманием предназначения России, судьбы России, которые мы находим в документах той эпохи, важен и сегодня. Анатолий Степанов выразил уверенность, что эти проблемы будут обсуждаться в дискуссии. Затем дистанционно выступил доктор философских наук, профессор, научный руководитель Российского института истории искусств Александр Леонидович Казин. Философ отметил, что именно в эпоху Московской Руси происходит фундаментальное расхождение Русской и Западной цивилизаций. Если на Руси сохраняется представление о Божественном устроении жизни и продолжает господствовать идея теоцентризма, то начиная с эпохи Возрождения, в западной цивилизации в среде интеллектуалов утверждается идея антропоцентризма. Интеллектуальная жизнь перемещается из монастырей в университеты. И это тоже принципиальный факт той эпохи. В культуре и живописи мы видим фундаментальное расхождение двух цивилизаций. Отказ Запада от Христианства, который произошёл в эпоху Просвещения, был вполне закономерен и основан на тех средневековых идеалах, которые уже укоренились в западной культуре. Александр Леонидович видит будущее как напряженное столкновение двух путей истории, которые сегодня олицетворяют Русская и Западная цивилизации. Примечателен в этом смысле курс на искусственный интеллект, который взят на Западе. Это уже конечная точка истории, переход в небытие, поскольку искусственному интеллекту не нужен человек. Далее выступил настоятель московского Храма святителя Николая на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров). Отец Кирилл, будучи историком по образованию, отметил, что идея «Москва – Третий Рим» явилась «жалом в плоть» для греков. И тогда уже началось наше противостояние, в том числе и с греками. На Руси, вопреки господствовавшим долгое время представлениям, существовала в эпоху Средневековья культура: иконопись, церковное пение, зодчество. Но это культура была фактически богословием в красках, пении, слове и камне Игумен Кирилл считает, что важнейшей проблемой для нашей истории явился раскол, поэтому выдвинул идею реабилитации Стоглавого Собора 1551 года и включение его в корпус современных норм и права. Обращаясь к эпохе раскола, игумен Кирилл процитировал Солженицына, который видел связь событий XVII века и 1917 года. И сегодня, по мнению отца Кирилла, подобная перекличка происходит в Сирии. Он напомнил, что на Патриарха Никона, который начал церковные реформы, приведшие к расколу, очень сильно повлиял тогдашний Антиохийский Патриарх Макарий. Далее выступил историк-источниковед, научный редактор Информационно-исследовательской службы «Царское Дело» Леонид Евгеньевич Болотин. Он согласился с отцом Кириллом в важности внимания к Стоглавому Собору, который взращен на идеи «Москва – Третий Рим». А «Третий Рим» является, по сути, остовом, костяком русской цивилизации. Идея Москвы как Третьего Рима, также как и триада «Православие. Самодержавие. Народность», сегодня чрезвычайно актуальна. И это не просто наше наследие, а наша авангардная стратегия, отметил историк. Выступивший дистанционно философ и публицист из Перми Алексей Николаевич Ощепков также подверг критике идеи об отсутствии просвещения в эпоху Киевской и Московской Руси. Напротив, мы видим высокий уровень культуры той эпохи. И в качестве примера докладчик обратился к историческому документу «Хождение за три моря Афанасия Никитина», который в своём труде демонстрирует высочайший уровень развития культуры. Художник Филипп Москвитин в своём выступлении рассказал, что он сейчас пишет картину о поставлении на Патриарший престол первого Патриарха Иова, поэтому тесно соприкасается с темой «Третьего Рима». Ведь именно в ту эпоху наш символ «Двуглавый Орёл» получил две свои главы – Царя и Патриарха. К сожалению, как отметил художник, до сих пор среди нашего духовенства присутствует грекофильство. Часто можно столкнуться с тем, что некоторые наши священники отрицают идею «Третьего Рима», посетовал он. Далее дистанционно выступил доктор исторических наук, кандидат филологических наук, директор Центра исторической психологии при кафедре истории славянских и балканских стран Института истории СпбГУ протодиакон Владимир Василик. Отец Владимир посвятил своё выступление причинам раскола и пониманию феномена старообрядчества. Выступление отца Владимира опубликовано на «Русской народной линии». Заведующий отделом по взаимодействию с Русской Церковью Института стран СНГ, глава московского отделения Союза православных граждан Кирилл Александрович Фролов в своём выступлении отметил, что учение о «Третьем Риме» не просто концепция и философское открытие, а настоящее предание Церкви, которое находит подтверждение не только в письмах инока Филофея, но и в письме Константинопольского Патриарха Иеремии и в решениях двух Архиерейских Соборов. В своём выступлении эксперт коснулся современных актуальных проблем, имеющих религиозное измерение. В частности, угрозы, которые таят приход к власти в США Дональда Трампа. По мнению Фролова, это будет означать открытую подготовку пришествия антихриста. К сожалению, многие очарованы мирными инициативами Трампа и не понимают данного фундаментального факта. Нам же, по мнению докладчика, «позарез» нужна спецоперация по просвещению русского народа русскими смыслами – теми смыслами, которые мы находим в нашей истории. Далее выступил председатель организации «Евро-Русь» (Бельгия) Роман Крис. В прошлом католик, принявший Православие, отметил, что он не понаслышке знает, что происходит на Западе. И это «не подарок для души». Согласно учению известного английского геополитика Маккиндера, Россия является Хартлендом, центром мира, но Россия, как полагает русский бельгиец, является не только геополитическим центром мира, но и центром человечества в очах Божиих. Поэтому-то и такие глубокие корни у русофобии. Запад не раз пытался победить Россию, напомнил