10 сентября 2023 года после тяжелой болезни отошла ко Господу Алла Валентиновна Бородина.

10 сентября после тяжелой болезни отошла ко Господу Алла Валентиновна Бородина 10 сентября после тяжелой болезни отошла ко Господу Алла Валентиновна Бородина! Алла Валентиновна — автор первого учебника «Основы православной культуры» для начальной школы. Кандидат культурологии, педагог, филолог, публицист, автор и разработчик учебных курсов «История религиозной культуры» и «Основы православной культуры», автор более тридцати учебно-методических пособий по духовно-нравственному развитию подрастающего поколения. В своих выступлениях она отмечала, что «в настоящее время ОПК (Основы православной культуры) являются единственным предметом, который решает задачи сохранения и передачи подрастающему поколению традиционной для России системы духовных ценностей, формирования у молодежи ценностных установок и высокой духовной мотивации. Другие предметы такие, как литература, искусство, мировая художественная культура, могут давать аксиологические знания, представления о творческом воплощении ценностного мира в художественных произведениях отдельных авторов в разных идейно-исторических условиях что, безусловно, может развивать эмоциональную и эстетическую сферы ребёнка, способствовать их духовному и культурному развитию, но далеко не всегда с опорой на традиционные ценности России. ОПК же, по определению, формируют представления о системе ценностей, которая лежала в основе отечественной культуры, проходит красной нитью через всю историю России.Выступая на Международных Рождественских образовательных чтениях, Алла Валентиновна заявила, что «религиозная грамотность и воспитание чувства ответственности нужны не только для спасения в вечности. Без этих качеств отечественная культура не имеет перспектив. Вся история России состоит из примеров победы духа отдельных личностей, как рядовых тружеников, так и представителей элиты, которая с пеленок воспитывалась ценить духовное выше материального, общественное — выше личного». Алла Валентиновна воистину была подлинной православной подвижницей и легендарной женщиной. Она посвятила свою жизнь просвещению и воспитанию детей, отдав все силы разработке курса «Основы православной культуры». Отпевание Аллы Валентиновны состоится 12 сентября, во вторник, в усыпальнице Свято-Пафнутьевого Боровского монастыря в 13:00.Просим молитв о новопреставленной рабе Божьей Алле! Источник: https://pravobraz.ru/10-sentyabrya-posle-tyazhyoloj-bolezni-otoshla-ko-gospodu-alla-valentinovna-borodina/ Присоединяемся к словам  Редакции Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви  об Алле Валентиновне ( рабе Божией Алле).

«Иван III напрямую связан с суверенитетом России» Представители общественности попросили Президента рассмотреть вопрос установки памятника царю Ивану III в Москве

«Иван III напрямую связан с суверенитетом России» Представители общественности попросили Президента рассмотреть вопрос установки памятника царю Ивану III в Москве Межрегиональное общественное движение «Зов Народа» направила обращение Президенту России Владимиру Путину, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, председателю Военно-исторического общества Владимиру Мединскому, министру просвещения Сергею Кравцову, министру культуры Ольги Любимовой и мэру Москвы Сергею Собянину по вопросу рассмотрения популяризации личности Царя Ивана III в Российской Федерации. «Сегодняшняя действительность такова, что в общеобразовательном школьном курсе предмета "История России", главы с изучением личности и годы правления первого русского царя Ивана III, основоположника государственности российской пробегается достаточно вскользь, в общих словах, без углубления, - говорится в обращении, поступившем в редакцию "Русской народной линии". – В тоже время ему почему-то установлено мало памятников по стране и он не так уважаем, как тот же Дмитрий Донской. Хотя стоит напомнить, что Донской сделал перелом в борьбе с монголами и, безусловно, внёс огромный вклад в дальнейшей победе, но полностью победить монголо-татарское иго смог через сто лет царь Иван III». «Иван III бросил басму на пол кремлёвских палат