Памяти Марка Николаевича Любомудрова. На кончину учёного, мыслителя и патриота
Сергей Лебедев
Фото: Марк Николаевич Любомудров
20 июня 2023 года скончался выдающийся деятель русского искусства и русской мысли – Марк Николаевич Любомудров. Он ушел в преклонном возрасте – 91 год, хотя по его бурной энергии, цепкой памяти и даже физической силе он казался намного моложе. Марк Николаевич действовал во многих областях. Он был и публицист, критик, историк русской культуры и государственности, общественный деятель.
Родился Марк Николаевич в Ленинграде 26 февраля 1932 года в семье инженера. Дед по отцовской линии – пресвитер Николай – был расстрелян в 1918 году в период «красного террора». В 2000 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви причислен к лику святых новомучеников. Отец арестован в июле 1941 по политической статье, отбывал заключение в Краслаге. В блокаду юный Марк находился в эвакуации в Казахстане.
И все же детство, каким бы оно не было, всегда остается светлым воспоминанием каждого человека. Марк Николаевич, выросший в коммунальной квартире общей площадью 32 метра, всегда вспоминал о детстве как о счастливом времени. Семья была очень музыкальной, отец играл на скрипке, немалую часть маленькой коммуналки занимал рояль «Шредер». Марк с 6 лет играл на скрипке, и, по собственному признанию, мог бы стать музыкантом. Все изменила война. Марк был эвакуирован из Ленинграда в отрыве от семьи, и военные годы провел в Казахстане. Отец был репрессирован, хотя был и оставался патриотом России. К счастью, позднее отец был освобожден, и после снятия блокады семья смогла вернуться в Ленинград. Но тут возникли житейские проблемы, которые были знакомы многим советским людям, переживших эвакуацию в военные годы. Квартира Любомудровых была уже занята неким Бронфманом. Впрочем, семья радовалась тому, что удалось вывести рояль.
В 1950 году окончил среднюю школу № 107 с серебряной медалью (как круглый отличник Марк имел право на золотую медаль, но «золото» досталось ученику-еврею как представителю «пострадавшей нации»). Интересно, что в одном классе с Марком учились будущий писатель-фантаст Борис Стругацкий и известный историк-античник Эдуард Фролов. Одновременно Марк закончил также музыкальную школу по классу скрипки. Выступал в отчетном концерте музыкальных школ города в Большом зале Филармонии (исполнил «Легенду» Г.Венявского и «Андалузку» П.Сарасате). Музыкальное образование продолжил в Ленинградском училище им. М. Мусоргского (закончил два курса). В дальнейшем профессиональном выборе Любомудрова перевесил интерес к гуманитарным дисциплинам.
В 1951–1956 гг. он учился на театроведческом факультете Ленинградского театрального института им. А.Н. Островского, который окончил, получив диплом с отличием. После окончания института Любомудров по собственному почину уехал в провинцию: работал завлитом Ярославского драматического театра им. Ф.Г. Волкова. Там же началась активная журналистская деятельность Любомудрова и его исторические изыскания. Его статьи регулярно печатались в местных изданиях. Кроме того, Марк Николаевич собирал материалы по истории театральной жизни в Ярославле. Написанная на этой основе книга «Старейший в России» была опубликована в 1964 году московским издательством «Искусство». Книга явилась основой кандидатской диссертации, которую автор в качестве независимого соискателя защитил в Москве в Государственном институте театрального искусства в 1962 году.
По возвращении в Ленинград в 1958 году Любомудров работал в молодежной редакции Ленинградского телевидения (руководитель редакции – И.Ф. Масленников, позднее – известный кинорежиссер). Одновременно Марк Николаевич преподавал в Ленинградском культпросветучилище. С осени 1959 года Любомудров – научный сотрудник Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, где в 1972–1987 гг. возглавлял сектор театрального искусства. Под его руководством вышла из печати серия научно-исследовательских и критических сборников на актуальные темы. Коллектив сектора создал уникальный труд «Очерки истории русской советской режиссуры» (отв. редактор – М.Н. Любомудров). Труд не был опубликован из-за противодействия идейно враждебных Любомудрову клановых сил.