он. И уже, казалось бы, побеждал, но сохранялись в русской почве корни, которые давали побеги и Россия снова восставала. Сегодня, если Россия не победит на СВО, то мир будет сатанинским, не сомневается Роман Крис. Он убеждён, что, если России больше не будет – то на земле будет ад, поскольку именно в России живёт Бог. В ходе проведения круглого стола состоялась оживлённая дискуссия по затрагиваемым экспертами проблемам и вопросам, в том числе по теме старообрядчества. Видеозаписи круглого стола будут опубликованы на «Русской народной линии». Подводя итоги заседания, главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов отметил, что сегодня многие идеи, появившиеся в эпоху Московской Руси, актуальны. И самая актуальная из них идея «Москва – Третий Рим» всё глубже проникает в плоть и ткань современной эпохи. По мнению Анатолия Степанова, дискуссия, состоявшаяся в Московском Доме национальностей, несомненно, внесёт свой вклад в понимание этой фундаментальной для русской цивилизации идеи. Подробнее: https://ruskline.ru/news_rl/2024/12/18/esli_rossii_ne_budet__na_zemle_budet_ad

«Казак должен быть монархистом» Поздравляем с днём рождения воина-добровольца, атамана Валерия Васильевича Камшилова

В воскресенье, 15 декабря, генерал-полковнику казачьих войск, председателю Совета атаманов России, атаману Мещерского войска, бывшему депутату Касимовской городской думы, ветерану боевых действий, постоянному автору и другу «Русской народной линии» Валерию Васильевичу Камшилову исполняется 71 год. Редакция «Русской народной линии» сердечно поздравляет Валерия Васильевича с личным новолетием и желает ему здравия души и тела (это сейчас особенно важно, поскольку дают о себе знать последствия участия в боевых действиях), бодрости духа, невзирая на печали и скорби земной жизни, неоскудеваемой Божией милости и помощи! Читателей «Русской народной линии» милостивно просим помянуть раба Божия Валерия в молитвах о здравии. Пожелаем ему все вместе многая лета! Напомним, что в прошлогоднем интервью «Русской народной линии» Валерий Васильевич говорил: «Я свято верю, что триединый русский славянский народ ещё объединится. Несмотря на нынешние наши неурядицы и войну. Это было одной из главных наших целей. Остаётся и теперь». «Казак должен быть монархистом, – убеждён Валерий Васильевич. – Поэтому многое в моей деятельности было связано с идеей монархии. С В.М. Клыковым мы провели четыре Земских собора. В 1996 году по моему предложению прошёл Первый собор в Новочеркасске – столице казачества. Затем были – Невский собор в Санкт-Петербурге, Крымский в Севастополе и на родине Клыкова – Курский. Я был и остаюсь сторонником монархии, всегда ратую за возрождение монархии. Это – единственный легитимный орган в России. Кстати, монархия по духу у нас всегда была – что в советское время, что теперь». Биографическая справка. Камшилов Валерий Васильевич – председатель Совета атаманов России, генерал-полковник казачьих войск, атаман Мещерского войска, член первой Общественно-политической палаты при Президенте РФ (1993 год), член Общественно-политического цента по Указу президента – РОПЦ (1993 год), член Политического консультативного совета при Президенте РФ, президент отделения и действительный член Международной академии информатизации, глава Всероссийского Соборного движения с 2006 года, инициатор восстановления казачьих кадетских корпусов. Родился 15 декабря 1953 года в городе Москве, детские годы провел в деревне Четаево Касимовского района Рязанской области. Учился в Карамышевской средней школе. В 1973 г. окончил Московский архитектурно-строительный техникум. Работал в строительном комплексе Москвы на строительстве Дома правительства России. С конца 80-х годов стал заниматься возрождением и развитием казачьего движения России. Добровольцем участвовал в боевых действиях в Приднестровье (1992 г.), Абхазии (1992 г.), Боснии и Герцеговине (1992-1993 гг.). Обсуждал проблемы духовного развития казачества с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и духовным наставником российских Патриархов Алексия I, Пимена и Алексия II архимандритом Кириллом (Павловым) – земляком, окончившим Касимовский индустриальный техникум. В.В. Камшилова связывала крепкая дружба с советским и российским скульптором, лауреатом Государственной премии, Народным художником РФ В.М. Клыковым.  Валерий Васильевич принимал активное участие в реализации проектов Вячеслава Михайловича. В России и Рязанской области установлено много памятников, созданных скульптором. В.В. Камшилов вносит большой вклад в возрождение и развитие казачьего движения, казачьей культуры и традиций, формирование духовно-нравственного воспитания молодежи в духе патриотизма и любви к России и родному краю. В.В. Камшилов – инициатор возврата исторического названия Казачьему округу ЦФО – Округ Мещерского Казачьего Войска со штабом в городе Касимове. «Именно там зародилось первое казачество, которое уже разошлось по всей Руси», – говорит Валерий Камшилов. В.В. Камшилов ведет работу по укреплению патриотизма и сохранения памяти соотечественников. Им установлены памятные доски: святому благоверному князю Александру Невскому; архимандриту Кириллу Павлову (4 шт.); первому русскому царю Ивану Грозному (2 шт.); первому русскому императору Петру Великому; Сергею Есенину; Вячеславу Клыкову (2 шт.). Организованы и проведены две экспедиции: на мыс Дежнёва и по следам жизни и миссионерской деятельности уроженца Рязанской земли прп. Германа Аляскинского (56 тыс. км). Вручены подарки детям православной школы. Передана одна тысяча книг для библиотек. Проведены пять «Памятных вечеров». В.В. Камшилов ведет большую общественно-политическую работу: депутат Касимовской городской Думы седьмого созыва, член совета Общественного международного фонда славянской письменности и культуры. Ветеран труда. Награжден государственными наградами, наградами общественных организаций, наградами Русской Православной церкви (4 ордена и 20 медалей). Предлагаем вниманию читателей подборку фотографий о жизненном пути В.