Тридцатилетняя веха пройдена (церковная община храма святителя Николы на Берсеневке отметила свой юбилей)
Сегодня ни одна экскурсия по центру столицы не обхо¬дится без посещения Палат Аверкия Кириллова и храма Николы Чудотворца на Берсеневке. «Перед вами – одно из чудес древней Москвы, благодаря которому она по сей день зовётся Белокаменной и Златоглавой» – эта фраза стала уже литературным штампом для гидов по Замо¬скворечью.
Но сегодня, когда паломники и туристы любуются ве¬ликолепием этого шедевра русских зодчих, трудно поверить, что ещё в 1991 году, когда весь храмовый комплекс, вместе с Набережными палатами, передали Русской Православной Церкви, без боли и слёз нельзя было созерцать то, во что в безбожное советское время был превращен этот памят¬ник архитектуры, охраняемый законом.
«Как после бомбёжки», – так в двух словах передал свои впечатления от увиденной картины игумен Кирилл (Сахаров), насельник Данилова монастыря и выпускник исто¬рического факультета МГПИ, которого Промысел Божий поставил возрождать эту святыню в историческом сердце Москвы. «Огромное здание Набережных палат было в ужасном состоянии – без окон и дверей, без кры¬ши, в стенах большие трещины – как будто после бом¬бёжки. Долго ходил я кругами вокруг него, не зная, как к нему приступить. Потом прорвало – с группой прихожан за пару часов мы заделали все оконные проёмы. Успех окрылил. И мы начали постепенно осваивать здание»».
Сегодняшнее благолепие храмового комплекса на Берсеневке – это подвиг веры всей церковной общины, которая в тяжелейших социально-экономических условиях, когда распалось огромное госу¬дарство и народ массово обнищал, когда не хватало эле¬ментарного, при явной помощи благодати Божией сумела восстановить древнюю святыню. И не только восстано¬вить, но и стать одним из центров духовно-патриотического возрождения России.
«Храм в идеальном состоянии и внешне и внутри. Он один из самых красивейших в столице. Все, что здесь видите, образно говоря, кровью и потом нам далось, – продолжает о. Кирилл, – тем не менее, будем скромны и самокритичны. Положа руку на сердце, могу сказать – моя заслуга в этом минимальна. Слава Богу, мир не без добрых людей! Десятки прихожан безкорыстно трудились, помогали возрождению и сельских храмов, откликались на общественно значимые проблемы, переживали за православных Украины и Сербии, противодействовали глобализации. 30 лет срок немалый, все что сделано – сделано с помощью Божией, предстательством Пресвятой Богородицы и покровителей нашего святого храма – святителя Николы, преподобного Феодосия, всех угодников Божиих, которые почивают здесь мощами, есть намоленные образы, были мироточения. Поэтому, «не нам, не нам, а имени Твоему, Господи, да будет слава!»
Из воспоминаний игумена Кирилла: «В конце 1991 года мы вместе с членами братства «Всех святых, в земле Русской просиявших» начали совершать молебны на тер¬ритории храма. Сам храм пребывал в жутком запустении: в алтаре центрального придела находился отдел парковой культуры, в правом алтаре – во имя Феодосия Великого – архив, а в левом, Никольском – туалет. Мерзость за¬пустения, одним словом – поначалу я даже не мог представить, с чего начать».
В январе 1992 года учредили церковную общину, а уже в мае, на престольный празд¬ник святителя Николы была отслужена первая всенощ-ная и обедница, прошёл крестный ход. Богослужения совершали без сокращений, хор пел древним знаменным распевом. Духовный подъём у всех, несмотря на жуткую картину запустения, был необычайным.В июне указом Патриарха Алексия II иеромонаха Ки¬рилла (Сахарова) назначили настоятелем Никольского храма на Берсе¬невке, с оставлением его в числе братии Свято-Данилова монастыря. Уже в феврале 1993 года состоялось малое освящение престола Святой Живоначальной Троицы. В течение года сломали перегородки, настелили черновой пол.Во время этих работ был вскрыт мраморный иконостас придела Феодосия Великого, замаскированный под сте¬ну чьими-то заботливыми руками. Для малого освящения придела, которое состоялось 10 декабря 1994 года, был приглашён архиепископ Солнечногорский Сергий. Он же 16 августа 1996 года освятил позолоченные восьмиконеч¬ные кресты, установленные затем на куполах храма. А в декабре того же года игумен Кирилл совершил малое ос¬вящение Никольского придела.