В 1960-е гг. Марк Николаевич регулярно выступает на страницах журналов «Театральная жизнь» и «Театр». Печатает статьи о ведущих актерах российской сцены – А.Ф. Борисове, В.И. Честнокове, Б.А. Фрейндлихе, Е.А. Лебедеве, А.А. Миронове, Ю.С. Родионове и др. Публикует первые журнальные очерки-портреты будущих звезд русского театра – актрисе Т.В. Дорониной (1960 г.), художнике Э.С. Кочергине (1969 г.). Выходят в свет статьи Любомудрова о драматурге А. Вампилове, о режиссерах Ю.А. Завадском и И.А. Ростовцеве. Внимание Любомудрова обращено и к истории театра начала ХХ века: к творчеству К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, А.Я. Таирова, К.А. Марджанова, к театральной программе Александра Блока.
В 1960-1980-е гг. Любомудров плодотворно сотрудничает с Ленинградским радио и Студией телевидения, принимает участие в многочисленных городских и республиканских конференциях по проблемам театра и драматургии.
С конца 1960-х гг. Любомудров энергично включается в национально-освободительную деятельность, входит в число соратников «молодой волны» русского патриотического движения, сближается с В.В. Кожиновым, П.В. Палиевским, М.П. Лобановым, Э.Ф. Володиным, А.Г. Кузьминым, Д.А. Жуковым, И.А. Кольченко, продолжает дружбу с С.Н. Семановым и другими участниками московского т. н. «Русского клуба». Творческие связи возникают с О.А. Платоновым, И.Р. Шафаревичем, С.Ю. Куняевым, с главным редактором журнала «Огонёк» А.В. Софроновым.
В своих анализах и оценках художественного процесса Любомудров руководствовался доминантными для русской культуры критериями – реализма, национальной самобытности, духовной и нравственной содержательности искусства. Марк Николаевич разделял эстетику и идейные установки корифеев Малого, Александринского театров, МХАТа, в частности кредо Станиславского, который полагал, что самое важное в творчестве – раскрыть и передать «жизнь человеческого духа». Близки Любомудрову были и убеждения Немировича-Данченко, призывавшего к «театру мысли», к «мужественной простоте», с которой необходимо «претворять большие идеи спектакля».
Такая позиция со временем встречала все большее сопротивление и нападки со стороны русофобски и космополитически ориентированных театрально-литературных кругов. В связи с деятельностью Любомудрова возник фронт борьбы. В СМИ стали множиться статьи, отзывы, письма, резко критиковавшие творчество и идейно-политические позиции Марка Николаевича. Эти атаки во многом опирались на официальный политический курс, проводившийся КПСС.
В художественной среде тогда отчетливо обозначились две противостоявшие друг другу силы – национально-русская и космополитичная. Эта группировка тогда достигла полной гегемонии, что чрезвычайно усугубило позиции Любомудрова. Характерным был выпад журнала «Театр» (1980, № 11) в связи с оценкой, которую Любомудров дал творчеству Мейерхольда. На его страницах появилось обличительное письмо, обвинявшее Марка Николаевича в «искажении» портрета режиссера, в его «огульном шельмовании», в небрежении «указаниями партии» и т. п. Письмо напоминало политический донос с приглашением к оргвыводам. Его подписали Г. Товстоногов, О. Ефремов, И. Ильинский, Э. Гарин, В. Плучек, Е. Симонов, С. Юткевич и др. (всего 11 подписей). Публикации такого рода имели провокационный характер: взгляды Любомудрова якобы чужды советской идеологии, в них отсутствует «классовый подход», забыты марксистско-ленинские принципы, ленинское положение о «двух культурах» и т. п.
Не имея научно и логически обоснованных аргументов для опровержения творческих трудов Любомудрова, его противники прибегали к приемам политической дискредитации, указывали на его идеологическую неблагонадежность. Это могло иметь тяжелые последствия для Марка Николаевича, включая «оргвыводы». Со временем критические нападки на Любомудрова приобрели лавинообразный характер. Критика не сводилась только к шельмованию в печати. Любомудрову не дали возможности защитить уже подготовленную докторскую диссертацию и препятствовали кандидатским защитам его аспирантов, Небезуспешно преграждали возможности публикации статей, книг, сборников. Но стойкого борца Любомудрова этим было не сломить.