В. Камшилова. Участник боевых действий в Приднестровье Русские добровольцы на войне в Боснии и Герцеговине Со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II С главой РПЦЗ митрополитом Виталием (Устиновым), США, 1994 год С президентами России В.В. Путиным, Украины Л.Д. Кучмой и автором монумента народным художником России В.М. Клыковым на Прохоровском поле У дома духовника и друга Курского митрополита Иувеналия (Тарасова) На могиле схимитрополита Иувеналия, 2024 год С легендарным сербским политиком Воиславом Шешелем С исполнителями главных ролей в фильме «Тихий Дон» П.П.Глебовым и Э.А. Быстрицкой, 1995 г., ЦДРИ, юбилей Глебова На освящении храма Рождества Христова, построенного казаком В.А. Канайкиным в поселке Лашма Касимовского района. В первом ряду губернатор Вячеслав Любимов и Герой России генерал Геннадий Трошев, 2004 год На открытии памятника св. князю Александру Невскому в Касимове с епископом Касимовским Василием (Даниловым) На открытии памятной доски архимандриту Кириллу (Павлову) со схиархимандритом Илием (Ноздриным) и великим путешественником протоиереем Феодором Конюховым Установка памятной доски архимандриту Кириллу в деревне отца Феодора С путешественником Валентином Ефремовым на воздушном шаре «Святая Русь» в небе над Касимовским районом С мамой легендарного исполнителя Игоря Талькова О.Ю.Тальковой и знаменитым А.В. Коржаковым на своём 50-летнем юбилее С уроженцем Рязанской земли космонавтом дважды Героем России В.В. Аксеновым С писателем Г.И. Свиридовым и великими русскими боксёрами президентом Федерации профессионального бокса России В.П. Агеевым и двукратным олимпийским чемпионом Б.Н. Лагутиным Памятная доска друга великого скульптора В.М. Клыкова в дар музею мастера в Курске На могиле В.М. Клыкова в Мармыжах с другом скульптора меценатом С.П. Козубенко Источник: https://ruskline.ru/news_rl/2024/12/14/kazak_dolzhen_byt_monarhistom

На Царском вечере, посвященном Первой Мировой войне

На Царском вечере, посвященном Первой Мировой войне/ Игумен Кирилл (Сахаров). Царские вечера под руководством Елены Козенковой регулярно проходят на разных площадках столицы с 2018 года. На сей раз он прошел в Доме Национальностей. В начале вечера Александр Чернавский, возглавляющий Войсковую Православную Миссию, рассказал о Крестных ходах с мироточивой иконой Царя-мученика Николая II, прошедших в разных городах, в частности, в городе Петрозаводске. Все собравшиеся духоподъёмно пропели Марш Славянки. Историк Борисюк, автор книги «Западная война», посвященной I Мировой войне, в своем выступлении опровергал бытующие мифы об этой войне. Война была объявлена России Германией 1 августа 1914 года, затем это сделали и ее союзники. Утверждение, что причиной начала войны была мобилизация, начатая в России, по словам выступавшего, полная ерунда. Это был не акт агрессии, а ответ на мобилизацию в Австро-Венгрии, которая начала переброску войск. Всего в Российской Империи в годы I Мировой войны было мобилизовано 15 миллионов человек (для сравнения – в годы Великой Отечественной войны – 31,5 миллиона). Борисюк показал, что корни войны уходят еще в XIX век – немцы активно готовились к ней. Юридически война закончилась 11 ноября 1918 года. Россия в этой войне и не проиграла, и не победила. Мы были накануне победы, но из-за начавшейся революционной смуты она не состоялась. Революция не смогла перечеркнуть всех итогов войны – мы не отдали своей земли. Ведущая задала вопрос: была ли коррупция в нашей армии в те годы? Ответ был таким: конечно, она всегда была, но не в таких масштабах, как сейчас. К 1917 году на линии боевого соприкосновения у нас было больше винтовок, пулеметов и снарядов, чем у противника. В Германии начался голод, у нас его и близко не было. Враг, однако, воспользовался революционной смутой и хаосом, который она породила. По словам Борисюка, немцев добивали союзники, но германская армия была обессилена благодаря нашей армии. Германия и ее союзники проиграли. Известный историк В.М. Лавров (мы с ним заканчивали истфак МГПИ в 1979 году) в своем выступлении отметил пагубность марксистского тезиса о том, что рабочие не имеют Отечества, что их Отечество – это социализм. Большевики выступали за поражение России в этой войне с тем, чтобы свергнуть Самодержавие. Ленин, по мнению Владимира Михайловича, не был шпионом, так как никаких секретов он не знал. Он был, однако, иностранным агентом. Немцы помогали ему деньгами. Малоизвестный факт: Ленин был арестован в Австро-Венгрии, однако, быстро был освобожден. Протоколы его допросов не сохранились, что вызывает большие подозрения. Сложный вопрос насчет возглавления Императором Николаем армии в 1915 году в период Великого отступления, что во многом было вызвано снарядным голодом. С одной стороны, уже осенью этого года на фронте начался перелом, паника прекратилась. Но, с другой стороны, из-за отсутствия Государя в столице контроль за развитием внутренней смуты ослаб. Мария Федоровна и правительство были против отъезда Императора в Ставку для руководства военными действиями, но он был непреклонен. Каковы были потери нашей армии в годы I Мировой войны? Историки называют разные цифры: Галенин – 800 тысяч, Олейников – 1,2 миллиона – в любом случае, меньше, чем у немцев. Довольно успешными были для нас военные действия на Кавказе (Эрзерумская операция и др.). В 1914 году произошла Великая Галицийская битва – с обеих сторон в ней принимали участие по 1 миллиону человек. В этой битве Россия одержала полную победу. Несколько сот тысяч вражеских солдат попали в плен. Осенью 1915 года произошла Западно-Русская битва, в которой тоже победила Русская Армия. Это было началом