Защита российской семьи: демографическая и миграционная политика Резолюция Всероссийского форума МОО «Всемирный Русский Народный Собор» в Калининграде.

Защита российской семьи: демографическая и миграционная политика
Резолюция Всероссийского форума МОО «Всемирный Русский Народный Собор» в Калининграде

1 и 2 июля 2023 года в Калининграде состоялся Всероссийский форум Международной общественной организации «Всемирный Русский Народный Собор» на тему “Защита российской семьи: демографическая и миграционная политика”. По итогам форума ВРНС выпустил резолюцию. Сайт Собора публикует документ в полном объеме.
Резолюция Всероссийского форума Международной общественной организации «Всемирный Русский Народный Собор» в Калининграде (1–2 июля 2023 г.)
**

Российский ЦБ реализует демографическую политику вымирания

Участники Всероссийского форума Международной общественной организации «Всемирный Русский Народный Собор» в Калининграде, посвященного теме «Защита российской семьи: демографическая и миграционная политика», исходя из стоящих перед Россией и её народом вызовов и угроз, приняли настоящую резолюцию.

Отмечая тесную взаимосвязь демографических проблем с проводимой миграционной политикой, участники Форума оценили ситуацию, складывающуюся в сферах демографии, а также миграции, как критическую, создающую прямую угрозу национальной безопасности, препятствующую реализации важнейших национальных интересов, а также стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, требующую принятия безотлагательных и решительных мер.

1. Демографическая и семейная политика

Главной угрозой существованию и развитию России во второй четверти XXI века является переживаемая нашей страной демографическая катастрофа. Несмотря на предпринимаемые государством усилия – положительную динамику 2007-2015 годов и естественный прирост населения в 2013-2015 годах, с 2016 года рождаемость снизилась, а естественный прирост сменился естественной убылью населения. В 2022 году в России умерли 1 млн. 905 тыс. 778 человек, естественная убыль населения составила 599 тыс. 616 человек. В 2021 году естественная убыль населения составила рекордные 1,04 млн. человек, в 2020 году – 668,7 тыс. человек. Суммарный коэффициент рождаемости (далее – СКР) в 2022 году составил 1,45, в текущем году он может снизиться до рекордных 1,35. На недопустимо высоком уровне – свыше 600 тыс. в год – находится показатель ежегодно проводимых абортов, из которых доля абортов, проводимых по медицинским показаниям, составляет лишь 1,5%. Ситуацию осложняют последствия катастрофического спада рождаемости конца 1980-х – начала 1990-х годов (так называемая демографическая яма 90-х). В ближайшие годы численность женщин в активном репродуктивном возрасте 20-29 лет, на которые приходится почти 2/3 рождений, сократится почти вдвое, что неминуемо приведёт к значительному сокращению числа рождений.

Для выживания в XXI веке, сохранения собственной цивилизационной идентичности, а также решения сложнейших военно-политических, экономических, технологических, культурных и иных задач России нужен устойчивый, а главное интенсивный естественный прирост населения (на уровне СКР 3,3-3,5) в течение ближайших тридцати лет. Достижение указанных показателей требует от государства принятия срочных и действенных мер. Центром всей государственной политики должна стать многодетная семья. Самой распространённой её моделью, своего рода стандартом, должна стать семья с тремя и более детьми, с работающим отцом и занимающейся воспитанием детей и домашним хозяйством матерью. Защита российской семьи, её социально-экономических прав и интересов должна стать основным приоритетом всей политики государства, включая миграционную. Государством должны быть созданы условия, гарантирующие занятость глав семейств, а также обеспечивающие уровень доходов, позволяющих супружеской паре родить и воспитать трёх и более детей.

Исходя из вышеизложенного, в целях преодоления демографического кризиса, а также укрепления и совершенствования механизмов защиты прав и законных интересов российских семей, участники Форума считают необходимым:

– Законодательно признать семью и обеспечение её благополучия главной национальной целью развития, а также стратегическим национальным приоритетом Российской Федерации на период до 2050 года;

– Сделать семью полноправным субъектом правовых отношений, а также обязательным и основным элементом (единицей) государственного планирования и управления;

– Законодательно закрепить принцип «Дети – индекс счастья» в качестве основного критерия оценки эффективности работы глав высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также глав муниципальных образований. Данный критерий станет определяться количеством многодетных семей, которые проживают на территории соответствующего субъекта Российской Федерации либо муниципального образования;

– В целях осуществления функции по выработке и реализации государственной семейной политики переименовать Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в Министерство по делам семьи и социального обеспечения Российской Федерации;

– Создать условия, стимулирующие работодателей к приёму на работу многодетных родителей, прежде всего многодетных отцов. С этой целью на первом этапе необходимо снизить ставку обязательных страховых взносов до 7,6% (ОПС, ВНиМ, ОМС), взимаемых с выплат и иных вознаграждений в пользу работников, являющихся многодетными родителями. На втором этапе – освободить работодателей от уплаты указанных страховых вносов полностью. Указанное правило не должно распространяться на работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, за исключением высококвалифицированных специалистов;

– Законодательно запретить производство абортов негосударственными медицинскими организациями, для чего внести поправки в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, а также в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ, предусматривающие введение запрета на проведение искусственного прерывания беременности медицинскими организациями, не входящими в государственную и муниципальную системы здравоохранения.