В 1980-е гг. начинается активное сотрудничество Любомудрова с журналами «Наш современник», «Молодая гвардия», «Огонёк». Его статьи о современном театре, о режиссуре (Г. Товстоногов, В. Мейерхольд и др.) имеют громкий резонанс. Особенно сильное негодование русофобских кругов вызвали очерк «Судьба традиций» и статья «Театр начинается с Родины», в которых обличались безыдейность, нравственная ущербность и антипатриотические явления в современном театре.
Книга «Размышления после встречи» (1984) подводила некоторые итоги предыдущего этапа исследовательской и критической деятельности Любомудрова. Названия разделов раскрывали содержание текста: «Корифеи отечественного театра (Волков, Симонов, Завадский)»; «Судьба театральных течений»; «Из театрального дневника»; «Истоки творчества». Книга отличалась сочетанием научного подхода и гражданской взволнованности, принципиальности авторской позиции в оценке ключевых проблем художественной культуры: смысл, этапы развития реализма, роль наследия, истолкование русской классики, вопросы метода и стиля. В предисловии к книге народный артист СССР Игорь Горбачев писал: «“Сквозное действие” книги – и в этом мне видится ее актуальность – движение традиций отечественного реализма. Содержательность авторской позиции и состоит прежде всего в том, что показана живая и действенная сила уроков реалистической школы К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко – основоположников Художественного театра. Их наследием продолжают крепиться основы современной советской сцены».
В последующем Любомудров публикует книги «Н. Симонов. Ю. Завадский» (в серии ЖЗЛ, два издания – 1983, 1988); «Противостояние. Театр, век ХХ: традиции – авангард» (1991) – этот труд стал настоящим манифестом русской национальной школы искусства. Тогда же Любомудров выступил составителем и автором предисловия тематических сборников: «За алтари и очаги», в который вошла русская публицистика 1960–1980-х гг. (1989); «Рождение театра» – о творчестве В.И. Немировича-Данченко (1989); «Мое гражданское служение России» – о творчестве К.С. Станиславского (1990). В серии «История в лицах и фактах» Любомудров опубликовал антологию «Иван Грозный» (2004).
Открытую национально-русскую ориентацию Любомудрова продолжали преследовать и критиковать русофобские круги. После начала горбачевской «перестройки» на государственном уровне усилилась антирусская направленность кадровой политики. В марте 1987 года Любомудров был забаллотирован ученым советом ЛГИТМиКа на искусственно организованном «досрочном» переизбрании на должность заведующего сектором. Эта расправа состоялась по личному указанию члена Политбюро ЦК КПСС А.Н. Яковлева. На заседании откровенно говорилось о неприемлемости национально-русских взглядов Любомудрова. Его уволили из Института с мотивировкой «в связи с профессиональной несостоятельностью».
В 1987–1989 гг. Любомудров работал в Ленинградской консерватории, где снова подвергся травле кругов и вынужден был уйти. Тогда же за «русофильство» Любомудров был исключен из членов Всероссийского театрального общества (позднее – СТД). В интервью газете «Советская культура» руководитель ВТО обвинил Любомудрова в «шовинизме», «национализме» и «нетерпимости».
На государственную службу Любомудров смог вернуться в 1996 г. – стал читать лекции на юридическом факультете С.-Петербургского государственного университета водных коммуникаций (с 2013 г. – Государственный университет морского и речного флота им. Адмирала С.О. Макарова).
Любомудров и в 1980–1990-х гг. принимал активное участие в общественной жизни. Был в числе инициаторов-учредителей писательской группы «Содружество» (1988), впервые в советское время сформированной в рамках Союза писателей по признакам уважения к ценностям русской национальной культуры и языка. Марк Николаевич организовал и был руководителем издательского товарищества им. А.С. Суворина (1990–1996), выпускавшего религиозно-патриотическую литературу.