Накануне Пасхи 1997 года, в Великую субботу 26 апреля, следуя благочестивой традиции, приход посетил Святейший Патриарх Алексий II и по достоин¬ству оценил труды общины по восстановлению храма. Вслед за этим визитом в мае того же года полихромная покраска храма была отмечена Дипломом Правительства Москвы.
А на юбилейные торжества по поводу 2000-летия Рож¬дества Христова и начала Новой эры в жизни человече¬ства произошло ещё одно знаковое событие – в экспозиции Оружейной Палаты Московского Кремля обнаружили напрестольный крест Аверкия Кириллова, строителя Никольской церкви на Берсеневке, который хранится там как образец ювелирного искусства древно¬сти. Это событие было воспринято церковной общиной как знак и благословение свыше, и сегодня игумен Ки-рилл благословляет всех прихожан и паломников копией этой древнерусской святыни.
Из воспоминаний игумена Кирилла: «С большим энту¬зиазмом я приступил к возрождению Берсеневского хра¬ма, изначально поставив во главу угла богослужебную жизнь и общинное строительство. Община создана как единая духовная семья, где все молятся друг за друга, по-могают друг другу и могут рассчитывать на поддержку на¬стоятеля. Как-то сразу мы стали практиковать службы по старому обряду и знаменное пение. Эти службы открыли нам большой мир древнерусского благочестия и прино¬сили глубокое духовное удовлетворение. Одним из направлений деятельности общины являются миссионерские поездки.Сначала в Воронежскую область, где дан толчок к возро¬ждению 12-ти храмов и установлено 13 поклонных кре¬стов, потом – в Подмосковье, а ныне – в Тверскую область, на родину одного из духоносных наставников нашего вре¬мени игумена Никона (Воробьёва), где усилиями членов нашей общины возрождена литургическая жизнь в нескольких храмах».
В 2011 году в Великую субботу храм посетил Патри¬арх Московский и всея Руси Кирилл. Святейший отме¬тил важность сохранения старого обряда в современнойжизни Русской Православной Церкви, поскольку это, во-первых, сохраняет связь с нашим древним преданием, а во-вторых – «есть люди, которые сегодня именно через этот древний обряд находят путь ко Христу».
Когда случайный прохожий попадает под своды нашего храма, у него возникает недоумение, вопросы: многие прихожане в косоворотках и сара-фанах, подручники и лестовки, паникадила со свечами и необычные головные уборы у священства – такое впе¬чатление, что попал в Московскую Русь XV века и сто¬ишь среди бояр Великого князя, и только поминовение в молитвах Святейшего Кирилла, Патриарха Московского и всея Руси возвращает сознание в нашу историческую реальность.
В Помяннике почетных попечителей храма насчитывается более 50 имён. За этими скупыми строками кроется титанический труд, живой подвиг веры многих и многих членов цер¬ковной общины в деле возрождения древнерусской святыни на Берсеневке – реставрация, роспись, золото на куполах… Очень многиевнесли свою лепту.Глядя на иконостасы во всех трех приделах, на канонические иконы, сразу вспоминается Татьяна Косолапова, упокоившаяся несколько лет назад, – более 150 икон она написала для нашего храма благотворительно.