2. Миграционная политика

С концептуальной точки зрения современная российская миграционная политика является пережитком прозападной либеральной идеологии, определявшей развитие России на протяжении последних тридцати лет. Данная модель предполагала встраивание Российской Федерации в западный глобальный проект на правах полуколонии и страны второго мира. Статус России как эксплуатируемой территории и сырьевого придатка Запада обусловливал колониальное отношение к коренному населению как к обезличенному экономическому ресурсу, допускающему максимальную оптимизацию издержек. В рамках либерального подхода всё возрастающие потоки внешней трудовой миграции трактовались исключительно в положительном ключе как результат неизбежных глобальных процессов.

Попытки встроиться в западную мир-систему привели к рецепции Российской Федерацией западных миграционных практик, предполагающих использование массовой миграции из стран третьего мира для решения внутренних демографических проблем. Реализация указанных подходов привела Россию к усугублению демографического кризиса, постепенному замещению коренного населения иноязычными и инокультурными мигрантами, размыванию культурно-цивилизационных основ российской идентичности, а также к другим острейшим социальным и политическим проблемам, вызванным массовым притоком в страну выходцев из среднеазиатских и закавказских республик бывшего Советского Союза.

Согласно докладу ООН за 2020 год, Россия входит в пятёрку стран-лидеров по числу мигрантов, занимая четвёртое место в мире с 12 млн. мигрантов. По данным МВД России, в 2022 году в Российской Федерации было поставлено на миграционный учёт 12 млн. 980 тыс. 995 граждан Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Азербайджана и Армении, из которых 10 млн. 970 тыс. 996 человек указали «работу» в качестве цели въезда, что составляет более 15% всего трудоспособного населения страны. Для сравнения: лиц, въехавших с территории Украины и Белоруссии и поставленных на учёт в 2022 году, было в 8 раз меньше – 1 млн. 622 тыс. 499 человек.

Оценка миграционной ситуации затрудняется отсутствием точных данных о количестве незаконных мигрантов, находящихся на территории страны. Согласно официальным заявлениям руководства МВД России, число нелегальных мигрантов находится на уровне от 800 тыс. до 1 млн человек. В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года от 13 июня 2012 года заявлена цифра от 3 до 5 млн. незаконных мигрантов. Однако, простое сопоставление общего количества граждан Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Азербайджана и Армении, указавших «работу» в качестве цели въезда в РФ в 2022 году (10 млн. 970 тыс. 996 человек) с общим количеством выданных либо учтённых за тот период документов, подтверждающих факт получения выходцами из перечисленных стран патентов, разрешений на работу или заключения ими трудовых договоров (2 689 218 ед.) говорит о том, что трудовой статус 8 млн. 281 тыс. 778 мигрантов, въехавших в 2022 году на территорию России из 5 республик Средней Азии и Закавказья так и остался не определён. Из чего можно сделать вывод о том, что официальные оценки размера нелегальной миграции сильно занижены, а объективные её показатели находятся на уровне 10-15 млн. человек.

Одной из основных причин острого миграционного кризиса является отсутствие в России государственной системы планирования и управления внешними миграционными потоками, позволяющей учитывать реальные потребности региональных и местных экономик в иностранных специалистах и не допускать концентрации низкоквалифицированной иностранной рабочей силы в регионах, не испытывающих дефицита рабочих рук. Приток низкоквалифицированной иностранной рабочей силы, прежде всего из стран с безвизовым режимом, происходит стихийно, без учёта реальных потребностей, безадресное оформление патентов и практически ничем не ограниченное трудоустройство приводят к сверхконцентрации трудовых мигрантов в крупных российских городах, являющихся центрами политической, экономической и культурной жизни страны.

Массовый приток мигрантов, не владеющих русским языком и не имеющих должных представлений о российской истории и культуре, а следовательно, не способных к интеграции в российское общество, приводит к формированию мигрантами обособленной закрытой среды, своего рода государства в государстве, с собственной иерархией, центрами принятия решений (в лице этнических диаспор) и развитой системой социальных связей. Привычный облик российских городов стремительно меняется. Деформируется единое правовое, культурное и языковое пространство страны. В крупнейших городах возникают и активно развиваются замкнутые этнические анклавы, напоминающие криминальные гетто американских мегаполисов или пригородов Парижа. Они являются рассадниками коррупции, организованной этнической преступности и незаконной миграции. Существуя по собственным правилам, они не подчиняются российским законам, служат питательной почвой для экстремизма и терроризма, а также являются источником колоссального социального напряжения. Уже сегодня в целом ряде муниципальных образований нормализация криминогенной ситуации, вызванной массовыми преступлениями и правонарушениями мигрантов, а также сращиванием местных органов власти с организованной этнической преступностью, становится возможной только путём проведения специальных мероприятий (операций) по декриминализации с привлечением сотрудников СК России, ФСБ России, а также Росгвардии. Катастрофические последствия необдуманной миграционной политики ярче всего иллюстрируют массовые беспорядки, происходящие сегодня по всей территории Франции и являющиеся вооружённым восстанием мигрантов.

При высочайшей латентности преступлений, совершаемых в среде мигрантов, ежегодно фиксируется рост как зарегистрированных преступлений, совершённых гражданами СНГ, так и выявленных лиц данной категории, совершивших преступления на территории России. По данным Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, за 2022 год рост количества зарегистрированных преступлений, совершённых гражданами СНГ, составил 13,4 % по сравнению с 2021 годом и 6 % по сравнению с «допандемийным» 2019 годом (32 937 преступлений в 2022 году, 28 520 в 2021-м и 31 010 в 2019-м). Соответственно, в 2022 году было выявлено лиц, совершивших преступления и являющихся гражданами СНГ на 7 % больше, чем в 2021 году и на 2 % больше, чем в 2019 году (27 218 человек в 2022 году, 25 322 в 2021-м, 26 740 в 2019-м). За 2022 год, по данным МВД России, было совершено 39 317 преступлений, связанных с незаконным пересечением Государственной границы РФ, а также нарушением миграционного законодательства (ст.ст. 322, 322.1., 322.2., 322.3. УК РФ).