перелома, после нее мы стали наступать. В 1916 году произошла Галицко-Волынская битва, часть которой был Брусиловский и другие прорывы. С этого времени инициатива полностью была на нашей стороне. Запомнился рассказ о медсестре Римме Ивановой – единственной женщине, ставшей Георгиевским кавалером. Благодаря этой 21-летней девушке, остановившей отступающих солдат и поведшей их на штурм, мы смогли разгромить врага. Римма была тяжело ранена и скончалась. Ее похоронили в Ставрополе в ограде Андреевской церкви. Ее называют «Ставропольской девой». Казак Козьма Крючков порубил 11 немецких кавалеристов. Еще 4 казака в схватке победили 28 немецких кавалеристов. Летчик Нестеров под Львовом совершил первый таран. Ему было 27 лет. На Бутовском полигоне, как известно, было расстреляно более 20 тысяч 700 человек. Среди них 14 генералов, более 200 офицеров и сотни нижних чинов – участников Великой войны. Был убит, в частности, генерал Джунковский – бывший губернатор Москвы, работавший в последние годы жизни церковным старостой. Около 400 бутовских страдальцев были причислены к лику святых. Славной истории русского города Чугуева на Харьковщине было посвящено выступление уроженца этого города, руководителя организации «Русь Триединая» С. Моисеева. Чугуевский полк известен с 1639 года. Участвовал в штурме крепости Измаил, в битве при Лейпциге и др. В этом полку было наибольшее количество Георгиевских кавалеров. Закончился вечер просмотром фрагментов фильма «Предательство и верность» и несколькими песнями Геннадия Пономарева, «царского трубадура», как его называют. Заключительным аккордом его выступления была песня «Мы – русские!» (она особенно нравилась Патриарху Алексию II). Полный зал подхватывал припев песни: «Мы русские, мы русские, мы русские, мы все равно поднимемся с колен!» Другие публикации о Царском вечере : Международный фонд славянской письменности и культуры. Исторический концертный вечер «Русская армия Царской России. Ее традиции, слава, доблесть и поражение» https://mdn.ru/report/mezhdunarodnyj-fond-slavyanskoj-pismennosti-i-kultury-istoricheskij-kontsertnyj-vecher-russkaya-armiya-tsarskoj-rossii-ee-traditsii-slava-doblest-i-porazhenie

В студии радио “Радонеж” Сергей Павлович Козубенко – православный меценат и общественный деятель. Ведет передачу поэтесса Нина Васильевна Карташева

В студии радио "Радонеж" Сергей Павлович Козубенко - православный меценат и общественный деятель. Ведет передачу поэтесса Нина Васильевна Карташева Слушать: https://radonezh.ru/radio/2024/10/29/21-00 Смотреть: https://rutube.ru/video/74495633b2b8c3cd8298368cd62bef95/?r=wd Н. Карташева: - Приветствую наших дорогих радиослушателей, здоровья и милости Божией всем! Наш эфир посвящен памяти Вячеслава Михайловича, событиям в Курске. Сергей Павлович, здравствуйте! С. Козубенко: - Рад встрече! Н. Карташева: - Сергей Павлович единственный православный меценат, который много делает благого для России. Это не только помощь СВО, но и всяким патриотическим начинаниям. В Союзе писателей России две премии уже много лет проходят под патронажем нашего гостя. Вы были близкими друзьями с Вячеславом Михайловичем Клыковым. Знаю, он очень любил Вас. Многие памятники, включая памятник Шукшину, были созданы и установлены с Вашим участием. Вы сибиряк, русский человек, за что и любил Вас Вячеслав Михайлович… А сейчас Вы побывали на Курской земле. Расскажите, как там? С. Козубенко: - Наша поездка была плановая. Участвовали Степанов Анатолий Дмитриевич, генерал Казачьих войск, атаман, Валерий Васильевич Камшилов. Куряне присоединились. Повестка была приурочена к святому дню Покрова Пресвятой Богородицы. Это памятный день, который Вячеслав Михайлович всегда почитал. Он приезжал по возможности на свою родину в Мармыжи, где изначально родилась мысль о создании храма Покрова. Н. Карташева: - А он и родился на Покров. Его мама говорила: «Славка родился на Покров». С. Козубенко: - Прибыли мы в Мармыжи за день до Покрова. Там покоится прах Вячеслава Михайловича. Отслужил Литургию протоиерей Николай. Подарил я батюшке историческую икону праздника. После поминальной Литургии отправились в то здание, которое было построено Вячеславом Михайловичем для православной школы. Сейчас там беженцы из курской земли – 11 детей и 3 женщины, которые за ними ухаживают. Пообщались с детьми. Хорошо настроенные, живые. Передали им гостинчиков. От храма до малой родины Вячеслава Михайловича примерно километров пять. Позднее время было, когда мы прибыли в музей в Мармыжах. Там работы, которые были переданы и в Кшень, и в музей семейный, собранные родственниками Вячеслава Михайловича. Дом уютный. Валерий Васильевич Камшилов был очень счастлив оказаться там, не хотел уходить. Я сам в этом доме бывал, когда еще березки были маленькие, а сейчас большие все. Потом отправились в Курск. В праздник Покрова пошли на службу, где было очень много народа, особенно переселенцев из Суржского района. После мы посетили школу №63 имени Клыкова. Отстроена новая школа с хорошими классами, широкими коридорами. 1500 человек учащихся. Одно настораживает – школа вся обложена мешками с песком – ничего не поделаешь, антитеррористические мероприятия. Было решено, что музей школьный будет наполнен работами мастера, историческими материалами художника. В библиотеке собрались дети и мы пообщались, рассказали, кто такой Клыков, как он стал Клыковым. Я подарил портрет из фонда Славянской культуры и письменности, где Вячеслав Михайлович стоит со стягом. Еще подарил бронзовую скульптуру, которая давно была у меня на сохранении. «Землепашец» – мужчина, крупный, мускулистый, с плугом идет по земле. Валерий Камшилов подарил поминальную доску в память о Клыкове. Хорошая была встреча, после которой мы отправились к нашим ребятам на СВО. Речь о пункте размещения раненых, куда их доставляют и оттуда отправляют по госпиталям и больницам. 