Проповедь о служении Господу без ропота и с радостью
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова по евангельскому тексту о суде над народами, во время которого Господь отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую (Мф. 25, 31-33). Что это такое? Это не есть описание будущего события. Это есть икона этого события, символическое изображение самой сути того, что происходит в завершении мира. Для каждого человека это завершение своё. Кто-то умрёт сегодня, кто-то через 20 лет, но этот человек предстанет перед судом Божиим. Я помню, в мне молодости один священник (он и сейчас жив, хоть и старенький совсем), сказал: «Человек на молитве – это человек на Страшном Суде». Действительно. Человек молится Богу, а Бог – в окружении Ангелов, и ты со своими грехами. Поэтому совершенно не важно, дома ли ты перед своим аналоем, на который ты опираешься, в церкви ли, где-то на природе или в монастыре, или зажали тебя между дверьми в метро – это не играет никакой роли. Как только ты сказал: «Господи!», ты уже на Страшном Суде. И почему это суд? На самом деле никакого суда, конечно, не будет. Никто нас судить не будет. В этом нет никакого смысла, Богу не нужно кого-то убеждать в Своей правоте. Судит себя человек сам в течение всей жизни, и в какие-то периоды жизни человеку можно оказать какое-то снисхождение, как ребёнку, которого мы не ругаем, если он среди ночи проснулся и орёт, хотя то, что он делает, это, конечно, неприлично. Ну разве можно орать ночью, когда все спят? Но мы ему сразу прощаем за малолетство его. Не ругаться же с ним. Да и бесполезно. И судить нас бесполезно. Просто Евангелие ставит нас перед обычной картиной, которую человек может иметь в своём опыте. Вот суд, вот судия, вот разделение людей, вот этот прав – это овца, этот неправ – это козёл. Всё ясно, это такая наглядная схема, или можно даже сказать, диаграмма, на которой всё понятно. Можно это даже назвать иероглифом. Такой специальный знак, который имеет смысл, и те, кто понимает его, знают, о чём речь. И нам нужно узнать, о чём речь.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его… (Мф. 25, 34). Почему сказано: Царь? Написал бы Матфей: «Тогда скажет Бог». Нет, он показывает, что это притча, иероглиф, некая картина, где под Царём сокрыт, конечно, сам Господь Иисус Христос.
… Скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34). Что это такое за Царство? Что это значит – его наследовать? Что это значит – стать гражданином этого Царства? Апостол однажды сказал: «Мы граждане неба и свои Богу» (см. Еф. 2, 19). Как стать человеком, который стал Богу своим? Своим – в каком смысле? Да очень просто: своим сыном Богу. Раз сын, значит наследник. Вот он и наследует Царствие Божие. Царство, уготованное <…> от создания мира. Для чего Бог создал человека? Не для забавы. А он создал человека для того, чтобы его возвести на небесную высоту. Но небесная высота – это вещь столь драгоценная, что чтобы человек её оценил, ему нужно в себе взрастить такое сильное желание войти в Царство Небесное, причём это желание должно превысить мощь всех остальных желаний. А для всех остальных желаний, даже если они законные, безобидные есть специальный термин, называется грех. Всё то законное и безобидное, что закрывает для нас вход в Царствие Небесное, есть грех. Если кто не знает, запишите и выучите. Не зависимо от того, что это – игра в шашки или средний бизнес, сквернословие или, наоборот, льстивая речь. Всё то, что противно Богу, что сопротивляется Богу в нас, то есть грех. И цель жизни – это как раз грех преодолеть. Понятно, что с помощью Божией. Без помощи Божией это невозможно.
Сегодня один гражданин ко мне пришёл и говорит: «Ну всё!». Я спрашиваю: «Что «всё»?» – «Последний курильщик в Вашем приходе бросил курить». Я возражаю: «Нет, есть ещё один человек, я просто в тот раз, когда мы с тобой об этом говорили, про неё забыл». А он со мной делится: «Вы даже не представляете, как я освободился!». Я не стал говорить, но, думаю, я очень даже это представляю. Что такое папиросы? Это вообще за грех-то считать нельзя, но человек, который бросил, испытывает освобождение, свободу. Даже такая чепуха – зависимость от сухих листочков, да ещё сейчас уже пропитанных какой-то гадостью, чтоб ты покрепче привык. И вдруг всё – раз! – и нет. И такая свобода, что можно дышать, чувствуешь себя помолодевшим. И в чём-то чувствуешь себя хорошим. Немножко получше, чем тогда, когда ты курил и был плохим. Такие чувства обуревают при таком преодолении, которое сделано не тобой даже, а самим Богом. Господь сказал6 «Хватит, освобождаю!». Просыпаешься – курить неохота. Пачку сигарет выбросил в урну без всякого сожаления, и денег не жаль. Вот как интересно. Свобода от греха.