Рост мигрантской преступности напрямую связан с увеличением численности иностранных трудовых мигрантов в крупных российских городах. Согласно данным Председателя Следственного комитета Российской Федерации А.И. Бастрыкина, на 37% выросло количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершённых мигрантами в 2022 году – с 11 тыс. до 15 тыс. преступлений. Рост количества убийств за тот же период составил 18%, изнасилований – 7%. По оценкам экспертов МВД России, приток каждых новых 200 тыс. мигрантов приводит к увеличению количества зарегистрированных преступлений примерно на 10%. Об угрозе использования западными спецслужбами миграционных каналов для совершения терактов и других преступлений, а мигрантскую среду и этнические диаспоры – для создания законспирированных террористических ячеек, инспирирования националистических и экстремистских настроений, разжигания религиозной и социальной розни, неоднократно заявлял Секретарь Совета Безопасности Н.П. Патрушев.

В последние два года фиксируется резкий всплеск публичных массовых конфликтов (драк) мигрантов, вызванных трудовыми конфликтами и переделом сфер влияния. Массовый характер приобрели случаи немотивированного агрессивного поведения мигрантов, сопровождающегося угрозами, оскорблениями, а также применением насилия. Другой серьёзной проблемой является криминализация молодёжной мигрантской среды, появление подростковых и молодёжных банд, а также рост уличной преступности мигрантов.

Особое беспокойство вызывает деятельность как официальных, так и неформальных структур этнических диаспор, имеющих за пределами Российской Федерации собственные национальные государства. По характеру внутренней организации, использованию механизмов теневой экономики, совмещению легальной и нелегальной экономической деятельности, наличию специальных фондов, формируемых для прикрытия противоправной деятельности и подкупа должностных лиц, наличию собственной разведки и контрразведки, силовых групп быстрого реагирования, систем конспирации и защиты от правоохранительных органов и конкурентов, распространению влияния на определённые территории и виды деятельности, а также по целому ряду других признаков многие из действующих на территории России структур этнических диаспор являются преступными организациями либо преступными сообществами. Прикрываясь защитой прав и интересов соотечественников, указанные структуры занимаются организацией массовой нелегальной миграции, вовлекают своих соотечественников в противоправную деятельность, подкупают российских чиновников и продвигают своих представителей в органы власти, прямо или косвенно контролируют целые секторы российской экономики.

Ситуацию усугубляет имеющаяся у диаспор возможность опираться на поддержку правительств, а также спецслужб государств исхода. В условиях серьёзных геополитических и геоэкономических изменений последних лет, а также в связи с началом Специальной военной операции, рядом среднеазиатских и закавказских республик бывшего СССР взят курс на усиление военно-технического сотрудничества, а также сотрудничества в области обмена разведывательными данными и информацией со странами блока НАТО. В случае дальнейшего обострения военно-политической обстановки на постсоветском пространстве существует угроза использования организационных структур этнических диаспор указанных государств для создания на их базе разветвленных разведывательно-диверсионных сетей, действующих против Российской Федерации.

В условиях проводимой Специальной военной операции, а также усиливающегося противостояния со странами Запада, вызывает беспокойство продолжающаяся практика массовой выдачи российских паспортов инокультурным и иноязычным иностранным гражданам, не готовым к службе в Вооружённых Силах РФ и защите интересов России на поле боя (только за последние 5 лет, по данным МВД России, были выданы 421 тыс. российских паспортов гражданам Таджикистана, гражданам Узбекистана – 123 тыс., Азербайджана – 102 тыс., Киргизии – 73 тыс.).

Контролируемый диаспорами массовый приток иностранной рабочей силы приводит к занижению оплаты труда коренного населения и последующему его замещению мигрантами в целых отраслях экономики: строительстве, ЖКХ, сетевой торговле и общепите, пассажирских перевозках, АПК, сфере услуг и др. Оказывая разрушительное воздействие на внутренний рынок труда, внешняя трудовая миграция крайне негативно сказывается на экономическом положении российских семей, и как следствие, на демографической ситуации в стране в целом. Главы российских семей оказываются в условиях, при которых они вынуждены конкурировать на рынке труда с дешёвой иностранной рабочей силой, а целые отрасли отечественной экономики оказываются для них недоступны из-за засилья трудовых мигрантов и стоящих за ними этнических диаспор. Больнее всего данная ситуация ударяет по экономическому положению российских многодетных семей.

Расширение экспансии иностранной рабочей силы на российский рынок труда подтверждается постоянным увеличением объёмов денежных средств, переводимых из России в среднеазиатские и закавказские республики. Так, в 2022 году объём переводов, осуществлённых физическими лицами из России в Узбекистан, составил 14,5 млрд долл. США (рост в 2,6 раза по сравнению с 2021 годом), в Армению – 3,2 млрд долл. США (рост в 3,6 раза), в Азербайджан – 2,97 млрд долл. США, в Таджикистан – 2,7 млрд долл. США, в Киргизию – 2,6 млрд долл. США (рост в 1,2 раза). Из чего следует, что Россия фактически обеспечивает высокие демографические показатели и устойчивый естественный прирост населения указанных стран (СКР в Таджикистане находится на уровне 3,24, в Киргизии – 3,0, в Узбекистане – 2,9), усугубляя и без того катастрофическую ситуацию с собственной демографией.

Массовое привлечение низкоквалифицированной рабочей силы препятствует технологическому развитию целых отраслей отечественной экономики, а следовательно, росту производительности и уровня оплаты труда.