20 километров от Курска в сторону Суджи. Побыли там, передали гуманитарку, пообщались с действующими командирами, а потом встретились с командованием 810-й. В городе была встреча с губернатором и его командой. Вопросов много было. Меня обрадовало, что команда хочет развивать город, делать его более активным, туристическим, интересным. Геннадий Анатольевич Меркулов уже создал примерный план развития города с туристическим кластером, куда вошла Курская дуга, Серафима Саровского музей, все работы Вячеслава Михайловича Клыкова. Если маршрут будет утвержден, то следующие несколько лет будет происходить развитие туристического Курска. На бумаге план получился отличным, охватил все знаковые места города. Н. Карташева: - Как хорошо, что у мастера есть такие почитатели и друзья. Увековечили его имя. Проспект имени Клыкова, музеи, село его Мармыжи, куда и будут ездить паломники. Церковь Покрова такая замечательная, такого Новгородского стиля, высоковатая, и немного узкая. А где живут беженцы, в гостинице, которая рядом с церковью? С. Козубенко: - Да, верно. Веселые и счастливые ребятишки. Взрослые подустали конечно, но так нас встречали… Хороший народ такой! Н. Карташева: - Да и сам Вячеслав Михайлович, с каким юмором, открытостью. Вопрос: - Хочу спросить о последнем грандиозном проекте Сергея Павловича в Омске. Там, кажется, была поставлена жирная точка. С. Козубенко: - Точку поставили… Около 28 бюстов олимпийских чемпионов было закончено. Считаю, что моя дружба с Клыковым имела продолжение во всех этих историях, где во многих моих проектах присутствуют памятники, бюсты, герои, которых Вячеслав Михайлович не успел сотворить. У нас идет продолжение. Конек-Горбунок, герой сказки Петра Ершова, был увековечен в памятнике, выполненном учеником Клыкова Сергеем Полегаевым. В Омске тоже работал тот же человек, который трудился с Клыковым на лесах, как помощник, ученик. У него хорошо все получается. Он настолько въедлив в своей работе, прагматичен, очень скрупулезно ведет подготовительную работу, и только потом начинает трудиться над проектом. Он выполнил один из бюстов в Омске. Это был бюст Александра Михайловича Пушницы, нашего прославленного спортсмена. Вячеслав Михайлович мне дал эту прививку – любить историю, увековечивать и продолжать это дело. Без памятников и бюстов не получается. Ученики Вячеслава Михайловича работают достойно. Я горжусь, что имя его осталось на многое время со мной. То, что делается, получается, когда его рука или он рядом. Н. Карташева: - Вы же сибиряк, из Ишимы? И я знаю, что там тоже есть памятник Клыкову. С. Козубенко: - Верно. В Ишиме есть и скульптурное изображение Прасковьи Луполовой. Он стоит у Никольского собора как раз. Летом вокруг него огромное количество цветов. Вячеслав Михайлович был редкий человек, который образ свой находил невзирая ни на что. Он мог никого не услышать, не увидеть, но, когда находил образ, спорь – не спорь, он все равно это делал. У нас были большие разногласия по Александру Васильевичу Колчаку. В тот момент, с первого раза в Иркутске нам не дали памятник поставить. А сейчас он стоит на своем месте. Землю выкупил мой хороший приятель Андреев Сергей, оформил на себя, и решили мы там поставить памятник. Почему был создан образ Колчака? Большой предсмертный образ, Колчак с наброшенной шинелью, руки полуопущены назад, лицо мужественное, очень жесткое, лицо человека, который понимал, что с жизнью ему уже придется расстаться. Этот памятник создавался как основа примирения наших армий, белых и красных. В этом образе он видел примирение. Когда-то мы должны примириться. Братоубийственная война должна закончиться. Н. Карташева: - Вячеслав Михайлович вообще опережал время. Вспомните памятник преподобному Сергию Радонежскому, Елизавете Федоровне, еще когда она прославлена не была. Вопрос: - Мы прекрасно помним замечательные встречи, которые вела Нина Карташева, а гостем был Вячеслав Михайлович. И вот сейчас очень волнует судьба здания фонда Славянской культуры и письменности в Черниговском переулке. Из Департамента городского имущества нам сообщили, что вопрос о распоряжении зданием находится в компетенции агентства. Не известно ли что-то новое о судьбе нашего любимого здания? С. Козубенко: - Этот вопрос постоянно на повестке дня. Документацией занимаемся Лактионов Сергей Павлович. Все документы, неуплаты. Крутов в курсе этого вопроса. Ведутся переговоры. Вопрос с повестки не снят, но двигается очень тяжело. Савченко занимается, бывший губернатор Белгородской области. Он кое-какие предложения вносил, чтобы найти другую компанию, которая сможет это всё завершить. Вопрос решается тяжело. Н. Карташева: - На странице Собянина есть сообщение о том, что это здание, как памятник архитектуры берут на реставрацию, которая продлится год. Как бы не появились другие претендовать на это здание, а нам приходится скитаться по разным залам. Русский центр нужен! Всем национальностям можно, а у русских его, получается, нет. Вопрос: - Что для Вас любовь к родине? Как она сформировалась в Вашем случае? С. Козубенко: - Это всё. Если есть родина, любовь, то ты живешь и творишь. А если нет, то ты существуешь. Пустая жизнь, пустое время. Родина – основа любого сознательного человека, который рожден на этой земле. Н. Карташева: - Думаю, что это и семья. У Сергея Павловича, давайте скажем, мама - преподаватель литературы. Семья большая, пять человек детей. И в собственной семье детей шестеро. Вопрос: - Как Вам удается всем помогать и быть со всеми в ровных отношениях? С. Козубенко: - Помогать всем не удается, потому что количество звонков огромное, и невозможно это. Может выборочно, по истории понимая, на что я могу откликнуться и поддержать, может в отношениях дружеских, может спортивных. Спорт как основа жизни и воспитания характера и привычек – основа, которая тобой