И дальше Господь объясняет в этой притче: алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25, 35-36). А можно продолжить список: просили у тебя, и ты дал и взамен не требуешь; табак курил, теперь бросил и н куришь; сквернословил, а теперь твоя речь – это молитвы и какие-то нужные людям, детям твоим слова. Этот список можно без конца продолжать, просто Господь назвал самое главное. Можно в этот список поставить: у тебя кипело всё внутри, а ты ради Меня промолчал; ты захотел сказать человеку всё, что ты в данный момент о нём думаешь, и не стал; ты хотел выразить своё возмущение и укротил свой гнев. Ты пошёл рядиться в бухгалтерию, почему тебе премию на пять рублей меньше дали, чем всем остальным, а удержался, вспомнил о Боге, Который знает об этом. Весь текст этой ведомости Богу известен, и Он знает, что тебя ущемили, и ждёт, чтобы проверить, научила ли тебя Церковь за двадцать лет, что ты здесь метлахскую плитку полируешь, чему-нибудь. И ты смирился. Какой у тебя в жизни смысл? Зачем ты живёшь?
Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим, и напоили? Когда видели Тебя странником, и приняли? Или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?». И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 37-40). Представляешь, дорогой человек, останавливает тебя сотрудник ДПС, такой крупный мужчина килограмм на сто двадцать, и говорит: «Пожалуйста, Ваши документы!», а ты его встречаешь, как Христа. Потому что Христос может явиться не только в человеке, который в тюрьме сидит, не только тяжело заболевшим. Кем угодно! Каждый человек для тебя может быть Христом. Каждый человек для тебя может стать дверью, через которую ты по этой анфиладе жизни идёшь, и эта дверь закрывается перед тобой или открывается. Поэтому суд состоит в том, что до самого Царствия Божия эти двери открываешь смирением, кротостью, любовью, исполнением заповедей. Если главное в твоей жизни не то, что ты устал, а главное – это, как Господь говорит, кому-то дать поесть, кого-то защитить, кого-то согреть. Что-то сделать для кого-то. Не для себя, а для кого-то. И вот, Господь таким и говорит: «приидите <…> наследуйте Царство» (Мф. 25, 34).
А с другими наоборот: Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его; ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 41-46). Некоторые несообразительные люди говорят: «Ну как же так? Жизнь – это краткий период», что совершенно верно. И далее они вопрошают: «И что ж, если в течение жизни нарушал слово Господне, это всё равно какой-то конечный период. А почему же страдать вечность?». Ну, выколоть глаз – это одна секунда, а потом кривой навсегда. Что тут сделаешь? На то, чтоб приобщиться к героину, нужно три дня, а перестать быть наркоманом – это уже никогда. Ты можешь перестать употреблять – слава Богу! Но восстановиться и стать таким, каким ты был до того, как в первый раз употребил, не получится. Можно перестать воровать, но перестать быть вором – это задача гораздо сложнее. Можно совершить храбрый поступок, но попробуй, перестань быть трусом, чтоб вся твоя жизнь состояла из поступков, когда ты преодолеваешь свою трусость. Это совсем другое дело. Поэтому тут бесполезно говорить о времени, речь тут идёт о сердце. Бог есть любовь (1 Ин. 4, 16). И Он собирает в Царство Небесное людей, способный к любви. Любовь – это есть функция сердца, поэтому очень важно, сердце это милосердно или нет. Если не милосердно, это как с тупостью ума. Ну не может тупой человек поступить на физтех или на мехмат МГУ. Это невозможно. Он обязательно должен соображать. Так же и здесь. Не может наследовать Царство Небесное немилосердный человек, эгоистичный, который жизнь рассматривает только для себя, всех людей рассматривает с той точки зрения, что бы с него поиметь, то есть рассматривает человека как функцию. Ведь в христианстве всё наоборот: христианин смотрит и думает, кому бы ещё послужить, потому что день, в который он никому никакого добра не сделан, потерян для вечности. Смысл существования и создания человека Богом на земле состоит только в том, чтобы человек уподобился Ангелам. Ангел – то служебный дух. Поэтому Господь и говорит: «Вот Мои братья» – Он даже указывает, кто – «И ты можешь послужить Мне, служа им».
