Итак, в городе Касимове на Рязанщине торжественно открыли памятник главе антироссийской группировки в Казанском ханстве в середине XVI века ханше Сююмбике. Несмотря на протесты нескольких православных общественных деятелей. Впору поразмышлять над тем, как же такое могло произойти, что в сердце России с участием чиновников России в публичном пространстве поставили памятник врагу России?! Попробуем понять уроки этой эпопеи.
Урок первый: чрезвычайно низкий уровень образования рязанских (вообще провинциальных) чиновников. Действительно, вся информация доступна в интернете, никаких особых специальных навыков не требуется, что зайти хотя бы на сайт Википедии и прочитать, что ханша Сююмбике была главой группировки, которая выступала против присоединения Казанского ханства к Московскому государству. Не нужно особенных интеллектуальных дарований, чтобы понять, что установка памятника такому человеку – идеологическая диверсия под основы государственного единства. Скумекать, что прославляется в публичном пространстве женщина, которая ненавидела Москву, сопротивлялась соединению нашего общего государства.
Но даже на такие действия рязанские чиновники оказались не способны. А первый заместитель председателя Правительства Рязанской области Анна Рослякова гордо позировала на открытии памятника. Небось, воображала, что исполняет важное государственное дело. Как сообщается на сайте правительства, 38-летняя Рослякова окончила с отличием Академию права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, является квалифицированным юристом. Но ее квалификации и опыта почему-то оказалось недостаточно, чтобы понять смысл происходящего.
Урок второй: чиновники регионального и федерального уровня о благе Отечества вовсе не думают, и если их не заставлять, пальцем не пошевельнут ради интересов страны. Показателен ответ на наше обращение по поводу установки памятника Сююмбике от Федерального агентства по делам национальностей, которое призвано по замыслу блюсти межнациональное единство. Письмо подписал начальник Управления мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений, профилактики экстремизма и взаимодействия с религиозными объединениями А.О. Булатов. Смысл ответа: решение об установке памятника приняли местные власти, вот, типа, к ним и обращайтесь. А Федеральное агентство, получается, тут не причём, им дела нет, кому на местах ставят памятники. Господин Булатов утешил нас тем, что «тема установки в городе Касимове памятника ханше Сююмбике поставлена на контроль в государственной информационной системе мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций». Замечательно! Поставили на контроль! А памятник врагу России в Касимове уже стоит.
Урок третий: мы столкнулись с цинизмом и борьбой за власть в российском муфтияте, некоторые муфтии для укрепления своего влияния готовы на что угодно. Известно, что установку памятника организовал и продавил альтернативный верховный муфтий России Равиль Гайнутдин, претендующий на высшую власть в российской исламской умме. Это он не без гордости заявил на торжествах в городе Булгар, посвященных 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией, что скоро в Касимове поставят памятник Сююмбике. Не без гордости потому, что этим он «щёлкал по носу» власти Татарстана, которые всё-таки не решились, надо отдать им должное, на установку памятника Сююмбике. А в Казани, по крайней мере, памятник был бы более уместен, поскольку ногайская принцесса Сююмбике была последней правительницей Казанского ханства в роли регентши при малолетнем сыне. Но власти Татарстана всё-таки поняли, что нельзя так откровенно задирать Москву, прославляя символ сепаратизма.
А вот муфтий Гайнутдин проявил решительность. Тут стоит напомнить, что муфтий с титулом «верховный» появился в Москве относительно недавно. Исторической столицей российского ислама со времён императрицы Екатерины Великой является Уфа, там находится резиденция исторического Верховного муфтия России Талгата Таджуддина. Однако муфтию Гайнутдину удалось получить поддержку влиятельнейшего мэра Москвы Юрия Лужкова, и он, опираясь на финансовые потоки из нетрадиционных для России центров ислама (Саудовская Аравия, Катар и др.) начал активно действовать в Москве. Долгое время Гайнутдина не признавала Русская Православная Церковь, и он не был представлен в Межрелигиозном совете России, где главную роль играет РПЦ, муфтий Гайнутдин не участвовал в заседаниях Всемирного русского народного собора. Но затем Гайнутдину как-то удалось продавить решение в свою пользу, и его представители стали приниматься в религиозных структурах. С уходом Лужкова позиции Гайнутдина вроде пошатнулись, но он уже укрепился во властных структурах и уцелел.