и попрал её своим сапогом в знак презрения перед татарскими угрозами, - напомнили авторы письма. - Государь всея Руси отказался платить дань хану. Когда в 1480 году татарское войско выступило в карательный поход на непокорную Россию, его остановили на реке Угре. Хан Ахмат, видя силу армии Ивана III, не решился дать бой и отступил. Так закончилось почти трехсотлетнее ордынское иго. При этом он внес то самое, необходимое единение для Руси, которое могло бы покончить с междоусобицей и рабством перед врагом. Именно он женился на Византийской принцессе, Москва стала юридически третьим Римом, а над страной стал развиваться двуглавый орел. Иван III безусловно тот самый царь, который подарил стране суверенитет и независимость, создав сильную державу со своей символикой и путём развития». «Принятый в 1497 году Судебник Ивана III заложил правовые основы для преодоления феодальной раздробленности. Судебник устанавливал единые юридические нормы для всех русских земель, тем самым закрепляя ведущую роль центральной власти в регулировании жизни государства. Свод законов охватывал широкий круг жизненных вопросов и затрагивал все слои населения. Статья 57 ограничивала право перехода крестьян от одного феодала к другому неделей до и неделей после Юрьева дня. Судебник имел прогрессивный характер для своего времени: в конце XV века далеко не каждая европейская страна могла похвастаться единым законодательством. Посол Священной Римской империи Сигизмунд фон Герберштейн перевел на латинский язык значительную часть Судебника. Эти записи изучались и немецкими юристами, которые составили общегерманский свод законов ("Каролина") только в 1532 году. При Иване III началось активное утверждение России на европейской арене. Серия войн, которые он вел с Ливонией и Швецией за господство на Балтике, знаменует первый этап на пути России к империи, провозглашенной Петром I спустя два с половиной столетия», - отметили в движении «Зов народа». Авторы обращения подчеркнули, что царь Иван III «спровоцировал архитектурный бум. Объединение земель под властью Московского княжества дало почву для расцвета русской культуры. По всей стране велось интенсивное строительство крепостей, церквей и монастырей. Именно тогда была возведена красная стена Московского Кремля, и он превратился в сильнейшую крепость своего времени. При жизни Ивана III была создана основная часть того архитектурного ансамбля Кремля, который мы можем наблюдать сегодня. В Россию были приглашены лучшие итальянские мастера. Под руководством Аристотеля Фиорованти был возведён пятиглавый Успенский собор». «Итальянские же зодчие возвели Грановитую палату, ставшую одним из символов царского величия. Псковские мастера построили Благовещенский собор. При Иване III только в Москве было построено около 25 церквей. Расцвет русской архитектуры убедительно отразил процесс создания нового, единого государства. Также стоит отметить, что в начале лета 2023 года министр внутренней политики Калужской области Олег Анатольевич Калугин в своем видеообращении в социальной сети "Вконтакте" призвал поставить памятник основателю Российского государства Ивану III в Москве. Как отмечает министр: "В Калуге два памятника царю, а столице, откуда он правил нет ни одного". Общественное движение «Зов Народа» полностью разделяет данную инициативу». Представители общественного движения отметили, что в социальной сети «ВКонтакте» на данную тему запущена петиция с просьбой установки памятника в городе Москве. Также авторы письма рассказали, что 5 сентября в Московском доме национальностей прошла научно-практическая конференция «Собиратели земли Русской. Великий князь Московский Иван III Васильевич – основатель Российского государства». На конференции председатель межрегионального общественного движения «Зов Народа» Сергей Андреевич Зайцев отметил, что «подрастающее поколение должно понимать, какой вклад был сделан. Если бы не было Ивана III, возможно и не было бы той России, в которой мы сейчас живем. Нами уже направлялись инициативы по установке памятника Ивану III в городе Муроме, идет согласование с администрацией Владимирской области». «Мы знаем Дмитрия Донского, мы знаем