Юрий Григорьевич Самусенко, поздравивший общину с юбилеем от актива Союза Православных братств, отметил благолепие службы. Вспомнил 1998 год, когда в нашем храме мироточила икона Царя-мученика Николая, «народ тысячами шел сюда, чудеса совершались». Юрий Григорьевич заметил, что храм и внутренне и внешне тогда и сейчас –это разительная разница. «На улице грязь, слякоть. А в храме чисто, подсвечники тщательно начищены – горят, как будто их только что привезли из Софрино. Празднично, благолепно. Чувствуется дух единения. Сегодня читали слова апостола Павла о любви: «многие подвиги совершу и буду знать тайны Божии, многое сделаю, и тело свое отдам на сожжение, а любви иметь не буду – тогда я медь звенящая и кимвал бряцающий и нет мне в том никакой пользы». Бог есть любовь, и все, что совершается, имеет смысл, только если совершается с любовью. Чувствуется, что в этом плане берсеневскаяобщинана правильном пути».
Память прп. Феодосия Великого всегда приходится на попразднство праздника Богоявления. Переплетается приход Господа на Иордан и приход на Иордан преподобного Феодосия. И это видится как целостная история. Этот праздник, можно сказать, является индивидуальным праздником общины – в Никольском храме на Берсеневке единственный в России придел, посвященный этому святому. На праздничное богослужение были многие приглашены. Мы ожидали большего количества священников, как это обычно бывает у нас в престольные дни, многие собирались быть, но накануне вышларекомендация Патриархии, что в связи с осложнением эпид. обстановки соборное служение ограничить. За все будем благодарить – пусть малым числом, но собор состоялся.
Священноинок Сергий (Гапонов) в течение ряда лет нес послушание старшего уставщика в нашем храме, затем диакона. Сейчас он служит настоятелем в единоверческом храме в Нижегородской области.Очень был рад много лет спустя вновь войти в родной храм, увидеть лица людей, которые стали для него дорогими. О. Сергий поделился воспоминаниями о том, как он впервые пришел на Берсеневку, как его сначала смутило, «сильно испугало» длинное истовое богослужение с наонным пением. Но это и сильно повлияло на него. Первую службу Рожества Христова служили в Троицком приделе – Никольский и Феодосиевский приделы еще не были разобраны. Трапеза проходила в проходе трапезной части. О. Сергий смеется: «Света не было, о. Кирилл сидел во главе стола. Перед ним стояла тарелкас, как мне тогда показалось, нарезанными кусочками сала. Я смотрю и внутренне осуждаю – монах, а сало ест. Я даже позвал трапезника, говорю ему, что, наверное, игумен от усталости не понял, что он сало ест. Трапезник был очень удивлен, пока не понял, что я в темноте кусочки кальмара за сало принял». О. Сергий тепло поздравил общину и настоятеля, которому сердечно благодарен, в частности, за то, что благодаря ему он стал диаконом. О. Сергий отметил, что платформа закладывается в душе человека и остается на всю жизнь, и вот такой серьезной и основательной платформой стала для него именно Берсеневка.
О. Андрей Фастов также несколько лет трудился в нашем храме в качестве ризничего. Теперь он клирик в храме Покрова в Рубцово. Регулярно бывает на наших торжествах. О. Андрей заметил, что когда о. Кирилл посещает храм Покрова, он делится своими наблюдениями, они всегда очень конструктивные, точные, поскольку взгляд со стороны, не замылен и может четко определить все и положительные стороны, и отрицательны моменты. Что исправилось, чего не хватает, что можно было бы улучшить. «Мы всегда благодарны ему за эти замечания. Нужная и полезная информация способствует улучшению всех сторон церковной жизни и отдельно взятого прихода, и всего единоверия. Несмотря на изменчивый мир, богослужение в храме Николы на Берсеневке остается строго каноничным, неизменным, незыблемым, вполне приближенным к идеалу богослужебного Устава». А в качестве минуса о. Андрей отметил, что мало молодежи. На самом деле, о. Андрею «не повезло» – в этот раз, действительно, на службе был только один представитель молодого поколения – наш головщик Александра, которая, как отметил настоятель, радует нас своим пением, являясь украшением хора. Да и той пришлось убежать сразу же после Евхаристического канона – у студентов сейчас в разгаре экзаменационная сессия. К сожалению, отсутствие молодежи – это беда всей Церкви, всего общества. Особенно остро это ощущается там, где стараются сохранить древлее благочестие – кому передать эстафету, кто в ближайшие годы и на будущую перспективу будет держать эту высокую планку, заданную Берсеневкой?
