Вот уже одиннадцать лет, как нет с нами великого скульптора и общественного деятеля Вячеслава Михайловича Клыкова. Это был удивительный человек, деяний которого хватило бы на несколько жизней. Ушел он рано, на 67-м году жизни, в самый расцвет своих многосторонних дарований.
В.М. Клыков любил повторять, что «для каждой творческой работы – я имею в виду деятельность художников разных направлений: писателей, музыкантов, скульпторов и т.д. – необходим побудительный мотив. Для меня этот мотив – мое уважительное отношение к русской истории. Я люблю нашу историю, люблю Россию, русский народ. Я сам русский человек. Все, что связано с нашей Родиной, для меня близко, дорого. Я переживаю ее судьбу как свою личную… Вы знаете, как легче всего выйти из болота – по вешкам, оставленным для тебя добрыми людьми. Так и я ставлю на пути россиян образы великих предков – чтоб не сбили их с истинного пути мутные соблазны нашего времени».
Вячеслав Михайлович Клыков родился в крестьянской семье 19 октября 1939 года в селе Мармыжи (Курская область). Начал рисовать в детском возрасте, а профессиональное образование получил в Московском художественном институте имени В.И.Сурикова (1964).
Стал известен благодаря своим работам по скульптурному оформлению Центрального детского музыкального театра (1979) и фигурой «бога торговли» Меркурия у Центра международной торговли (1982) в Москве.
Для работ Клыкова характерен четкий обобщенный силуэт, а суровый стиль официального монументализма вытесняется в них карнавально-игровым началом, а в более поздних работах – национально-романтическим пафосом.
Клыковым были созданы памятники:
Рубцову в Тотьме (1986);
Батюшкову в Вологде (1987);
Сергию Радонежскому в Радонеже (1987);
великой княгине Елизавете Федоровне в Москве (1990);
протопопу Аввакуму в селе Григорове Нижегородской области (1991);
Кириллу и Мефодию (1991) в Москве;
Владимиру Святому в Херсонесе (1993);
Бунину в Орле (1995);
маршалу Жукову (1995) в Москве;
Николаю II в селе Тайнинском (1996) и Подольске (1998);
Петру I в Липецке (1996);
Илье Муромцу в Калуге (1998);
Александру Невскому в Курске (2000) и другие.
Памятник равноапостольной Кириллу и Мефодию на Славянскойиплощади ( Москва)
Эти памятники ярко и зримо являют свою воспитательную и гражданскую миссию. Во многих городах, исковерканных современной застройкой, они стали центром, доминантой, и люди стекаются к ним: сюда приезжают молодожены, здесь проходят парады.
Одним из знаковых монументов, созданных В.М. Клыковым, стала звонница на Прохоровском поле, воздвигнутая в память о танковом сражении на Курской дуге и открытая в 1995 году в день 50-летия Победы. На Прохоровском поле был создан комплекс Победы как Третье ратное поле России – по образу и подобию Куликова и Бородинского полей. На Бородинском поле стоит обелиск с орлом и крестом, на Куликовом – брюлловская колонна, на Прохоровском – звонница. Построен поселок рядом с Прохоровкой, а в нем – храм во имя апостолов Петра и Павла (архитектор Д.С. Соколов).
Высота звонницы – 50 метров. Она венчается шестиметровой скульптурой «Покров Божией Матери», до 30-метровой отметки идут горельефы с четырех сторон. Первый, посвященный началу войны, – Собор всех святых, в земле Российской просиявших. На победной, на восточной стороне, – святой Георгий Победоносец, на южной стороне – изображение святыни, чтимой Русской Православной Церковью, – Курской-Коренной иконы «Знамение». Четвертую сторону венчает образ Троицы.
Звонница на Прохоровом поле
«Такое сражение, как на Прохоровском поле, нуждается в глубоком осмыслении, – был убежден В.М. Клыков. – По свидетельству крестьян, живших в окрестных деревнях, после сражения вода ушла из колодцев. От содрогания ли земли или еще от чего, но вода ушла и появилась только через несколько месяцев. Женщины, которые хоронили убитых, рассказывали мне, что почти все наши воины лежали лицом вверх, а немцы лежали лицом вниз. И разве победа могла свершиться без воинства небесного? Значит, все это должно отразиться в памятнике. Разумеется, будут горельефы, говорящие о нашей победе. Это – маршал Жуков, принимающий парад на Красной площади, это освобождение народов Европы, тоже в символической форме, это тяготы войны, вплоть до образа женщин, тянущих за собой плуг. Этот горельеф будет одним из центральных, символических».
Мало кто знает, что еще в 1993 году Фонд славянской письменности и культуры подготовил обстоятельную историческую справку и в своем обращении в правительство предложил восстановить надвратные иконы на башнях Кремля. Брошенное зерно дало всходы, и в 2010 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения отреставрированных икон.
Монументы, созданные Клыковым, порой становились героями сенсационных историй. К примеру, Сергий Радонежский явился едва ли не первым монументом в перестроечной России, который попытались установить без официальной санкции, а памятник Николаю II (в Тайнинском) был в 1997 году взорван антимонархистами.
Памятник преподобному Сергию Радонежскому ( Радонеж, Подмосковье)
В 1990-е годы скульптор активно работал в качестве председателя созданного им Международного фонда славянской письменности и культуры. 21 ноября 2005 года провёл восстановительный съезд Союза русского народа, избран его председателем.
Умер Вячеслав Клыков 2 июня 2006 года. За месяц до смерти он дал интервью, в котором с горечью говорил: «Я не могу видеть тех заевшихся архиереев, которые сооружают для себя княжеские покои. Стучишься туда, но как будто броней обита дверь. Но я верю в победу и считаю, что все равно русский народ сильнее той горстки людей, захвативших власть в нашей стране. У меня давно нет никакого доверия ни к нашему правительству, ни к президенту. Это все «кремлевский пиар». Страна вся предается и продается. Но Господь Бог на нашей стороне, я верю в это!».
Похоронен замечательный скульптор в родном селе Мармыжи у стен храма Покрова пресвятой Богородицы, который ему удалось восстановить.
Источник: http://samsud.ru/blogs/ih-znali-milliony/segodnja-ispolnjaetsja-10-let-so-dnja-sm-36655.html