Петра Великого, но об Иване III очень мало информации. Задача сегодняшней резолюции, которую мы выработаем, это как раз заявить о том, что Иван III напрямую связан с суверенитетом России. Двуглавый орел, который мы сегодня используем на государственных символах, это все появилось при данном правителе. Он развил международные отношения, создал артиллерию, кремль и кремлевские соборы, вложил вклад в развитие Православия», - заявил Сергей Зайцев. На конференции также присутствовали именитые историки и общественные деятели. Бочкарев Александр Владимирович – генеральный директор Общественного Международного Фонда славянской письменности и культуры; Тулепов Мирас Казбекович – руководитель антифашистского объединения «РОСА»; Халецкий Валентин Николаевич – председатель антинацистского международного комитета; Болотин Леонид Евгеньевич – историк-источниковед, научный редактор Информационно-исследовательской службы «Царское Дело»; Круговых Игорь Эрикович - председатель Совета Московского регионального отделения ассамблеи народов России, заместитель председателя Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, кандидат исторических наук, академик Российской Академии естественных наук; Степанов Анатолий Дмитриевич главный редактор информационно-аналитической службы «Русская народная линия» (выступил по zoom). Эксперты зачитали свои доклады, в том числе сказали о важности поднимать темы и других правителей России, таких, как Иван Калита, Иван Грозный. Все они поддержали инициативу популяризации личности государя Ивана III и установку ему памятника в Москве. Скульптор и заслуженный художник России Молчанов Олег Иванович презентовал макет памятника, который можно было бы установить. В конце конференции была подписана резолюция за установку памятника Ивану III в Москве и расширении информации о государе в учебниках по истории России. Участники конференции на фоне изменений в учебниках по истории России просят «рассмотреть вопрос о внесении углубления и популяризации личности царя Ивана III», а также «рассмотреть вопрос по установке памятника основоположнику российской государственности и символики, царю Ивану III в Москве». В качестве места общественники предлагают рассмотреть «Ивановскую площадь». Также в городе Муром Владимирской области, как месте, где он провёл детство и становление. И иных городах России в рамках «дани уважения и развития исторической памяти, в том числе создания положительного образа, примера для подражания среди молодёжи». Источник: https://ruskline.ru/news_rl/2023/09/08/ivan_iii_napryamuyu_svyazan_s_suverenitetom_rossii

В Москве состоялась научно-практическая конференция «Собиратели земли Русской. Великий князь Московский Иван III Васильевич – основатель Российского государства»

В Москве состоялась научно-практическая конференция «Собиратели земли Русской. Великий князь Московский Иван III Васильевич – основатель Российского государства» Пресс-служба ГБУ города Москвы «Московский дом национальностей» сообщает : 5 сентября 2023 года в  ГБУ города Москвы «Московский дом национальностей» состоялась научно-практическая конференция «Собиратели земли Русской. Великий князь Московский Иван III Васильевич – основатель Российского государства» (далее – Конференция). В мероприятии приняли участие представители общественных организаций, деятели политики, науки и искусства, а также приглашенные гости. Конференция является  первым совместным мероприятием Межрегионального общественного движения сохранения культурно-исторической памяти и духовно-нравственных ценностей «Зов Народа» и Общественного Международного фонда славянской письменности и культуры по проведению циклов научно-практических конференций «Собиратели земли Русской» и составной частью просветительского проекта Международного Фонда славянской письменности и культуры и его партнеров «Монументальная летопись России», целями которой являются: сохранение истории нашей многонациональной страны для современников и будущих поколений граждан РФ, в том числе, и на освобожденных территориях; патриотическое воспитание подрастающего поколения и противодействие переписыванию истории. Со вступительным словом выступил Л.