Как показывает практика, большая часть мигрантов – выходцев из республик Средней Азии, не знают русского языка на уровне, достаточном для сдачи экзамена и получения сертификата о владении русским языком, а также не знают истории России и основ законодательства Российской Федерации. Из чего следует, что большая часть выдаваемых указанным лицам сертификатов (по оценкам экспертов ВРНС, данный показатель может доходить до 90%) выдаются незаконно и с юридической точки зрения являются недействительными, а также то, что большая часть указанных иностранных работников находятся на территории Российской Федерации незаконно, т.е. являются незаконными мигрантами. Особую опасность при этом представляет незаконная выдача сертификатов, служащих основанием для получения гражданства Российской Федерации. Вред, наносимый незаконным получением права на временное проживание (ПВР) и вида на жительство (ВНЖ), также является значительным. Два последних режима открывают иностранцам доступ к широкой номенклатуре социальных услуг (получению бесплатных медицинских услуг, выплате пенсий, пособий, получению бесплатного образования и т.д.), причём, на тех же основаниях и в том же объёме, что и для граждан РФ.

Помимо миллионов трудовых мигрантов, доступ к государственной социальной инфраструктуре и получению бесплатных услуг (медицинских, образовательных и др.) обладают члены их семей, а при определённых условиях и близкие родственники: родители, бабушки, дедушки, внуки, братья и сестры. Это создаёт избыточную финансовую и технологическую нагрузку на социальную сферу, а также перекладывает компенсацию возникающих затрат на плечи российских налогоплательщиков (к примеру, расходы бюджета гор. Москвы на одного учащегося 1-4 классов сегодня составляют 135 тыс. руб. в год, на ученика 5-9 классов – 155 тыс. руб. в год, ученика 10-11 классов – 175 тыс. руб. в год. Расходы на одного воспитанника дошкольного учреждения групп полного дня исчисляются 185 тыс. руб. в год. Массовый приток детей инокультурных трудовых мигрантов породил ещё одну социальную проблему – появление в детских садах и школах целых групп и классов, в которых больше половины детей плохо говорят или совсем не говорят по-русски.

Ключевыми бенефициарами действующей сегодня модели массовой внешней миграции являются:

– частные и государственные работодатели, заинтересованные в использовании дешёвой рабочей силы для минимизации издержек и извлечении сверхприбылей, с одновременным перекладыванием на российское общество всех экономических и социальных проблем, порождаемых неконтролируемой внешней трудовой миграцией;
– этнические диаспоры, торгующие своими соотечественниками как живым товаром;
– иные участники многомиллиардного бизнеса, связанного с легальной и нелегальной миграцией (организованная преступность, коррумпированные чиновники, а также многочисленные специализированные структуры и посредники);
– внутренние и внешние враги России, использующие проблемы, порождаемые массовой трудовой миграцией, для ослабления нашей страны и нанесения ей максимального экономического и политического ущерба.

Внешнюю миграцию недопустимо рассматривать исключительно с точки зрения сиюминутных экономических интересов отдельных секторов/отраслей российской экономики (строительной отрасли, ЖКХ, торговли и сферы услуг, АПК и др.) либо отдельных организаций-работодателей. Воздействие внешней трудовой миграции на демографическую и социально-экономическую ситуацию в стране необходимо рассматривать в комплексе, в долгосрочной перспективе, объективно оценивая все плюсы и минусы данного явления. Недопустимым в этой связи является перекладывание всех издержек и ответственности с работодателей на мигрантов (как это есть сейчас), а в конечном счёте, на граждан Российской Федерации.

Современная миграционная политика не учитывает геополитических и геоэкономических изменений, происходящих сегодня на территории Средней Азии и Закавказья и связанных с внешнеполитическим разворотом отдельных государств региона в сторону углубления взаимодействия с государствами-членами блока НАТО, а также с Китаем. Помимо активизации экономических и торговых связей, указанный разворот сопровождается усилением военно-технического сотрудничества, а также сотрудничества по обмену разведывательными данными и информацией.

Не учитываются вызовы и угрозы, связанные с коренной трансформацией мирового порядка. Переход к многополярному миру, сопровождающийся усилением конкуренции между мировыми и региональными центрами развития, неизбежно обострит многочисленные противоречия, существующие на пространствах глобального Юга. В результате чего в ближайшие 10-20 лет Россия столкнётся с проблемой многомиллионных волн беженцев и переселенцев, двигающихся с юга на север под воздействием климатических изменений, военных конфликтов и экономических кризисов. Всё это будет происходить на фоне окончательного превращения массовой миграции в разновидность гибридного оружия, а манипулирование миграционными потоками – в один из способов ведения современных гибридных войн.

Кроме того, нынешняя политика не учитывает миграционных процессов, начинающихся в странах первого мира и вызванных наступлением западного глобализма на традиционные институты и ценности, а также на базовые права и свободы человека. Указанные процессы затрагивают миллионы наших соотечественников, страдающих от дискриминации и готовых к репатриации на Родину, а также миллионы консервативных семей из Европы и Северной Америки, готовых к переезду в Россию и взирающих на неё как на ковчег спасения. Согласно данным ООН на 2020 год, по количеству покинувших Россию коренных жителей, а это 10,65 млн. человек, наша страна занимает третье место в мире. Репатриация в Россию даже части этих граждан, вместе с разбросанными по всему миру представителями русского и других коренных народов России (более 30 млн человек), позволит полностью компенсировать сокращение миграционных потоков из Средней Азии и Закавказья.