И вот теперь представители муфтия Гайнутдина «подложили такую свинью России» в виде памятника лидеру антироссийского сопротивления. Причем, аргументы у представителей татарской диаспоры Рязанщины не отличались аргументированностью. Мне это довелось услышать на псевдонародном обсуждении в администрации Касимова, где мне дали 2-3 минуты на выступление. Мол, у нас страна многонациональная, поэтому памятник Сююмбике вполне уместен. Ну с такой логикой можно установить в Рязани памятник Батыю, а в Москве – хану Тохтамышу, а в Грозном – Шамилю Басаеву. Тоже ведь выдающиеся в своём роде деятели! Только есть один «несущественный» нюанс – воевали они против России.
Если некоторые муфтии, ради своих амбиций, будут лоббировать установку памятников всем без разбора, независимо от того, какой вклад внёс этот человек в укрепление нашей единой Родины, до добра это не доведёт. А ведь есть среди мусульман люди, которые служили нашей общей родине, сражались за Россию, укрепляли Россию.
Таковым, к примеру, является последний де-юре муж Сююмбике касимовский царевич Шах-Али. Так почему же муфтий Гайнутдин решил поставить памятник не ему, а символу сепаратизма Сююмбике?! А ведь мавзолей Шах-Али, который находится в запущенном состоянии, расположен как раз напротив исторической мечети в Касимове. Но муфтиям нет до этого дела. А ведь Шах-Али в отличие от Сююмбике служил интересам России, проливал кровь за Россию. Но памятника он оказался не достоин, в отличие от ханши. Это уже идеология!
Урок четвёртый: страшная разобщённость патриотического движения. Никому кроме небольшой группы общественных деятелей не было дела до установки памятника врагу России. Патриоты часто пишут о необходимости идеологии. И вот на наших глазах происходит настоящая идеологическая диверсия, но она не удостоилась внимания патриотов. Только «Русская народная линия» писала об этом. Печальное зрелище…
Что же теперь? Что теперь будут рассказывать касимовские экскурсоводы гостям города? Если они будут честными, то должны говорить примерно следующее. Перед вами, дорогие гости, у здания исторической мечети города стоит памятник той, которая не побоялась бросить вызов русскому царю Ивану Грозному, до конца сопротивлялась попыткам русских войск и пророссийских касимовских татар захватить Казань, считая, что для Казани будет лучше находиться не под властью Москвы, а под влиянием крымских татар и турок. Считается, что она у нас в Касимове умерла, поэтому ей у нас и установили памятник. Хотя есть и другая версия, что умерла она где-то в степи на территории нынешней Нижегородчины, где доживала век под охраной верного телохранителя. По крайней мер, могилы ее не сохранилось, вот так ее любили современники, что даже могилу не сберегли. А вот ее последний муж, мавзолей которого вы видите напротив, памятника не удостоился, поскольку служил верно России. А таким памятники не принято ставить.
Примечательно, что это уже второй памятник в городе Касимове врагу России. В 2019 году тихо от общественности, но с участием посла Казахстана в России, поставили памятник хану Ураз-Мухаммеду, который воевал в войсках Лжедимитрия первого и Лжедимитрия второго, последний его и убил, заподозрив в намерении его свергнуть. Правда, Ураз-Мухаммед был хотя бы законным касимовским царевичем, в отличие от Сююмбике, которая просто была номинальной женой правителя Касимова. Так что Касимов приобретает теперь сомнительную славу «мекки врагов России».
В истории с установкой памятника Сююмбике мы как бы вернулись в «лихие 90-е», когда татарские сепаратисты поднимали на щит последнюю ханшу Казани, когда день взятия Казани русскими и татарскими войсками в 1552 году пытались превратить в день траура. И удивительное дело – в тот самый день, когда в Касимове торжественно открыли памятник символу татарского национализма ханше Сююмбике, Верховный суд Татарстана принял решение ликвидировать Всетатарский общественный центр, деятельность которого была ранее приостановлена из-за экстремистской деятельности. Этот самый ВТОЦ в 90-е годы как раз и прославлял Сююмбике как символ борьбы против Москвы. Таковы гримасы современности…
Одно утешает – и.о. Рязанского губернатора Павел Малков благоразумно уклонился от участия в сомнительной церемонии чествования в Касимове врага России ханши Сююмбике. Утешает и вселяет надежду.
Поэтому я вижу судьбу памятника Сююмбике как судьбу мавзолея Ленина, который в торжественные дни скрывают от глаз, тщательно драпируя. Как установили подпольно, так и демонтируют по-тихому, или закроют коробом от глаз гостей города. Только вот зачем было идти на поводу у сомнительных личностей и открывать такой памятник, который может учить молодёжь только одному – как воевать против России?!
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России
Fatal error: Call to undefined function bf_social_share_guss_current_page() in /home/u171035/slavfond.ru/www/wp-content/plugins/better-amp/includes/functions/theme-functions.php on line 2405