Беседа с генеральным директором Фонда славянской письменности и культуры А.В. Бочкаревым о либеральном фашизме
Корреспондент: Добрый день, уважаемый Александр Владимирович. В интернет сети появилась информации о том, что Фонд славянской письменности и культуры выступил с заявлением с просьбой расследовать акцию Павла Крисевича, которую тот устроил на Лубянской площади. Что заставило Вас написать такое заявление?
А.В. Бочкарев: Да, это так. Напомню, что 5 ноября этого года на Лубянке Павел Крисевич изображал из себя распятого Господа нашего Христа на фоне горящих уголовных дел.
Мы обратились в Прокуратуру, в МВД, во все наши силовые структуры по поводу этой акции, потому что она затронула чувства верующих. Эта выходка нарушила и существующий закон, но прежде всего на первом месте стоит то, что она затронула чувства верующих и то, что были использованы и поруганы христианские святыни.
Корреспондент: Либеральные СМИ говорят, что каждый человек волен выражать свои взгляды на жизнь любым доступным ему способом. А с Вашей точки зрения, чем являются со стороны перфекционистов или акционистов, как они себя называют, такие поступки?
А.В. Бочкарев: Это совершенно неверное понятие. Человек может выражать любым способом свое мнение или впечатление, проводить акции протеста, но он всегда должен учитывать прежде всего базовый, главный нравственный закон, который нам дан от Господа Бога. Если человек делает только то, что он захочет, то он может нарушить свободу мнения ближних людей, которые имеют другой взгляд на жизнь. Мы ведь в данном случае не свое личное мнение отстаиваем, а тот базовый нравственный закон, который всем нам дан свыше. И он всегда был основным, созидательным и собирательным на Руси. Именно благодаря этому закону мы и состоялись как государство и всегда до 1917 года наши государственные законы соответствовали и были в рамках прежде всего закона Божьего. Это очень важно, потому что иначе мы завтра обязаны будем понимать мнение каких-нибудь серийных убийц, насильников, педофилов, к чему, кстати, судя по всему, дело и идет.
Корреспондент: Правоохранительные органы как-то отреагировали на Ваши письма?
А.В. Бочкарев: Слава Богу, ответы мы получили на все наши письма. И им дали ход. Мы пока не уверены, но надеемся, что наше государство, наконец-то, будет более достойно и жестко реагировать на подобные «мероприятия». Уже была же еще одна выходка с вывешиванием на государственных зданиях флагов ЛГБТ. Я во всем этом вижу как раз, к сожалению, ущербность нашей системы, начиная с 1917 года. Как люди верующие мы понимаем, что на самом деле, если посмотреть в глубь этих событий, происходит духовная брань, т.е. мы встречаемся с, прямо скажем, сатанинскими деяниями. И юридически бороться с ними сложно, почти невозможно.
Корреспондент: Мы слышали, что так же некоторые либеральные СМИ обратили внимание на Ваши заявления.
А.В. Бочкарев: Да, совершенно верно, например, «МБХ–медиа» от Ходорковского связывались, но, к, сожалению, они не полностью опубликовали мои слова в интервью. Я как раз из книги «Просветитель» привел им слова Иосифа Волоцкого – слово 13, как должно поступать судьям, князьям и мирянам, когда мы видим акты богохульства. Дальше я привел в пример слова святителя Филарета Московского о том, что христиане не являются эдакими апатичными и флегматичными людьми, так как слова «ударили по одной щеке – подставь другую» относятся к ближнему твоему. Что же касается Веры, Отечества, защиты семьи, то христиане всегда были достойными воинами. У нас не дожно быть такой толстовщины, «непротивления злу силой». Более того, на примере святых мы видим, что они всегда в плане защиты Веры, Отчества и семьи поступали жестко. Жестко, как подобает настоящим воинам. Так поступали Андрей Боголюбский и Александр Невский, так поступали Дмитрий Донской, князь Довмонт, Александр Васильевич Суворов, Михаил Воротынский, Георгий Константинович Жуков и другие. Это правильная линия поведения, так как христианин до своего последнего часа, если он не иеромонах или священник, он воин, воин Христов, духовный воин и воин земной.
Корреспондент: Складывается впечатление, что выходка Крисевича не какая-то одиночная акция, а часть большого плана. А Вы что об этом думаете?
А.В. Бочкарев: Да, конечно, это не разовая акция. Таких акций уже немало, я думаю, что, если государство будет малодушно на них реагировать, таких акций будет больше.