В этих условиях Россия нуждается в выработке новой миграционной политики, опирающейся на собственную суверенную идеологию, соответствующей требованиям и отвечающей угрозам второй четверти XXI века. Основными приоритетами данной политики должны стать:

1) Защита российских семей, их социально-экономических прав и интересов. Создание условий, гарантирующих занятость граждан РФ, а также высокий уровень доходов российских семей;

2) Защита российской цивилизационной идентичности, единства правового, культурного и языкового пространства страны. Защита прав и законных интересов русского и других коренных народов России;

3) Защита отечественного рынка труда, обеспечение научно-технологического развития российской экономики, роста производительности труда;

4) Осуществление эффективного государственного контроля, а также планирования и управления внешними миграционными потоками;

5) Создание условий, способствующих массовой репатриации в Россию соотечественников, а также переезду иностранных высококвалифицированных специалистов, учёных, инвесторов и членов их семей, лояльных России и готовых к языковой и культурной интеграции;

6) Существенное ограничение притока в Российскую Федерацию инокультурной низкоквалифицированной иностранной рабочей силы. Введение принципа максимальной правовой и экономической ответственности работодателя за привлекаемых им инокультурных иностранных работников;

7) Обеспечение антитеррористической безопасности, противодействие незаконной миграции, а также этнической преступности.

3. Основные направления новой миграционной политики

3.1. В целях обеспечения защиты прав и законных интересов российских граждан в области занятости населения, а также защиты региональных экономик и рынков труда, участники Форума считают необходимым:

– Рекомендовать высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) активнее применять на практике введение запретов на работу иностранных граждан (осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов) по отдельным видам экономической деятельности. Правовым основанием для принятия таких решений является п. 6 ст. 18.1. Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ, согласно которому высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать запрет на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории субъекта Российской Федерации, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности. Указанные запреты должны вводиться по тем видам деятельности, в которых массовая занятость иностранных граждан приводит к падению уровня оплаты труда и/или безработице граждан РФ, а также способствует возникновению конфликтов на национальной и религиозной почве (розничная торговля, общественное питание, пассажирские перевозки, образование, здравоохранение, сфера трудоустройства и т.д.);

– Рекомендовать высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) активнее применять механизм увеличения стоимости патента на работу для иностранных работников;

– В случае возникновения на территории конкретных субъектов Российской Федерации сложной миграционной обстановки, вызванной массовым притоком инокультурных иностранных граждан, рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) указанных субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос о временном приостановлении участия их регионов в реализации государственной программы по оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

– Рекомендовать Правительству Российской Федерации ввести существенные ограничения на использование иностранной рабочей силы при реализации инфраструктурных проектов, финансируемых из федерального бюджета и направленных на социально-экономическое развитие российских регионов.

3.2. В целях сохранения и укрепления российской цивилизационной идентичности, защиты прав и законных интересов русского и других коренных народов России, а также преодоления острого миграционного кризиса, участники Форума считают необходимым:

– Ввести законодательный запрет на использование внешней трудовой миграции, сформированной из инокультурной низкоквалифицированной иностранной рабочей силы, в качестве способа решения демографических проблем Российской Федерации;

– Существенно ограничить приток в Россию инокультурной низкоквалифицированной иностранной рабочей силы. Запретить произвольный въезд низкоквалифицированным иностранным работникам на территорию РФ в целях поиска работы и будущего трудоустройства. Въезд на территорию РФ для данной категории лиц должен быть разрешён только в рамках целевого (организованного) набора, для работы у конкретного работодателя, и при наличии уже заключённого с работодателем срочного трудового договора. Наличие указанного договора должно являться обязательным условием для въезда иностранного работника на территорию РФ;

– Разработать и принять поправки к действующему законодательству Российской Федерации, лишающие иностранных работников, привлекаемых по целевым срочным трудовым договорам, права на получение ВНЖ («вида на жительство») и гражданства Российской Федерации;

– Запретить въезд на территорию Российской Федерации членов семей, а также близких родственников иностранных работников, привлекаемых по целевым срочным трудовым договорам (супругов, детей, родителей, бабушек и дедушек, внуков, братьев и сестёр (полнородных и неполнородных);

– Находясь на территории РФ на основании целевого срочного трудового договора, иностранный работник не должен иметь права на переход к другому работодателю. В случае досрочного расторжения трудового договора, работодатель обязан обеспечить выезд работника за пределы РФ;

– Вся ответственность за въезд-выезд, а также пребывание (проживание) иностранных работников на территории РФ должна быть возложена на работодателя. Соответственно, на работодателя должны быть возложены все расходы, связанные с въездом на территорию РФ нанимаемых им иностранных работников; с постановкой их на миграционный учёт и получением документов, дающих право на ведение трудовой деятельности; с выездом работников (включая оплату депортации либо принудительного административного выдворения из России); с пребыванием нанятых трудовых мигрантов на территории РФ (оплата жилья, питания, одежды, договоров на оказание медицинских услуг и т.д.);

– Иностранные работники, привлекаемые по целевым срочным трудовым договорам, обязаны проживать на территории Российской Федерации в специальных закрытых трудовых посёлках (городках), исключающих возможность их самовольного покидания во внерабочее время. Расходы по созданию и обеспечению функционирования данных посёлков (городков) должны быть возложены на работодателей. В указанных посёлках работодатель обязан обеспечить условия проживания, соответствующие установленным в Российской Федерации санитарным правилам и нормам (СанПиН);

– Необходимо установить ставку НДФЛ в размере 30% для иностранных трудовых мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента;