Ю. Редкий, заместитель генерального директора Международного фонда славянской письменности и культуры. Леонид Юрьевич поприветствовал присутствующих и рассказал о цели Конференции, посвященной обсуждению исторической значимости фигуры Ивана III и возможности увековечивания памяти о нём в скульптурных изображениях. Огласив повестку и регламент Конференции, Леонид Юрьевич предоставил слово Калугину Олегу Анатольевичу, министру внутренней политики Калужской области. Олег Анатольевич отметил важность реализации идей, отмеченных в программе мероприятия, и обозначил направления обсуждений поставленных вопросов. Он также рассказал об актуальности проблем суверенитета  в эпоху глобализации и представил взаимосвязь событий с историческим опытом нашей родины. Заместитель Председателя Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, руководитель Московского отделения ООГО «Ассамблея народов России» Круговых Игорь Эрикович обозначил ключевые события в истории нашей страны, которые оказали влияние на формирование государственного суверинитета. Кроме того, Игорь Эрикович затронул вопросы, касающиеся установки памятников в городе Москве. Председатель межрегионального общественного движения «Зов Народа» Зайцев Сергей Андреевич подчеркнул необходимость с исторической, общественно-политической и государственной точек зрения увековечить память об Иване III, особенно в настоящее время, когда Россия уделяет большое внимание вопросам, связанным с суверенитетом и идентичностью. Он отметил, что русская культура активно развивается, формируются новые учебники по истории, и, в связи с этим, существует предложение о расширении в них информации об Иване III. На Конференции продолжили обсуждение поставленных вопросов: историк,  научный редактор информационно-исследовательской службы «Царское Дело» Болотин Леонид Евгеньевич и генеральный директор Международного фонда славянской письменности и культуры Бочкарев Александр Владимирович, который представил тематическую презентацию. Интересный доклад предоставил Тулепов Мирас Казбекович - Руководитель антифашистского объединения «РОСА»  ( ред.)  Председатель Антинацистского Международного комитета Халецкий Валентин Николаевич подчеркнул особое значение и вклад в историю России каждого из правителей. Он также представил видеоролик, посвящённый анонсу своей книги об Иване IV. В Конференции приняли участие заслуженный художник России, скульптор Молчанов Олег Иванович и член Московского Союза художников, скульптор Николаев Василий Александрович, которые рассказали о художественном образе Ивана III. Главный редактор информационно-аналитической службы «Русская народная линия» Степанов Анатолий Дмитриевич подытожил Конференцию исторической значимостью свершений Ивана III. В ходе мероприятия были обсуждены вопросы популяризации исторического значения фигуры Ивана III и необходимости увековечивания памяти о нём в скульптурных изображениях. В завершение круглого стола  была подготовлена  резолюция в соответствии с озвученными предложениями. Иван 3 обращение резолюция https://youtu.be/sgBTVegMAsU

Просим о помощи для тяжело болящей Аллы Бородиной Автор курса «Основы православной культуры» нуждается в молитвенной и материальной поддержке

Братья и сёстры, движение «Народный собор» обращается к читателям с просьбой о молитвенной и материальной поддержке известной православной деятельницы, автора курса «Основы православной культуры», члена Центрального совета «Народного собора» Аллы Валентиновны Бородиной. В настоящее время Алла Валентиновна тяжело болеет – ей диагностировали онкологию на последней стадии. Но она мужественно сражается с болезнью. Призываю читателей не оставаться в стороне, помочь молитвой, а кто имеет возможность и финансовыми средствами. Алла Валентиновна остро нуждается в дорогостоящем лечении и в элементарных средствах гигиены. Алла Валентиновна воистину подлинная православная подвижница и легендарная женщина. Она посвятила свою жизнь просвещению и воспитанию детей, отдав все силы разработке курса «Основы православной культуры». Алла Валентиновна – одно из ярких лиц нашей православной истории. Недаром в начале ХХ века на неё накинулись