Все знают, что ведется гибридная война, то есть с внешней стороны мы видим, что Киргизию запалили, Карабах, Белоруссию, тут изнутри «качают», т.е со всех сторон наступают. И при нашем малодушном бездействии. А зло ведь по своей природе агрессивно, оно не будет останавливаться, оно будет напирать – его надо пресекать. Но тут не юридические способы нужны, а духовные. Конечно, само по себе государство наше должно опираться на нравственные законы, данные нам в Евангелие. Всегда мы можем обратиться к опыту наших предков, к законам Российской империи, которые проверенны временем. Зачем изобретать велосипед, зачем эти суетные законы и подзаконные акты, которые тысячами принимаются, а действуют ли они в реальной жизни? Проедьтесь по регионам, поговорите с людьми и вы увидите картину, поймите, если Господь не вдохнет жизнь в законы, они не будут действовать. Посмотрите, ведь законы притяжения, закон центробежной силы, о силе тока и все остальные уже даны нам как данность. Но есть и духовные законы. И тот нравственный закон, о котором мы говорим – это ни наше мнение, ни наши какие-то «хотелки», а данность.
Корреспондент: Скажите, в связи с тем, что Славянский Фонд сейчас находится вне здания в Черниговском переулке, как относятся к подобным Вашим заявлениям различные органы власти?
А.В. Бочкарев: Да, здание у нас было отобрано, и я бы даже сказал захвачено, так как имел элемент саботажа со стороны чиновников. Ведь прямой собственник здания Федеральное Агентство «Росимущество» давало нам дважды одобрения (в 2018 и 2019 году) на безвозмездное использование здания. И несмотря на это Министерство культуры в лице министра Мединского, у которого мы были лишь в оперативном управлении, игнорировало эти решения «Росимущества» и бездействовало, и только выставляло претензии по возникающим долгам, которые мы, кстати, все же по возможности закрывали. Долги есть и у «Газпрома» и у «Роснефти», но их же не закрывают. Но они коммерческие структуры, а тут Фонд с 30 летним стажем, который столько сделал для страны, сохранения культуры и славных имен России! Конечно, из-за того, что здания нет, нам сейчас очень сложно осуществлять деятельность. Мы существуем фактически на пожертвования или на то, что сами заработаем. Но мы сохранили свой общественный вес и госструктуры реагируют на наши заявления.
Корреспондент: Фондом предпринимаются какие-нибудь действия, чтобы вернуть площадку, на которой можно было бы спокойно, как прежде, обсуждать вопросы патриотической повестки дня?
А.В. Бочкарев: Конечно, действия предпринимались и предпринимаются. Тут ещё сказалась и ковидная ситуация – мы записывались на встречу к Замминистра культуры, но она пока не состоялась. Но дух и намерения чиновников можно просчитать и по-другому. Вот пример, чтобы понять как. Наследники Вячеслава Михайловича Клыкова, а точнее один из его сыновей обратились к Губернаторам Курской, Белгородской областей и к Никите Сергеевичу Михалкову с просьбой помочь с обращениями по вопросу открытия в здании Фонда Музея Народного художника, скульптора Вячеслава Михайловича Клыкова, который долгое время был Президентом нашего фонда и благодаря которому здание и было отдано Фонду в 1993 году. Тем более, что нами в свое время была подготовлена и предложена такая концепция. Но в лице заместителя министра культуры РФ г-на Обрывалина был дан ответ, что музей Клыкова не актуален в Москве.
То есть у нас музей Ельцина актуален, Центр толерантности актуален, всевозможные этнические центры актуальны, а музей известного русского скульптора, которому нет равных в ХХ веке, человеку эпохи (кстати Клыков дважды был человеком года), памятники которого во многом судьбоносны в истории России, его музей «не актуален»! А на чем тогда воспитывать детей? На каких ценностях?
Кто эти люди, которые принимают подобного рода решения?! Чем они сами живут? Чем дышат? Каков их нравственный мир? Он мне не понятен совершенно.
Корреспондент: Создается впечатление, что существует какое-то засилье извращенцев в области культуры и в министерствах и департаментах на местах. У Вас нет такого ощущения?
А.В. Бочкарев: Есть такое впечатление! Почему–то всевозможные фестивали, выставки безнравственные, бездуховные и, более того, богохульные я бы сказал, находят воплощение. Фильмы полностью ложные не только находят отклик у чиновников, хотя и они должны были бы, как любые развратные действия, пресекаться государством, но и имеют еще и мощную финансовую поддержку. Сейчас не хватит времени перечислить все эти лживые фильмы типа «Сволочи» или «Матильда», или про Иоанна Грозного и все эти недавние выставки. Им несть числа, образчикам всей этой порнографии, по-другому и не скажешь. На это выделяются огромные деньги – наши деньги, деньги народа. Что это такое, когда за свои же деньги народ убивает себя, убивает себя духовно?!