– Должны быть существенно повышены требования к уровню знания русского языка иностранными гражданами (за исключением граждан, являющихся носителями русского языка), подтверждаемого ими при получении разрешения на временное проживание (РВП), вида на жительство (ВНЖ), а также гражданства Российской Федерации, вплоть до подтверждения знания русского языка на уровне Единого государственного экзамена по русскому языку, в рамках образовательных программ для среднего общего образования;

– Должен быть введён запрет либо существенные ограничения (включая введение визового режима) на въезд иностранных работников из недружественных государств, стран, проводящих русофобскую политику, политику дискриминации русского/русскоязычного населения и граждан России, а также политику дерусификации – вытеснения русского языка и русской культуры из различных сфер общественной жизни;

– Работа, связанная с приобщением будущих трудовых мигрантов к русскому языку, а также русской истории и культуре, должна быть полностью перенесена на территорию государств исхода. С этой целью на территориях государств исхода должны массово открываться русские школы и российские культурно-языковые центры для обучения в них коренного населения. Всё преподавание в указанных школах и культурно-языковых центрах должно вестись на русском языке. Открытие, а также текущая деятельность русских школ и культурно-языковых центров должны финансироваться государствами исхода. Для стимулирования продвижения русского языка и русской культуры на постсоветском пространстве должен быть введён запрет (либо существенные ограничения) на въезд иностранных работников из стран, отказывающихся открывать на своей территории указанные русские школы.

3.3. В целях создания эффективной системы государственного контроля, а также планирования и управления внешними миграционными потоками участники Форума считают необходимым рекомендовать Минтруду России, МВД России а также другим уполномоченным федеральным органам исполнительной власти безотлагательно предпринять следующие меры:

– ввести электронные ID-карты иностранных работников, позволяющие осуществлять онлайн-идентификацию и верификацию личности, а также содержащие все данные о трудовом мигранте, включая номер патента (разрешения на работу), отпечатки пальцев, место работы и место регистрации (проживания), номер полиса добровольного медицинского страхования, данные об отсутствии опасных заболеваний и т.д.;
– ввести электронный патент на работу для иностранных работников;
– ввести единый электронный реестр иностранных работников;
– ввести единый электронный реестр работодателей и заказчиков работ (услуг), привлекающих иностранную рабочую силу;
– ввести единый электронный реестр недобросовестных приглашающих лиц – физических и юридических лиц, – включая руководителей и учредителей соответствующих юридических лиц;
– ввести единый электронный реестр недобросовестных работодателей и заказчиков работ (услуг);
– ввести обязательную дактилоскопию отпечатков пальцев, фотографирование, а также применение иных методов биометрической идентификации личности при постановке иностранных работников на первичный миграционный учёт. Ввести прохождение иностранными работниками государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования до въезда на территорию РФ (осуществляемую дипломатическими представительствами и консульствами РФ за рубежом), либо при пересечении государственной границы РФ;
– ввести обязательный залог, покрывающий расходы на депортацию либо выдворение иностранного работника за пределы РФ, вносимый при въезде в РФ (до пересечения либо в момент пересечения государственной границы РФ) самим иностранным работником либо его работодателем;
– ввести оформление электронных въездных виз.

Функционирование и практическое использование перечисленных выше инструментов должно быть реализовано на базе единой общероссийской цифровой платформы.

3.4. Противодействие незаконной миграции и этнической преступности

В условиях продолжающейся Специальной военной операции, усиливающего противостояния России со странами блока НАТО, а также серьёзных геополитических и геоэкономических изменений, происходящих на всём постсоветском пространстве, вопросы обеспечения государственной и общественной безопасности Российской Федерации, в свете решения задач по противодействию незаконной миграции, этнической преступности, контрразведывательному обеспечению и обеспечению антитеррористической безопасности, имеют особое значение. В этой связи, руководствуясь положениями п. 44, пп. 1, 7, 16, 17, п. 47 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента РФ от 2 июля 2021 года № 400, участники Форума считают необходимым:

1) Существенно усилить меры уголовной и административной ответственности за преступления и правонарушения в области внешней миграции: ст. 322 УК РФ «Незаконное пересечение государственной границы РФ», ст. 322.1 УК РФ «Организация незаконной миграции», ст. 322.2 УК РФ «Фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ», ст. 322.3 УК РФ «Фиктивная постановка на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в РФ», ст. ст. 18.1, 18.8, 18.9, 18.10, 18.11, 18.14, 18.15, 18.16, 18.17, 18.18, 18.19, 18.20, 19.27 и другим статьям КоАП РФ.

С учетом характера и степени общественной опасности, организацию незаконной миграции, ответственность за которую предусмотрена частями 1 и 2 ст. 322.1. УК РФ, отнести к категории тяжких и особо тяжких преступлений.

2) Ввести незамедлительное выдворение из РФ иностранных работников, совершивших в течение одного года два любых административных правонарушения, за которые предусмотрен административный арест. Ввести обязательное выдворение из РФ с бессрочным запретом на въезд в РФ для иностранцев, совершивших преступления и (или) отбывших наказание на территории РФ.

3) Особое внимание должно быть уделено проблеме владения иностранными работниками русским языком, а также знания ими истории России и основ законодательства РФ. В правоприменительной практике следует исходить из того, что находящийся на территории РФ иностранный работник (за исключением высококвалифицированных специалистов), не владеющий русским языком и/или не знающий истории России и основ законодательства РФ на уровне, установленном действующими законодательством, является незаконным мигрантом.