представители ультралиберальной группировки. В отношении ее не раз пытались возбудить уголовное дело. 18 июня 2002 года общественное движение «За права человека» в лице отъявленного либерала Льва Пономарева и его соратника по борьбе с учебником Евгения Ихлова обратилось в Генеральную прокуратуру РФ с ходатайством о возбуждении в отношении Аллы Бородиной уголовного дела, обвиняя её в разжигании межнациональной розни, ксенофобии, шовинизме, расизме, антисемитизме. Православная общественность горячо поддерживала в то непростое время Аллу Валентиновну. Во время судебных заседаний тысячи людей молились об успешном окончании процесса. И, невзирая на поистине бесовскую активность и сопротивление «гигантов либеральной мысли», Алла Борисовна победила в суде этих нечестивцев. Ныне курс ОПК введен во всех общеобразовательных учреждениях России. Напомню, в рамках XXVII Международных Рождественских чтений «Молодежь: свобода и ответственность» Алла Валентиновна заявила, что «религиозная грамотность и воспитание чувства ответственности нужны не только для спасения в вечности. Без этих качеств отечественная культура не имеет перспектив. Вся история России состоит из примеров победы духа отдельных личностей, как рядовых тружеников, так и представителей элиты, которая с пелёнок воспитывалась ценить духовное выше материального, общественное - выше личного». Также она отмечала, что «в настоящее время ОПК являются единственным предметом, который решает задачи сохранения и передачи подрастающему поколению традиционной для России системы духовных ценностей, формирования у молодёжи ценностных установок и высокой духовной мотивации. Другие предметы такие, как литература, искусство, мировая художественная культура, могут давать аксиологические знания, представления о творческом воплощении ценностного мира в художественных произведениях отдельных авторов в разных идейно-исторических условиях, в разных культурных и цивилизационных пространствах, что, безусловно, может развивать эмоциональную и эстетическую сферы ребёнка, способствовать их духовному и культурному развитию, но далеко не всегда с опорой на традиционные ценности России. ОПК же, по определению, формируют представления о системе ценностей, которая лежала в основе отечественной культуры, проходит красной нитью через всю историю России. В какие-то периоды наибольшего либерального влияния или в условиях государственной марксистско-ленинской идеологии эта система обрастала внешней атрибутикой, отвлекала новыми понятиями и терминами, даже теряла духовную глубину, но в лучших творениях наших гениальных авторов (а они всегда были в нашей великой, духовно ориентированной культуре), традиционные отечественные, православные ценности освещали художественные произведения евангельским светом, светом Жертвенной Любви. И отнюдь не либеральные, а именно православные ценности дают идейную основу равноправного соединения разных народов в едином государстве, более того, дружественного братского сосуществования. Учителям курс ОПК, как мы его разрабатываем в нашем УМК, даёт возможность использовать его содержание как ценностную основу, отражённую в истории, в авторском и народном творчестве». Братья и сестры, Алла Валентиновна трудилась ради наших детей, ради светлого будущего России, давайте проявим свою любовь к этому человеку, поистине достойному! Такие как Алла Валентиновна не позволили стране сорваться в пропасть безбожия и пошлости. Олег Юрьевич Кассин, председатель Общероссийского общественного движения «Народный Собор» Редакция «Русской народной линии» присоединяется к обращению О.Ю. Кассина. Алла Валентиновна Бородина является нашим постоянным автором, мы публиковали многие ее выступления и статьи. Призываем наших читателей, кто имеет такую возможность, посильно помочь А.В. Бородиной. № карты Сбербанка: 2202 2036 8965 6983 Алла Валентиновна Бородина: Педагог, культуролог, филолог, публицист, автор и разработчик учебных курсов «История религиозной культуры» и «Основы православной культуры», автор первого учебника «Основы православной культуры» и около сорока других учебно-методических пособий, кандидат культурологии. Президент Межрегионального общественного фонда содействия развитию образованию и культуры «Основы православной культуры». Член Президиума Центрального Совета Международного Общественного объединения «Народный собор». Член Союза писателей России, лауреат Международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы им. А.