Корреспондент: Такое активное и наглое навязывание извращений, диких фальсификаций исторических фактов и нежелание прислушиваться к православной общественности действительно напоминает фашизм.
А.В. Бочкарев: Да, верно Вы сказали. Диктат безнравственности, диктат богохульства, диктат всего того, что разрушает в принципе как отдельного человека и семью, так и государство. Все это навязывается. Хочу еще раз подчеркнуть, когда нам говорят: «А почему мы должны уважать Ваше мнение?», – мы отстаиваем не наше мнение, мы отстаиваем тот нравственный закон, который дан нам от Господа Бога. Другого закона нет. Его просто нет. Естественно мы знаем и видели, как целые империи падали, когда они отступали от выполнения этого закона. И еще раз напомню, что именно Русь была собранна верой. И первая задача, что Господь дал нам такие бескрайние просторы, культуру и все остальное, это все на основе нашей веры. Если мы будем блюсти в чистоте нашу веру, то мы будем духовно здравы, и как мы видим, когда человек здрав духовно, он созидателен. И государство получается сильным, и семья сильная, и благополучие приходит.
Корреспондент: Может быть действительно, правоохранительным органам стоит обратить особое внимание на нецелевое использование бюджетных средств в области культуры?
А.В. Бочкарев: Да, конечно, давно уже пора правоохранительным органам обратить внимание на нецелевое использование средств. Мы же помним массу таких случаев…
Даже при реставрации Большого театра какие деньги были задействованы?! Сколько об этом писалось в СМИ! Сколько эксперты говорили, что можно было построить два театра «Ла Скала» на эти деньги! Но мы же видим в ответ на все это, к сожалению, полное бездействие. Я уже не говорю о Политехническом музее, который много лет ремонтируется. Когда получили 90 процентов платежей на ремонт, а там «конь не валялся». Масса таких примеров. Помните как одному замминистра, который 150 миллионов украл, давали срок всего 8 лет условно. Тот же ложный фильм про Государя. Как можно было давать деньги на порочный фильм, да еще и на ложь о святом человеке, который канонизирован в лике святых Русской Православной церковью?! Или тот же фильм «Сволочи». Просто, когда в законодательстве страны нет опоры, а базовый нравственный закон пренебрегается, то и получается, что по букве закона все разрешено и никто не учитывает созидательную или разрушительную силу отдельной акции – в законодательстве этого просто нет. У нас полностью вынут этот нравственный стержень из жизни и воспитания.
Корреспондент: Как же любят, однако, глумиться над христианскими ценностями. Не трогают ни иудеев, ни мусульман, точнее – почти не трогают. Как Вы считаете почему?
А.В. Бочкарев: Ответ исходит из нашего Вероучения. Мы прекрасно понимаем, что исповедуем истинную веру. Конечно, мы сами можем быть слабыми и грешными, но именно в Православной вере есть залог завещанный Христом, поэтому на нее больше всего ополчаются всякими гнусными способами. Правды ради надо сказать, что и не только на христиан – мы же видели, что во Франции происходило, я имею ввиду карикатуры на пророка Мухамеда. Но в принципе основной целью для дьявола является Православие, и он хочет именно и наше вероучение, и христиан сбить с истинного пути, сломать, христианские страны превратить в ничто. Но в тоже время любой традиционализм, любые страны с традициями, которые складывались веками, враг рода человеческого пытается надломить и сломать, надсмеяться над любыми святынями, которые являются для этих государств традиционными. Т.е все, что принадлежит традиции, что в принципе и было заложено Господом Богом в понимании нравственного закона, понимания института семьи – все это естественно сейчас просто ломается и посмотрите с какой скоростью! И еще раз повторюсь, что в Православии мы исповедуем Истинную веру, которая дает человеку гарантированный способ Спасения во Христе. Поэтому идет особое ополчение на Православие.
Корреспондент: Как Вы считаете, что нужно делать, чтобы выйти из этой ситуации?