В этой связи, участники Форума считают необходимым инициировать проведение массовых проверок деятельности образовательных организаций, проводящих экзамены по русскому языку как иностранному и выдающих иностранным гражданам сертификаты о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации. В случае выявления фактов незаконной выдачи сертификатов:

– инициировать исключение организаций-нарушителей из перечня образовательных организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ;
– в отношении руководителей и сотрудников указанных образовательных организаций, а также иных лиц, причастных к незаконной выдаче сертификатов, возбуждать уголовные дела по ст. 322.1. УК РФ «Организация незаконной миграции»;
– инициировать проверку действительности сертификатов, ранее выданных указанными выше образовательными организациями-нарушителями, включающую обязательную пересдачу владельцами сертификатов экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ. По результатам проверки инициировать признание в судебном порядке выданных ранее сертификатов недействительными, после чего в административном порядке лишать их владельцев права на пребывание на территории РФ (либо гражданства РФ) и депортировать из страны.

4) Важным направлением деятельности правоохранительных органов в борьбе с нелегальной миграцией должно стать противодействие схемам по массовой легализации на территории РФ иностранных граждан, прибывающих из стран Средней Азии и Закавказья, с использованием документов (свидетельств) о заключении брака с гражданами РФ, а также об усыновлении граждан РФ иностранными гражданами. Как правило, такие схемы реализуется через посредников, действующих под видом консультационных или правозащитных центров для мигрантов. Такие центры действуют при прямой или косвенной поддержке диаспор, отдельных их представителей и имеют связи в органах власти.

В этой связи, участники Форума считают целесообразным инициировать массовые проверки деятельности консультационных и правозащитных центров и организаций, оказывающих правовую помощь иностранным гражданам, а также органов ЗАГС, в которых отмечаются массовые случаи регистрации браков между гражданами РФ и гражданами государств Центральной Азии и Закавказья, а также дополнить Семейный кодекс Российской Федерацией дефиницией «фиктивный брак» с определением соответствующих критериев признания брака фиктивным. В случае выявления фактов заключения фиктивных браков и фактов усыновления граждан Российской Федерации в целях получения гражданства Российской Федерации:

– инициировать возбуждение в отношении руководителей, сотрудников органов Управления ЗАГС, а также иных лиц уголовные дела по статье по ст. 322.1. УК РФ «Организация незаконной миграции»;
– инициировать исключение организаций-нарушителей из ЕГРЮЛ, а в отношении руководители и учредителей применять механизмы дисквалификации и запрета на занятие определенной деятельностью, а также возбуждение уголовных дел по статье по ст. 322.1. УК РФ «Организация незаконной миграции»;
– организовать в судебном порядке проверку в отношении лиц, получивших таким образом ВНЖ или гражданство РФ, после чего в административном порядке лишать их владельцев права на пребывание на территории РФ (либо гражданства РФ) и депортировать из страны.

5) Рекомендовать уполномоченным органам власти субъектов Российской Федерации, а также местного самоуправления инициировать проведение регулярных проверок мест массовой регистрации, а также пребывания/проживания иностранных работников (общежития, хостелы, съемные квартиры и т.д.) на предмет:

– законности пребывания на территории РФ лиц, проживающих (пребывающих/зарегистрированных) в указанных местах;
– соблюдения владельцами и руководители проверяемых мест требований миграционного законодательства, СанПиН, правил пожарной безопасности, жилищного законодательства и т.д.

В случае выявления фактов пребывания (проживания) незаконных мигрантов возбуждать в отношении владельцев и руководителей проверяемых объектов уголовные дела по ст. 322.1. УК РФ «Организация незаконной миграции».

6) Необходимо существенно усилить борьбу с организованной этнической преступностью, представляющей в современных условиях прямую угрозу национальной безопасности Российской Федерации. В этой целью необходимо пересмотреть отношение к социальному институту национальных диаспор, имеющих за пределами РФ собственные национальные государства (далее – национальные диаспоры), а также качественно усилить государственный надзор за деятельностью как официальных, так и неформальных структур национальных диаспор на территории РФ. Первоочередное внимание при этом должно быть уделено наличию в деятельности национальных диаспор признаков составов преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 210 УК РФ «Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нём (ней)», ст. 210.1. «Занятие высшего положения в преступной иерархии», ст. 275 «Государственная измена», ст. 275.1. «Сотрудничество на конфиденциальной основе с иностранным государством, международной либо иностранной организацией», ст. 276 «Шпионаж», ст. 281.3. «Организация диверсионного сообщества и участие в нём», ст. 282.1. «Организация экстремистского сообщества», а также другими статьями Главы 29 УК РФ «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства».

7) Необходимо дать правовую оценку факту существования на территории Российской Федерации социального института национальных диаспор, имеющих за пределами РФ собственные национальные государства, с точки зрения его соответствия положениям статьи 19 Конституции Российской Федерации, устанавливающей равенство всех перед законом и судом, а также обязывающей государство гарантировать равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

8) В случаях возникновения сложной криминогенной обстановки на территориях отдельных муниципальных образований либо субъектов Российской Федерации, вызванной сращиванием местных/региональных органов власти с организованной этнической преступностью, инициировать проведение специальных мероприятий по декриминализации соответствующих территорий с привлечением сотрудников СК России, ФСБ России, а также Росгвардии.

9) В структуре органов внутренних дел необходимо создать специализированные оперативно-розыскные подразделения по предупреждению и раскрытию преступлений, совершаемых иностранными трудовыми мигрантами, а также преступлений, совершаемых в отношении трудовых мигрантов.

10) Дополнить перечень критериев оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ и деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, утвержденных Указом Президента РФ от 04.02.2021 № 68, критерием обеспеченности стабильной миграционной обстановки.