управляет. Тогда ты понимаешь, как реагировать на просьбы, которые приходят. Вопрос: - Я наблюдаю за Вашей деятельностью и не понимаю, как можно успеть всё то, что делаете Вы? Что-то было в жизни, что могло объединить Вас и Вячеслава Михайловича? Если у человека нет творческой жилки, он никогда не прильнет к такому большому скульптору. Будет рядом, но такого душевного расположения не найдет в себе. Огромное количество успехов Клыкова совершились благодаря Вам. Что творческое в себе Вы скрываете? Как вообще получилось, что вы встретились и слились в таком небывалом творческом союзе? С. Козубенко: - Встреча была обычной, ничего особенного. Встретились в фонде. Познакомились. Я был со своими вопросами, касающимися памятников. Меня и потянуло к Клыкову, хотя сам я с этим связан не был. Стали больше общаться, и я понял, что происходила такая история: я стал откладывать дела и предпочитал ехать к нему, по пути ночью мимо его студии я не мог не зайти. Мы общались за рюмочкой с сальцем. Спать хочется, а диалог идет и уйти нельзя… Тогда в 90-е многие проекты просто нуждались в средствах. Он уже сделал макет, работу, а деньги обещанные не платят. Как появилась княгиня Ольга в Пскове? Хотели профинансировать пять человек, а ближе к 300-летию Пскова – никого не осталось. И мы сидели как обычно, говорили за рюмочкой. У него все было просто – картошечка холодная, сало, капуста, квас… Он признался, что проблема со Псковом. Заказали большой памятник на центральную площадь. Он так его хотел поставить, идея просто не оставляла его. Финансы провалили, проплат нет, все рухнуло. Всё. Я предложил его поддержать. И теперь я почетный гражданин Пскова. Привязка друг ко другу – это Божья благодать. Так просто это не происходит. Вячеслав Михайлович все время думал, что я за человек такой. Раз поехал я к маме в Ишим, а Клыков был там по делам казачества. Пришел к нам, а там сестры мои, казаки. Он побыл там, с мамой посидел, покушал, пообщался, и говорит, что теперь только стал я ему понятен. А до этого непонятно было… Он раз пришел на мой день рождения, было мне 50. Центр Москвы, не подойти, сотни людей. Он не знал, куда попадет. Был очень удивлен, потому что такая аудитория огромная… А у меня и бизнес, и спорт, и люди – все кипит. Он был в шоке. И с тех пор сдружились крепко. Он меня с Конюховым познакомил на своем 65-летии. Интересное было время, хоть и сложное. Но именно в такое время если ты как росток пробиваешься, то крепнуть начинаешь и расти. Вопрос: - Как Вы вдохновляете молодежь на добрые дела, созидание, любовь к стране? С. Козубенко: - С молодежью надо работать, она у нас очень интересная. От них не надо отходить с критикой, им надо уделять внимание. Как только они видят в тебе лидера, того, кто их слышит, то они тянутся, и тут ты прививай им что хочешь. Четыре года как мы ввели премию «Слово». Круг молодых писателей очень увеличился. Идеология простая – за лучшее творческое произведение, созданное молодежью. Отмечаем и даём возможность получить всяческую поддержку.

В Москве состоится конференция нового цикла «Русские мыслители о судьбе и предназначении России»

Информационно - аналитическая служба «Русская народная линия» и Международный фонд славянской письменности и культуры продолжают проведение научно-практических конференций Просветительского проекта «Монументальная летопись России». 13 ноября 2024 г в Московском Доме национальностей в формате выступления экспертов будет проходить научно-практическая конференция «Актуальность наследия русской мысли Древней Руси. Труды митрополита Илариона Киевского, Нестора-летописца, послания князя Владимира Мономаха.»   Это будет первая конференция нового цикла «Русские мыслители о судьбе и предназначении России» Предварительный список участников конференции: 1. Козырев Алексей Павлович - И.о. декана философского факультета МГУ, кандидат философских наук (дистанционно); 2. Казин Александр Леонидович - Доктор философских наук, профессор, научный руководитель Российского института истории искусств 2. Реснянский Сергей Иванович - Доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Российского университета дружбы народов. Член Императорского Православного Палестинского Общества (видео-запись); 3. Ужанков Александр Николаевич -   Доктор филологических наук кандидат культурологии, профессор, теоретик и историк литературы и культуры Древней Руси.,  4. Болотин Леонид Евгеньевич - Историк - источниковед, научный редактор Информационно - исследовательской службы «Царское Дело» 5. Дворцов Василий Владимирович – писатель, Член Правления Союза писателей России, заместитель Председателя Правления, генеральный директор Союза писателей России (видео-связь); ПОД ВОПРОСОМ 6. Протодиакон Владимир (Василик) - Доктор исторических наук, кандидат филологических наук, директор Центра исторической психологии при кафедре истории славянских и балканских стран Института истории СпбГУ » (дистанционно); 7. Ощепков Алексей Николаевич - Философ, публицист ( г.Пермь) (дистанционно) 8. Моисеев Сергей Валерьевич - Председатель общественной организации «Русь Триединая»; 9. Москвитин Филипп Александрович – Художник, иконописец, монументалист,член-корреспондент Российской академии художеств; 10. Фролов Кирилл Александрович -- заведующий отделом по взаимодействию с Русской Церковью Института стран СНГ, Глава московского отделения Союза православных граждан (видео запись); 11. Степанов Анатолий Дмитриевич - Главный редактор информационно- аналитической службы «Русская народная линия»; 12. Ведущий конференции - Редкий Леонид Юрьевич - Заместитель генерального директора Общественного Международного фонда славянской письменности и культуры. Будет вестись видео -запись выступлений, которые позже  будут выложены на Рутуб канале Фонда   https://rutube.ru/channel/25794924/   и и других ресурсах организации.