Н. Толстого. Награждена: Орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени и грамотой «во внимание к трудам» Русской Православной Церкви; медалью Общероссийского общественного движения «Народный Собор», медалью «За заслуги» от Российского казачества; медалью «В память 850-летия Москвы» от Президента РФ; медалью в честь 20-летия возрождения Рождества Богородицы Свято-Пафнутьевого монастыря «Радуйся, Отче, Преподобный Пафнутие Боровский!» от Рождества Богородицы Свято-Пафнутьевого монастыря Калужской епархии, медалью «55 лет Московской городской организации Союза писателей России: 1954-2009» и Дипломом «За верное служение отечественной литературе» от МГО Союза писателей России; Золотым знаком «Почётный благотворитель, за благородство помыслов и дел» от Международного благотворительного фонда «Меценаты столетия»; медалью «Приморские образовательные чтения» 1 степени от Архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина «За выдающийся вклад в дело духовно-нравственного просвещения жителей Приморского края»; а также многочисленными почётными грамотами, грамотами, благодарственными письмами и дипломами от Государственной думы Федерального собрания РФ, от Московского департамента образования, от Московской системы повышения квалификации работников образования, от Администраций ряда городов России и Беларуси, от общественных организаций России. Международный Фонд присоединяется к просьба о помощи А,С, Бородиной, с которой мы знакомы много лет !  Это один из наших уникальных людей ! Да не оскудеет рука дающего . Подробнее: https://ruskline.ru/news_rl/2023/09/05/prosim_o_pomowi_dlya_tyazhelo_bolyawei_ally_borodinoi

Фонд направил поздравление Главе Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкину в связи с 70 летием

В поздравлении Главы Следственного комитета России говорится следующее: " Уважаемый Александр Иванович! Позвольте от лица нашего Фонда и ряда патриотических православных организаций г. Москвы поздравить Вас с 70 - летием! За годы делового знакомства с руководимым Вами Следственным комитетом РФ мы нашли в Вашем лице неравнодушного, интеллигентного человека, высокого профессионала, мудрого руководителя и настоящего русского офицера, стоящего на страже законности и порядка. Желаем Милости Божией Вам, Вашим близким и сотрудникам возглавляемого Вами Следственного комитета Российской Федерации. Многая Вам и благая лета! С неизменным уважением, Генеральный директор МФСПиК А.В. Бочкарев "

Забытый Россией советский педагог Макаренко. Почему почитаемый в мире создатель уникальной системы реабилитации зависимых не преподается в России …

" Забытый Россией советский педагог Макаренко Почему почитаемый в мире создатель уникальной системы реабилитации зависимых не преподается в России … " Николай Владимирович Каклюгин, Сейчас его система так популярна в Европе, в азиатских странах, но неактуальна в России. Вспомните, когда вы в последний раз слышали упоминание имени Макаренко? В связи с какой-нибудь серьёзной статьёй на тему о воспитании подрастающего поколения? В какой-либо публичной дискуссии о вопросах образования? Сомневаюсь. Скорее всего, в обычном разговоре в ироническом контексте: мол, тоже мне, Макаренко нашёлся… 1988 год специальным решением ЮНЕСКО был объявлен годом Макаренко в связи с его 100-летним юбилеем. Тогда же были названы имена четырёх великих учителей, определивших способ педагогического мышления XX века – это А.С. Макаренко, Д. Дьюи, М. Монтессори и Г. Кершенштейнер. Произведения Макаренко были переведены почти на все языки народов мира, а его главный труд - «Педагогическую поэму» (1935) – сравнивают с лучшими романами воспитания Ж.Ж. Руссо, И. Гёте, Л.