А.В. Бочкарев: Что нужно делать? В корне менять законодательство. При нынешней системе управления это невозможно, так как она антирусская, антиправославная, она просто не наша. Поэтому даже пусть Президент или Премьер достойнейшие люди, сама система, будучи сама по себе развальной, не даст никогда плодов. При внешней силе (ракеты, вооружение, первенство в космосе и прочее), мы духовно будем пленены. А самое главное – это иметь духовную свободу, а духовная свобода даст нам и внешнюю силу. Так всегда было. Это не наша выдумка, а опора на Законы Бытия. То, что выверено святыми отцами, что дано нашими предками, что дано в одной из главных книг нашего Священного писания, на это и надо опираться. Хватит наступать на те же грабли и строить Вавилонские башни. Когда человечество шло по пути «я так хочу, это мне кажется, а это мое мнение», оно всегда получало разрушительный эффект. Посмотрите внимательно историю человечества, государств христианских. Как мы ее видим? Где уходит вера, туда приходят другие народы, захватывают территории. Так и с нами будет, если мы будем отступать от своей веры. А какие могут последствия? Самые страшные. Когда-то Иоанн Кронштадский предсказывал, что если русский народ отступит от веры и предаст Царя, тогда будет страшная война и орудием покаяния будут немцы. Разве это не состоялось? Так вот давайте внимательно прислушаемся к голосу наших святых отцов, если мы действительно хотим иметь достойное государство. Или как Достоевский говорил: «Видеть русского человека на горе Фавор, а не на Иовом гноище». Вот так.
Корреспондент: Как сейчас Вы живете? Вы уже почти год, как остались без помещения, а сотрудники – по сути, без стабильных источников дохода. Как сейчас живет Фонд? Какие главные вопросы решаете?
А.В. Бочкарев: Ну, мы живем, как и жили, не свернули со своего пути. Да, конечно, у нас потеря помещения – это во многом бьет по нашим планам и просто по людям. Потому что это была великолепная площадка для поднятия не просто каких-то острых вопросов, мы быстро реагировали на вещи, происходящие в России и за рубежом, касающиеся именно будущего нашего государства, нашего народа. Потеря помещения – это еще удар, я Вам скажу, и по тысячам москвичей, которые просто приходили к нам, и им было комфортно и приятно пообщаться, как они говорили, на очень теплых, искренних вечерах. Мы это и старались делать. Мы не хотели чем-то там удивить, мы просто хотели людей порадовать, может быть чем-то утешить, успокоить, чтобы просто было место общению. Но в то же время это площадка для обсуждения злободневных вопросов – без этого нельзя. Как сказано в Евангелие, если соль теряет силу, то ее выбрасывают вон, какой в ней смысл. Вот мы и старались стоять на этом пути. Сейчас, конечно, мы оживились на других площадках. Мы все равно проводим концерты, но в других залах…
В связи с пандемией, сложности добавляются, но все же «Царский вечер» мы провели и вечер памяти Ольги Николаевны Куликовской-Романовой, и многие другие вечера. Так же мы оживились в интернет-пространстве. Это опять же, проведение видеоконференций, освещение разных злободневных вопросов.
Также, что очень важно, – борьба с сектами. Ибо мы понимаем, что это важное дело в плане спасения, потому что нет ничего страшнее духовной гибели человека, ибо человек лишается Вечности, а секты именно таковы, что они вводят человека в духовный блуд, и человек, что самое страшное, умирает и духовно, и телесно. А в плане другого понимания для светских мирских людей секты – это разрушение семьи, разрушение государства.
Помимо всего, монументальное искусство мы не оставили. Вот недавно был изготовлен бюст атаману Елисееву, он будет установлен в Краснодарском крае и во Франции. Дальше – всё-таки мы принимаем участие и в создании памятника преподобному мученику Аввакуму. Вопрос этот для нас тоже важный. Вот уже произошло кардинальное сближение канонической Церкви со старообрядческой. Ещё Вячеслав Михайлович Клыков эту тему поднимал в свое время. Да, конечно, где-то в обрядах мы расходимся, но в главном, в истинности веры, мы должны быть едины. Т.е. в Таинствах Церковных, во всем остальном мы должны быть едины – это сейчас очень важно. А сам Аввакум как пример, символ настоящего священства, человек, который пренебрег всем: так называемой карьерой, а был все-таки настоятелем Казанского Храма в Кремле и ему было предложено стать духовником Царю. Но Аввакум увидел дух западничества, а именно против этого он шел – он не был никогда против правильной переписи книг, но за ней пряталась, как всегда, когда благими намерениями бывает выстлана дорога в ад, попытка искажения нашей веры. Вот против этого искажения он стоял. Поэтому памятник Аввакуму будет стоять как некий символ, как маяк для людей, которые хотят идти верным путем. И молодые люди должны понять, что вера – это не что-то такое комфортненькое и удобненькое, а крестный путь. Священство – это всегда крестный путь, жертвенность и служение Богу и людям. Еще есть у нас незаконченные проекты – та самая программа «Монументальная летопись России», она будет продолжаться. Вот в таком русле мы трудимся. И мы намерены продолжать наращивать свое присутствие в интернет пространстве.
Корреспондент: Благодарю Вас за исчерпывающие ответы. Желаем Вам помощи Божией.
Беседу вёл внештатный корреспондент Виталий Филяев