Игумен Алипий (Литвинчук), также сослуживший в этот день, в своем слове отметил: «Сегодня была особенная служба, чувствовалась благодать престольного праздника. Как мы знаем из жития, монастырь в Палестине остался нетронутым благодаря молитвам преподобного Феодосия. На Берсеневке,где есть придел преподобного Феодосия – общего жития начальника, тоже был монастырь». Древний чин – это, можно сказать, монашеский чин. Полное богослужение без сокращений, подготовка к причастию по «Правильным канонам»… Все это напоминает нам ту Древнюю Русь, отголосок которой мы наблюдаем как раз здесь, в центре столицы.
На праздничном богослужении были два диакона. О. Кирилл сравнил диаконское служение с воинским: «Диакон напоминает своим видом воина: в руках у него сверкающий меч – кадило, высокая свеча. Диакон украшает службу». Диакон Константин из храма Новомучеников в Строгино, который служил особенной красивой погласицей, отметил, что «наше старообрядное богослужение – русское, древнее, средневековое – оно прекрасно, и даже это не совсем то слово. Оно наполняет особенным духом – духом неспешности, вне суеты».
Диакон Владислав впервые участвовал в совершении службы по старому обряду:«Служба совершенно другая, мне есть с чем сравнить. Сказать «необычная» – почти ничего не сказать». Он констатировал много отличий, непривычных моментов. Особенно отметил продолжительность службы – в сравнении с привычной полуторачасовой службой в «обычном» храме, у нас она продолжалась в несколько раз дольше. На что о. Кирилл заметил: «Проверено многократно, что служба по старому обряду, полному Уставу в конечном итоге завершается приливом сил, бодростью». Доминантой праздничной службы, заключительным аккордом прозвучало диаконское многолетие. Оно было таким мощным, что мы, было, забеспокоились о своих барабанных перепонках. О. Кирилл пошутил: «Нам бы такого диакона – паства за месяц удвоилась бы минимум вдвое!»
За праздничной трапезой, которая состоялась, по берсеневскому обычаю, сразу после окончания службы для всех на ней присутствующих, было много воспоминаний, теплых поздравлений и пожеланий.
Референт РПСЦ зачитал приветственный адрес от старообрядческого митрополита Корнилия, который сердечно поздравил настоятеля и общину с юбилеем 30-летия и пожелал укрепления сил душевных и телесных, помощи Божией, мира, радости, крепкой веры и все покрывающей любви.
О. Кирилл отметил: «Большая честь, что нас пришли поздравить наши братья-старообрядцы, представители старообрядческого мира».
