Идеология социального традиционализма На заседании Калязинского клуба выступил профессор Александр Щипков

Редакция РНЛ сообщает следующее:

Идеология социального традиционализма
На заседании Калязинского клуба выступил профессор Александр Щипков


В понедельник, 26 июня, в Союзе писателей России состоялось очередное заседание Калязинского клуба «Русского собрания», сообщает наш корреспондент.

Заседание прошло под председательством сопредседателя Калязинского клуба, главного редактора «Русской народной линии» Анатолия Степанова.

В заседании Калязинского клуба принял участие председатель Синодального Миссионерского отдела Русской Православной Церкви епископ Луховицкий Евфимий (Моисеев).

Калязинский клуб слушал доклад ректора Российского православного университета святого Иоанна Богослова, заместителя председателя Всемирного русского народного собора, доктора философских наук профессора Александра Щипкова «Идеология социального традиционализма».

Александр Владимирович давно выступает сторонником социал-традиционализма: опубликовано множество статей, вышла в свет книга на эту тему, а в завершение доклада выступающий подарил участникам заседания недавно изданную брошюру – «Идеология социального традиционализма. Социал-традиция. Научный манифест».

В своём выступлении А.В.Щипков рассказал, как он пришёл к идеям социальности и традиционализма как к объединяющим идеям для российского общества, об опыте работы Всемирного русского народа собора по продвижению некоторых базовых идеологем, которые сегодня приняты государством и обществом.

В конце доклада было задано много вопросов докладчику по содержанию его выступления. Затем состоялся обмен мнениями.

Открыл прения секретарь «Русского собрания», публицист Андрей Сошенко. Он считает, что необходим идеологический документ, который предложил бы не только теоретическую основу идеологии, но и наметил практические шаги по её реализации.

Доктор экономических наук, профессор Леонид Гребнев отметил, что, говоря о правах человека, в том числе о социальных правах, на что обращал внимание в своём выступлении докладчик, необходимо права увязывать с обязанностями, поскольку это понятие изгнано из вполне традиционной связки «права и обязанности».

Сопредседатель Калязинского клуба Анатолий Степанов выступил в защиту понятия «консерватизм», полагая, что понятие «традиционализм», не вполне корректно отражает задачи, стоящие перед Россией. И если мы будем адекватно понимать консерватизм, не на бытовом уровне как консервацию чего-либо, то этот термин более точно описывает проблемы и нужды государства и общества.

Доктор исторических наук, профессор Сергей Реснянский высказал ряд замечаний по докладу Александра Щипкова, обратив внимание на то, что целый ряд важнейших проблем докладчик обошёл стороной, они не описываются в его концепции.

Настоятель храма Николы на Берсеневке, член Союза писателей России игумен Кирилл (Сахаров) в своём выступлении обратил внимание на современные актуальные проблемы, призвав не забывать, кроме метафизических, и о реальных проблемах жизни общества, в частности, проблеме вымирания русской глубинки.

Кандидат социологических наук Сергей Баранов отметил, что докладчик обратил внимание на многие важные проблемы, однако высказал и целый ряд критических замечаний в адрес Александра Щипкова.

Заместитель главного редактора газеты «Русский вестник» Борис Земцов отметил, что сегодня в наших документах должно быть обращено внимание на такое понятие, как «государствообразующий русский народ». Без этого невозможно предложить убедительной идеологии, которая должна быть «идеологией победы».

Заместитель председателя Союза писателей России Василий Дворцов в своём выступлении отметил, что все эпохи нашей истории олицетворены, и вообще важна роль символов. В этом смысле он предложил обратиться от имени Калязинского клуба, «Русского собрания» и других общественных организаций к мэру Москвы Сергею Собянину с предложением переименовать площадь Европы у Киевского вокзала в площадь Новороссии. Получается, что мы противостоим Западу, а одна из центральных площадей столицы носит имя Европы.