Вот ребёночек у меня на руках, а мне надо достать две копейки из кармана, я обращаюсь к стоящему рядом человеку: «На, подержи». Он подержал, я достал. «Спасибо». Опять взял. Что этот человек сделал? Он мне послужил, он мне помог. Эта помощь длилась 11 секунд, но он мне послужил.
Обычно от маленьких детей можно услышать: «Почему я должен? Пусть Вася! Я вчера ведро выносил!». Почему он так говорит? Потому что он не христианин. А кто он? Он, как все нормальные млекопитающие, эгоист. А уже наше воспитание должно его преобразовать из эгоиста в христианина, если мы хотим выполнить то, что предначертано Богом – создать из обычного для всех млекопитающих соединения биологического домашнюю церковь. Смысл в этом.
Смысл жизни только в служении. Не того достичь, когда мне хорошо. Вот здесь мне плохо, я перейду туда, где хорошо. Один человек мне вчера сказал: «Я не на своём месте». Замечательно. Спрашиваю: «А где твоё место?». Молчит. То есть не знает даже, но что-то его не устраивает, и он сразу готов уйти в какое-то место получше. Правильно, рыба ищет где глубже, а человек где лучше. Только участь рыбы – это сковородка раскалённая, где рыбу будут жарить. А участь человека может быть разной. Вместо сковородки можно войти в Царствие Божие. Но для этого нужно приобрести качества сердечные, которые необходимы для этого Царствия Божия. И, собственно, главное такое качество – это милосердие. Милосердие.
Христианство – это когда не я всех заставляю в церковь ходить, а когда я стараюсь всем послужить и дать пример подлинной христианской жизни. Тогда, глядя на меня, может кто-нибудь тоже захочет, увлечётся этим делом. Больному помочь, помочь тому, кто в тюрьму попал, накормить человека, который хочет есть. Другому человеку сделать удобно, хорошо, чтоб ему было любимо, чтоб ему было тепло, чтоб ему было ласково, чтоб ему было приятно? Смысл – в служении.
А у нас всё наоборот. И всё воспитание детей направлено на то, чтоб он чего-то достигал, чтоб он был первым. А что такое христианство? Христианство – это когда медаль свою снимаешь: на, не плачь, возьми эту медаль. На кой ляд мне эта первая премия, первое место? Да я последним встану, только чтоб ты не огорчался. Вот это христианство, это – настоящее. А вся жизнь, которую люди ведут, «уря!» кричат, фанатеют – это точно-точно противоположно воле Божией. Вся цивилизация, которую люди создали на земле, абсолютно, в каждом своём пункте, антихристова. Если мы хотим в этом преуспеть, мы можем преуспеть только в деле антихристова, в подготовке к торжественной встрече его пришествия, только этому послужить. Человек либо служит Богу, оказывая любовь к своему ближнему, либо служит антихристу, достигая успеха, материальных благ, всяких должностей, всячески к этому стремясь. Всегда все преступления, безнравственные поступки, предательства связаны только с этим.
Если кто-то из нас – я допускаю такую возможность – хочет быть христианином, он должен послужить без ропота, а с радостью, чтоб каждый день Господь нам предоставляет такую возможность: кого-то в дверь пропустить, кому-то уступить место в автобусе, кому-то оставить что-то на тарелке, а самому не слопать. Очень часто мамы мне говорят: «Пришла домой, а сын всё слопал». Совершенно не думает о других, он только себя всё утучняет. А что мать есть, что отец – ему безразлично. Что увидел, всё смёл. Почему? Потому что он не христианин. Он обычное млекопитающее. Но этого совершенно недостаточно. Млекопитающие разные. Есть млекопитающие, как в этой притче – козлы. Каждый выбирает, быть овцой Христовой либо козлом.
Источник: МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ БЛОГ протоиерея Димитрия Смирнова: http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/propoved-82022/