7 ноября в Москве откроется XVIII МКФ «Русское зарубежье»

С 7 по 14 ноября 2024 года в Москве, а также в онлайн-формате пройдет XVIII Международный кинофестиваль «Русское зарубежье». В нынешнем году в программе фестиваля будет представлено более 50 игровых и неигровых картин, посвященных осмыслению истории России ХХ века, духовному, культурному и научному наследию Русского мира. Пройдут тематические мероприятия и выставки. Жюри конкурса неигровых фильмов в этом году возглавит кинорежиссёр, сценарист, продюсер, лауреат высших наград международных кинофестивалей Светлана Быченко (Россия), в состав жюри также войдут кинорежиссер, сценарист, продюсер, телеведущий Белтелерадиокомпании Сергей Катьер (Беларусь) и кинорежиссер, сценарист, продюсер Дмитрий Лю (Китай). Председатель жюри конкурса игровых фильмов – популярный актер театра и кино, автор и исполнитель песен Александр Михайлов (Россия), члены жюри - хореограф, основатель ансамбля русского народного сценического танца «Русичи», общественный деятель Александр Ильин (Австралия) и председатель благотворительной ассоциации «Вокруг России», общественный деятель Кира Рюшти (Франция). В конкурс игровых фильмов вошли киноленты, рассказывающие об истории «лагеря смерти» Освенцим, о создателях отечественного единоборства - самбо, о том, как искусство способно побеждать недуги, а также многосерийный детективный фильм, события которого затрагивают жизнь православной старообрядческой общины в Аргентине. В насыщенной программе неигровых картин представлены работы известных мастеров современного документального кино: Наталии Гугуевой, Сергея Дебижева, Марины Труш, Игоря Холодкова, и других режиссёров. Фильмы знакомят с обстоятельствами жизни соотечественников в разных странах и о том, что сподвигает людей, родившихся за рубежом, возвращаться на родину предков – в Россию. Ряд картин, приурочены к памятным датам: 120-летию начала Русско-японской войны, 110-летию начала Первой мировой войны, 100-летию основания Общества русских ветеранов Великой войны в Сан-Франциско, юбилеям со дня рождения философа Николая Бердяева, художников Ильи Репина, Алексея Боголюбова, режиссёра Всеволода Мейерхольда, писателей Анастасии Цветаевой и Владимира Набокова. «Выдающийся наш соотечественник-эмигрант, инженер Александр Понятов, изобретения которого в середине прошлого века ознаменовали начало видеоэры, говорил: «Жизнь бессмысленна без взноса в пользу человечества». Как бы хотелось, чтобы эти слова стали девизом и тех, кто завтра придёт заниматься искусством кино. А наш фестиваль по мере сил и впредь будет служить тому кинематографу, который не зовёт наслаждаться, не смакует порок, не тонет, по-голливудски, на потребу времени во лжи», – говорит президент Международного кинофестиваля «Русское зарубежье», кинорежиссёр Сергей Зайцев. В рамках форума предусмотрена программа фильмов отечественных и зарубежных авторов, рассказывающих о Специальной военной операции, проводимой Россией на западных границах страны. Среди мероприятий форума состоятся встречи с председателем международной Ассоциации рода Мусиных-Пушкиных Андреем Мусиным-Пушкиным (Франция), общественным деятелем Натальей Заика (Австралия), почетным консулом России в Риу-Гранди-ду-Сул Жасинто Анатолием Заболоцким (Бразилия). Во время торжественной церемонии открытия фестиваля будет вручена Медаль имени Михаила Чехова 2024 года. Награда учреждена Домом русского зарубежья имени Александра Солженицына и киностудией «Русский путь» и вручается с 2008 года видным деятелям культуры разных стран «За выдающиеся достижения в области кинематографии и театрального искусства». Имя нового обладателя медали будет объявлено во время награждения. Подробная программа форума опубликована на официальных интернет-ресурсах фестиваля. Вход на кинопоказы, тематические мероприятия и выставки свободный. Запланированы онлайн трансляции торжественных церемоний и вечеров. Большая часть фильмов будет представлена на сайте форума согласно расписанию показов. Кинофорум учреждён в 2007 году. Учредители: Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына и киностудия «Русский путь» при поддержке Министерства иностранных дел России, Правительства Москвы, Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Россотрудничества, Московской городской Думы, Фонда наследия русского зарубежья. Форум нацелен на популяризацию русской культуры и консолидацию Русского мира. За годы работы вниманию зрителей представлено более 650 игровых и документальных фильмов, посвященных истории России ХХ века и Русского зарубежья. Место проведения кинофорума: Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, Нижняя Радищевская ул., д. 2, (ст.м. Таганская – кольцевая) и онлайн на официальном сайте фестиваля. Официальный сайт: http://www.cinema-rp.com Соцсети: Телеграм https://t.me/cinema_rp ВК https://vk.com/cinemarp ОК https://ok.ru/group/70000001641759 Для журналистов: 07 ноября в 17.00 пройдёт пресс-конференция, посвященная открытию XVIII МКФ «Русское зарубежье». В пресс-конференции примут участие организаторы, члены жюри, гости из России и из-за рубежа. На торжественную церемонию открытия фестиваля приглашены также попечители и почетные гости. Начало торжественной церемонии открытия фестиваля в 19.00 часов. Аккредитация: fest.cinema-rp@mail.ru или по телефону +7 (915) 146 33 47- (телеграм, вотсап) Юлия Козловская. Информация  на ВК ОМФСПиК https://vk.com/slavfond?w=wall-43723578_27966%2Fall

85 лет назад родился скульптор Вячеслав Клыков, не боявшийся быть русским