3.5. Миграционная политика в отношении соотечественников

Преодоление острого демографического кризиса, необходимость привлечения в Российскую Федерацию культурно близких трудовых мигрантов, а также начавшееся после 24 февраля 2022 года в западных странах массовое ущемление прав соотечественников, диктуют необходимость принятия самых решительных мер по переселению соотечественников на постоянное жительство в Россию. Для решения этой задачи участники Форума считают необходимым:

1) Разработать и принять федеральный закон «О карте русского». Действие указанного закона должно распространяться на иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих гражданства РФ либо вида на жительство в РФ, и соответствующих одному из перечисленных ниже критериев:

– принадлежащих к русскому или иному коренному народу Российской Федерации, не имеющему за её пределами собственной национальной государственности, а также сделавших свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией. Указанные лица должны иметь родственников по прямой восходящей линии, ранее проживавших на территории Российской Федерации, включая выходцев (эмигрантов) из Российской Империи, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевших гражданскую принадлежность (Российской Империи, РСФСР, СССР, РФ) и ставших гражданами иностранного государства или лицами без гражданства;
– признанных носителями русского языка в порядке, установленном ч.1. и ч. 1.1. ст. 33.1. Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;
– не относящиеся к перечисленным выше двум категориям, но идентифицирующие себя как часть российской цивилизации и имеющие заслуги перед Российской Федерацией или заслуги в сохранении и продвижении русского языка и русской культуры, родных языков и культуры народов РФ, в защите интересов соотечественников за рубежом и т.п.

Обладателю «карты русского» должно быть предоставлено право:

– получать бесплатно многократную визу в Россию, дающую право на неограниченное количество пересечений границы Российской Федерации в течение всего срока её действия, без предоставления дополнительных документов (приглашения, разрешения на работу и т.д.);

– беспрепятственно вставать на миграционный учёт и получать регистрацию по месту проживания или пребывания на территории РФ;

– работать на территории России без получения специального разрешения на работу;

– заниматься на территории России предпринимательской деятельностью на тех же основаниях, что и граждане РФ;

– получать бесплатную медицинскую помощь на тех же условиях, что и граждане РФ;
– пользоваться на территории России бесплатной системой образования на тех же основаниях, что и граждане РФ;
– пользоваться скидками на проезд в общественном транспорте на территории РФ;
– бесплатно посещать все государственные музеи РФ;
– получать вид на жительство (ВНЖ), а также гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.

Закон должен предусматривать право добровольного отказа от «карты русского», а также её аннулирование в случаях, когда обладатель карты своими действиями наносит ущерб интересам Российской Федерации и/или её репутации. Право выдачи, а также аннулирование «карты русского» должно быть предоставлено консульским учреждениям Российской Федерации за рубежом, а также зарубежным представительствам Россотрудничества.

2) Внести поправки в российское законодательство о гражданстве, а также о соотечественниках, включая поправки в нормативные правовые акты, регулирующие реализацию Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – госпрограмма содействия переселению соотечественников), предусматривающие:

– введение мер, препятствующих использование механизмов поддержки соотечественников (включая использование госпрограммы содействия переселению соотечественников) для массового въезда на территорию России и получения российского гражданства инокультурными и иноязычными гражданами среднеазиатских и закавказских республик бывшего СССР;
– смещение акцента государственной поддержки соотечественников в сторону представителей русского и других коренных народов Российской Федерации, не имеющих за её пределами собственной национальной государственности, а также лиц, признанных носителями русского языка в порядке, установленном ч.1. и ч. 1.1. ст. 33.1. Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;
– предоставление участникам госпрограммы содействия переселению соотечественников, являющимся представителями русского и других коренных народов РФ, а также лицами, признанными носителями русского языка, права свободного выбора места переселения в Россию (т.е. субъекта Российской Федерации), в случае, если данные участники госпрограммы не претендуют на получение государственной материальной поддержки на переселение и обустройство в РФ;
– признание носителями русского языка в порядке, установленном ч. 1.1. ст. 33.1. Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» граждан, а также неграждан Литвы, Латвии и Эстонии, свободно владеющих русским языком.

3.6. Миграционная политика в отношении иностранных граждан – выходцев из стран дальнего зарубежья

По мере наступления западного глобализма на традиционные институты и ценности, а также на личные свободы, в Европе и Северной Америке резко возросло количество семей, рассматривающих вопрос об иммиграции в развитую страну с христианской культурой и консервативными ценностями. В этой связи Российская Федерация может стать убежищем для миллионов иностранцев-консерваторов, осуждающих политику западных правительств и лояльных России и Русскому Миру.

В целях усиления влияния России на международной арене, а также продвижения идей и ценностей Русского мира, участники Форума считают необходимым разработать и внедрить государственную программу по содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию не являющихся соотечественниками иностранных граждан, нацеленную на привлечение высококвалифицированных иностранных специалистов, учёных, инвесторов и членов их семей, лояльных России и готовых к языковой и культурной интеграции в РФ. Одним из элементов этой программы может стать введение для указанной категории лиц специальной карты – аналога турецкой «бирюзовой карточки» для иностранцев. Обладатель данной карты должен иметь право на получение бесплатной многократной визы в Россию (мультивизы), трудоустройство на территории России без получения специального разрешения на работу, ведение предпринимательской деятельностью на тех же основаниях, что и граждане РФ, а также получение вида на жительство (ВНЖ) в упрощенном порядке.

4. Направить настоящую резолюцию Президенту Российской Федерации, Совету Безопасности Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации (Совету Федерации и Государственной Думе), Правительству Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации, Федеральному агентству по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество).

Калининград
2 июля 2023 года

Подробнее:
https://ruskline.ru/analitika/2023/07/07/zawita_rossiiskoi_semi_demograficheskaya_i_migracionnaya_politika