Любомудров был инициатором и организатором создания в Ленинграде отделения Всероссийского фонда культуры (председатель – П. Проскурин), а также отделения фонда Международной славянской письменности и культуры, а вскоре стал вице-президентом этого фонда. Участвовал в учреждении Международной Славянской академии наук и искусств, членом которой был избран. Являясь членом Союза писателей России, неоднократно выступал на его пленумах, избирался в руководящие органы Союза. Марк Николаевич возглавлял Комитет «Нева–Ладога–Онега», который вел завершившуюся победой борьбу против диверсионного проекта поворота северных рек на юг.
С течением времени круг интересов Любомудрова все более смещался в сторону истории российского государства, политологии и религии. Он неоднократно участвовал в выборных кампаниях в органы государственной власти в качестве кандидата от патриотических сил: в Верховный Совет СССР (1989), в Верховный Совет РФ (1990). Его предвыборная программа имела отчетливо национально-патриотический характер. Одним из ключевых ее положений явилось требование справедливого пропорционального представительства наций в органах массовой информации, при приеме на учебу, в сферах культуры и искусства, в области формирования научных и творческих кадров. В программе имелся и следующий тезис: «Противодействовать открытой и завуалированной пропаганде русофобии, прикрывающейся лозунгом борьбы с национализмом и шовинизмом».
В 1998 году Любомудров опубликовал сборник актуальной политической публицистики «Русский фронт» (отв. редактор и автор) с участием ведущих общественно-политических деятелей и мыслителей страны – С. Бабурина, В. Илюхина, И. Фроянова, О. Платонова, митрополита Иоанна (Снычева), О. Каратаева, Н. Нарочницкой, писателя В. Максимова и др. Эта книга преследовала цель помочь восстановить русское историческое самосознание, возродить русскую государственность с национально мыслящей и действующей центральной властью.
В 2003–2004 гг. вышла в свет двумя изданиями книга Любомудрова «Русский рубеж». В 2010 году вышла еще одна книга – документально-биографическая повесть «У истоков русской сцены. Федор Волков и его эпоха». Она венчала исследования автора по русской истории XVIII века Любомудров был избран в члены Совета учредителей восстановленного Союза русского народа (2005), был почетным попечителем московского храма Св. Николы на Берсеневке. До конца своих дней Любомудров – профессор, действительный член Петровской академии наук и искусств. По версии издания «День литературы» включен в список 50 «лучших критиков России ХХ в.». С 2013 года – член редакционной коллегии журнала «Вопросы национализма». Любомудров являлся лауреатом премии «Имперская культура» Союза писателей России и Фонда Святителя Иоанна Златоуста – «за заслуги в развитии русской национальной культуры». «За большой личный вклад в развитие и укрепление образования и науки Российской Федерации». Министерство образования и науки РФ отметило Любомудрова дипломом и наградило Серебряным Почетным знаком им. Николая Румянцева «За благородные труды». В 2014 году в Институте русской цивилизации был опубликован сборник главных идеологических трудов Любомудрова – «Каноны русского мира. Идеология. Культура. Искусство». Был неизменным участником группы питерских профессоров «Батальон четверых» (О.Г. Каратаев, И.Я. Фроянов, Ю.П. Савельев, М.Н. Любомудров), регулярно выпускавшей в интернете политические обзоры текущих событий.
Как ученый Марк Николаевич отличался научной объективностью. Он был готов принимать любую конструктивную критику. Любомудров имел свои взгляды на таких противоречивых деятелей русской истории, как Иван Грозный и Сталин, что вызвало непонимание некоторых патриотов. Но благодаря личным человеческим качествам Любомудрова ни один патриот не мог долго обижаться на него.
Исследовать и издать все многообразное наследие Марка Николаевича – дело будущего. Но одно мы можем сказать твердо – имя и дело Марка Николаевича Любомудрова навсегда останется в истории русской мысли и русской культуры.
Сергей Викторович Лебедев, доктор философских наук, профессор, Санкт-Петербург
Подробнее:
https://ruskline.ru/news_rl/2023/06/23/pamyati_marka_nikolaevicha_lyubomudrova