85 лет назад родился скульптор Вячеслав Клыков, не боявшийся быть русским Текст: Екатерина Зайцева Скульптор, президент Международного фонда славянской письменности и культуры, лауреат Государственной премии СССР (1982), народный художник Российской Федерации (1999) Вячеслав Михайлович Клыков родился 19 октября 1939 года в селе Мармыжи Курской области в простой крестьянской семье. Вячеслав Клыков во время работы над памятников Жукову. 1994 г. / РИА Новости/Юрий Кавер Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU С ранних лет юноша обнаружил в себе тягу к рисованию, но пока не догадывался, что с искусством свяжет всю свою жизнь. После окончания средней школы Клыков поступил в Курский монтажный (строительный) техникум, закончил его в 1959-м и устроился работать на завод. Правда, длилось это недолго. Уже через год Вячеслав Михайлович поступил в Курский государственный пединститут по художественно-графическому направлению. А через два - подал документы в Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова (МГАХИ) на факультет скульптуры. Здесь будущий народный художник проучился до 1968-го и получил диплом скульптора-монументалиста. Работы скульптора Вячеслава Клыкова В отличие от многих выпускников вузов, Вячеслав Михайлович жаждал работать по профессии. Он уже понимал, что это его призвание и, чтобы набраться профессионального опыта, участвовал в самых разных выставках городского, всесоюзного, республиканского и международного масштаба. С 1969 года стал членом Союза художников СССР. Работы Клыкова выставлялись и в Государственной Третьяковской галерее, и в Государственном Русском музее. Но настоящую известность скульптор приобрел после того, как оформил в 1978-79 годах Детский музыкальный театр имени Н. Сац в Москве на проспекте Вернадского. Для театра Вячеславом Михайловичем были созданы: скульптура "Мальчик-трубач", бассейн "Камыши" и фонтаны "Четыре музы", "Бегущая по волнам", "Рождение музыки", а также та самая знаменитая эмблема театра - "Синяя птица". Его второй известной работой стала скульптура бога торговли Меркурия у Центра международной торговли, установленная в Москве в 1982 году. Монумент представляет собой почти двухметровую бронзовую фигуру бога, бегущего в сторону Москвы-реки. Статуя расположена на высокой 12-метровой колонне и имеет опору лишь в одной точке - ступне древнеримского божества. В руке Меркурий держит кадуцей - особый жезл примирения, который, по легенде, является символом ключа тайного знания. Клыков работал и над памятником Константину Батюшкову. Бронзовый монумент был установлен в 1987 году к двухсотлетию со дня рождения поэта на Кремлевской площади Вологды рядом с церковью Александра Невского в День славянской письменности и культуры. За эту скульптуру Вячеслав Клыков был удостоен государственной премии имени И.Е. Репина. Во второй половине 1980-х годов Вячеслав Михайлович обратился к православно-патриотической теме. Большим событием стало создание памятника преподобному Сергию Радонежскому. Позже скульптор признавался, что на создание этой композиции его вдохновила картина художника Михаила Нестерова под названием "Видение отроку Варфоломею" (1889-1890) - самая значительная работа Нестерова из цикла, посвященного игумену Русской церкви, чудотворцу Сергию Радонежскому. Памятник, в итоге, был открыт в мае 1988 года в селе Городок (прежнее название - Радонежье) рядом с Троице-Сергиевой лаврой. Общественный международный фонд славянской письменности и культуры был официально зарегистрирован в 1989 году, а с 1990-го Вячеслав Клыков стал бессменной главой этого фонда. Главными задачами организации были: приобщение славянских народов к духовной жизни, укрепление сотрудничества между славянскими народами, возрождение славянских семейно-общинных обычаев народной жизни. Вячеслав Михайлович с гордостью и чувством истинного патриотизма исполнял все обязанности, связанные с деятельностью фонда. И все его дальнейшее творчество было направлено на прославление русской истории, культуры, обычаев и традиций православия. Скульптуры и памятники Вячеслава Клыкова были больше, чем просто произведениями монументального искусства. Они всегда имели определенную гражданскую направленность и несли воспитательную функцию. / РИА Новости/Юрий Кавер Осенью 1996 года скульптор стал во главе Всероссийского соборного движения. Параллельно также входил в редколлегию газеты "День" и был главным редактором журнала "Держава". Принципиально важным Вячеслав Клыков считал работу по популяризации Дня славянской письменности и культуры - праздника, отмечающегося ежегодно 24 мая, в день памяти создателей славянской письменности, святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. В одном из интервью скульптор отмечал: "Накапливается огромный потенциал, который рано или поздно даст качественный скачек русского, славянского сознания. Может быть, мы ярких внешних проявлений этого пока не видим, а видим одни поражения, как в славянском мире, так и в русском, но эти силы подспудно копятся. И в этом, я считаю, огромная заслуга движения за поднятие этого праздника". Все усилия не были напрасными, ведь сегодня этот день стал государственным праздником. Так что вполне логично, что руке скульптора принадлежит и памятник святым Кириллу и Мефодию, установленный 24 мая 1992 года недалеко от Славянской площади в центре Москвы. Одним из знаковых монументов, созданных Клыковым, стала звонница на Прохоровском поле, воздвигнутая в память о танковом сражении на Курской дуге и открытая в 1995 году в день 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. На Прохоровском поле был создан комплекс Победы как Третье ратное поле России - по образу и подобию Куликова и Бородинского полей. И главным памятником мемориального комплекса стала 59-метровая звонница - строение из белого мрамора, внутри которого установлен набатный колокол весом 3,5 тонны. Он звонит три раза в час: первый звон посвящен героям Куликовской битвы, второй звучит в честь солдат Бородинского поля, а третий - в память о победе в Прохоровском сражении. / ИТАР-ТАСС/Виктор Великжанин Скульптурное наследие Клыкова, действительно, впечатляет. Он стал автором множества монументов по всей России. Среди них: памятники Маршалу Советского Союза Георгию Жукову у здания Исторического музея в Москве, императору Петру I в Липецке, императору Николаю II в селе Тайнинское в Подмосковье, председателю Совета министров Российской империи Петру Столыпину в Саратове, князю Владимиру в Саратове, князю Дмитрию Донскому в подмосковном Дзержинском и даже одному из главных героев древнерусского былинного эпоса Илье Муромцу в Муроме. Последней работой скульптора стал памятник всероссийскому старцу архимандриту Ипполиту, с которым Клыков был знаком лично. Памятник был установлен в 2005 году на территории санатория "Марьино" - бывшей усадьбы князей Барятинских в Рыльском районе Курской области. Клыков трепетно любил Россию, нашу историю и культуру и никогда не боялся называть себя "русским". В этом и есть ключ к пониманию его творчества. Вячеслав Михайлович Клыков скончался 2 июня 2006 года в Москве. Похоронен скульптор в родном селе Мармыжи. Источник: https://rodina-history.ru/amp/2024/10/19/85-let-nazad-rodilsia-skulptor-viacheslav-klykov-ne-boiavshijsia-byt-russkim.html