Нестандартное глубокое проникновенное слово прозвучало от Алексея Васильевича Шишкина, редактора сайта «Современное древлеправославие». «30 лет – это срок, время летит. Таково свойство человеческой памяти – кажется, что это было вчера: 90-е, Горбачев, Ельцин… Глаза закроешь – нас отделяет,будто, совсем чуть-чуть. И так по многим вещам. Люди, которых уже нет с нами, – они в памяти как живые, ходят, говорят и кажется, что они здесь, рядом с нами. Время летит. С отцом Кириллом мы давно знакомы. Очень ценю его труды, особенно, по старообрядчеству – в его книгах я почерпнул для себя целый ряд сведений, которых раньше не знал. С высоты птичьего полета взглянув на сделанное, хотел бы отметить, что стратегическое направление общиной выбрано совершенно правильно– возрождение Православия в России, возрождение России, возрождение русского народа. По каким-то вопросам можно спорить, в чем-то расходиться, но главная стратегическая линия правильная. О. Кирилл был в центре патриотического движения, все сколько-нибудь значимые события прошли с его участием и он сам есть их неотъемлемая часть. 30 лет было время относительно благоприятное, то есть был соблазн создать для себя комфортный мирок в пределах приходской ограды и в этом мире благоденствовать.Это, кстати, широко распространено. Но о. Кирилл никогда не боялся выходить в большой мир. В одной из последних его статей я прочитал, как он с волонтерами побывал на вокзале, посмотрел мир бездомных, т.н. «бомжей». Не многие, даже церковные служители, любят в эту сферу заглядывать и вспоминать о существовании этого мира. С высоты 30 лет можно подводить какие-то итоги, осмыслять. Мир стоит на пороге какого-то нового исторического момента, весь мир войдет в него и неизбежно Россия войдет в него. Все мы стоим на пороге, все изменится, все акценты будут расставлены по-другому. Мы окажемся в новом мире. Для того чтобы выполнять задачи в этом новом мире, надо подвести итог за предыдущий период. Что получилось, что не получилось, почему не получилось. Разбор полетов. У о. Кирилла есть стремление к осмыслению любой ситуации: в любой встрече, любом событии он старается понять суть, извлечь урок. Первый вывод, который напрашивается (особенно те, кто застал советское время, это понимают), то, что в области православного и русского возрождения сделано очень много. Но, с другой стороны, это фрагментарные мозаичные рассеянные кусочки, а в целом ситуация продолжает ухудшаться и основные проблемы русского народа не решены и продолжают, к сожалению, усугубляться. До бесконечности это тянуться не сможет, потому что тогда не станет уже русского народа и возрождать будет некого, храмы рухнут сами по себе из-за отсутствия людей. Подведя итог прошлому необходимо простираться вперед, держась стратегически правильно выбранного направления». Алексей Васильевич пожелал настоятелю и общине долголетия и положительных успехов в своем делании.
Особенную атмосферу праздника, теплую, семейную, с ноткой ностальгии и тихой радости подарил нам отец Владислав, который, по словам о. Кирилла, входит в пятерку,а может и в тройку лучших диаконов столицы. О. Владислав, обладающий красивым баритоном, исполнил всеми любимые песни и духовные стихи. Прозвучало несколько песнопений изрепертуара Магомаева: «Мама», «Ты моя мелодия», «О море, море»…
К светской культуре можно относиться по-разному. У нас в общине любят слушать и петь не только духовные стихи. Для тех, кто считает, что светские песни неуместны, можно возразить: человек трехсоставен– тело, душа и дух. Надо пройти через все ступени. Когда человек развит душевно, он уходит в духовное. Иногда люди малокультурные, неразвитые, которые не доросли до душевного, пытаются перескочить сразу на духовное, и вроде бы говорят все правильно, по Писанию, а фактически, в духовном смысле, они убивают людей.Как реабилитировать русского человека? Возвращением к лучшей классической культуре. Хорошее душевное развитие – совершенно неизбежный этап,который перепрыгнуть не удастся. Сразу к высоким достижениям духа деградирующему малокультурномучеловеку перейти просто невозможно.Душевное состояние перерастает в духовное.
И, конечно же, незабываемое единство в пении духовных стихов: «Как по Божией горе», «Русь называют Святой», «О числах» и др. Мы неоднократно пели их, но в этот раз в исполнении о. Владислава они прозвучали особенно проникновенно.
Расходится не хотелось, но приближалось время вечернего богослужения. Тридцатилетняя веха пройдена. Что ждет каждого из нас? – Все в руках Божиих. Слава Господу, Благодателю нашему, во́ веки веком, аминь!
Андреева А.,
издательский отдел храма свт. Николы на Берсеневке