Заместитель генерального директора Международного фонда славянской письменности и культуры, публицист Леонид Редкий обратил внимание на то, что мы много говорим о содержании идеологии, но мало обращаем внимания на технологии продвижения наших идей в общественную среду. Поэтому замыкаемся в узком патриотическом кругу.

Ветеран боевых действий, кандидат политических наук Владимир Азаров также говорил о необходимости заниматься конкретными проблемами, призывал переходить от изысканий к конкретным практическим результатам.

Доктор философских наук, культуролог Владимир Большаков отметил необходимость чёткого понятийного аппарата, а то мы часто говорим, например, о цивилизационном подходе, не понимая сути этой проблемы, поэтому необходима понятийная ясность.

В завершении заседания Калязинского клуба председатель «Русского собрания» Анатолий Степанов отметил важность выступления Александра Щипкова, поскольку он давно занимается проблематикой идеологии. Сегодня помимо него есть ряд центров идеологических изысканий (Институт Царьграда под руководством Константина Малофеева и Александра Дугина, Изборский клуб под руководством Александра Проханова и Виталия Аверьянова, наш Калязинский клуб), нам важно слушать друг друга, внимательно относиться к поискам наших коллег. Поэтому было важно услышать те идеи, над которыми размышляет и которые предлагает общественности Александр Щипков.

Говоря о технологии продвижении идей, Степанов отметил, что здесь мы видим два подхода. Один подход нацелен на конкретные действия, на необходимость разработки документа, который можно было бы предложить власти. Но поскольку нет идейного и методологического единства между различными лидерами и патриотическими структурами, такой документ выработать весьма затруднительно.

А вторая технология, как выразился Анатолий Степанов, «технология говорения», когда обсуждаются проблемы и смыслы, которые затем становятся достоянием общества и, в конце концов, эти идеи принимает власть. Мы наблюдаем сегодня это воочию по изменившейся риторике и программным документам властных структур.

В завершение заседания Калязинского клуба к собравшимся обратился епископ Луховицкий Евфимий (Моисеев), который предложил экспертам Калязинского клуба активно сотрудничать со Всемирным русским народным собором, одним из руководителей которого и является Александр Щипков. Всемирный русский народный собор – это прекрасная площадка для обсуждения и донесения до власти и общества идей, обсуждаемых православными интеллектуалами, отметил владыка.

Он также рассказал о том, что Синодальным Миссионерским отделом и Миссионерским обществом, которое создано при Отделе, готовится по благословению Святейшего Патриарха Кирилла грандиозный крестный крест с копией Годеновского креста, 600-летие обретения которого недавно широко праздновалось. Крестный ход пройдёт по России и Белоруссии крестообразно – от Мурманска до Севастополя и от Бреста до Владивостока, а завершится в Москве.

Движение Крестного хода предполагает остановки в крупных городах, где намечается проведение не только Богослужений и культурных мероприятий, но и интеллектуальных дискуссий по важным для нашего Отечества проблемам.

Епископ Евфимий пригласил участников Калязинского клуба активно включиться в это благое начинание. Участники заседания с благодарностью восприняли предложение владыки.

В заседании Калязинского клуба также приняли участие кандидат юридических наук Василий Елизаров, известный общественный деятель и предприниматель Сергей Забурниягин, журналист Сергей Кулаков, член Союза писателей России Андрей Самохин, кандидат исторических наук Павел Петин, военный историк Борис Галенин, публицист Александр Руденко, писатель Александр Сороковиков и другие.

Заседание Калязинского клуба уже по традиции завершилось дружеским чаепитием, в ходе которого активно обсуждались уже конкретные политические проблемы, волнующие граждан России в последние дни.

Заседание Калязинского клуба записывалось на камеру, «Русская народная линия» по мере готовности выложит записи с заседания.

Подробнее:
https://ruskline.ru/news_rl/2023/06/28/ideologiya_socialnogo_tradicionalizma