Н. Толстого. Она также названа одной из десяти самых значительных книг по воспитанию XX века. Это ли не свидетельство международного уважения и признания заслуг? А в России десять лет назад к 115-ой годовщине Макаренко было выпущено 10 000 экземпляров первого полного издания «Педагогической поэмы». Вы скажете, что за странный тираж для многомиллионной читающей страны? Однако издатели до сих пор ломают голову, как реализовать «непродаваемую» книгу. Несовременно? Неактуально? Наверное, не осталось в педагогике нерешённых проблем, благовоспитанные девочки и мальчики послушно ходят в школу, а детская преступность на нуле? Почти сто лет назад, заканчивая Полтавский учительский институт, Макаренко писал диплом на тему «Кризис современной педагогики». Кто возьмёт на себя смелость утверждать, что сейчас ситуация в корне изменилась? Он был странным человеком, этот Макаренко. Проработав два года в нормальной школе, тихий, скромный учитель истории бросает всё и идёт работать директором колонии для несовершеннолетних преступников недалеко от Полтавы. Он руководил ею с 1920 до 1928 гг. и постигал педагогику перевоспитания в боевых условиях, как солдат на поле боя. Что двигало этим человеком? Ведь было очевидно, что своим решительным поступком он ставит крест на спокойной размеренной жизни. Может быть, та самая активная жизненная позиция, о которой стало немодно говорить в последнее время? В начале 20-х годов прошлого века в России, пережившей революцию и гражданскую войну, насчитывалось более семи миллионов беспризорных детей. Они представляли собой огромную социальную беду и опасность. В борьбу с детской преступностью и беспризорностью огромный теоретический и практический вклад внёс А.С. Макаренко. Изобретённая им система перевоспитания полезным производительным трудом в коллективе превращала сборище малолетних преступников в дружную сплочённую команду. В колонии не было охраны, заборов, карцера. Самым суровым наказанием был бойкот, к которому прибегали крайне редко. Когда под конвоем доставляли очередного беспризорника, он брал ребёнка и категорически отказывался принимать его личное дело. Это известный макаренковский принцип авансирования хорошего в человеке! «Мы не хотим знать о тебе плохого. Начинается новая жизнь!» В эти цифры трудно поверить, но факт – вещь упрямая. Через руки Макаренко прошло более 3000 беспризорников, и ни один не вернулся на преступный путь, все нашли свою дорогу в жизни, стали людьми. Таких результатов не удавалось добиться ни одному исправительному учреждению в мире. Не зря его называют не только теоретиком, но и практиком массового и быстрого перевоспитания. Макаренко был уверен, что только труд по душе, а не пошив рукавиц и клейка коробочек, способствует успешному перевоспитанию. Он был удивительным человеком, этот Макаренко. Вчистую освобождённый от воинской службы по причине слабого здоровья – врождённый порок сердца, ужасная близорукость и ещё целый «букет» болезней, – любил военную форму, дисциплину, армейский порядок. Имея совершенно непрезентабельную внешность – круглые очки с толстыми стёклами, большой нос, тихий хриплый голос – пользовался успехом у красивых женщин. Его, немногословного и медлительного, обожали воспитанники и так ревниво к нему относились, что он решил не жениться, чтобы их не травмировать. Кстати, так и сделал: только оставив педагогическую работу, он расписался со своей гражданской женой. Любил детей, но, к несчастью, не имел своих, однако воспитал двоих приёмных. Девочка, дочь родного брата, белогвардейца, успевшего эмигрировать во Францию, стала впоследствии матерью известной актрисы Екатерины Васильевой. А с любимым братом он поддерживал отношения до 1937 года, пока жена, измученная постоянным страхом ареста, не потребовала прекратить переписку. Он умер от разрыва сердца в возрасте 51 года, и это был тяжёлый удар для мировой педагогики. Систему Макаренко изучают и ценят во всём мире. Так, в Японии его работы переиздаются массовыми тиражами и считаются обязательной литературой для руководителей предприятий. Практически все фирмы строятся по лекалам трудовых колоний Макаренко. А вот в Россию, на родину, его система возвращается в виде зарубежных методик «мозгового штурма», «умения работать в команде», «тим-билдинга», «повышения мотивации сотрудника». Всё это усердно изучается на всевозможных тренингах и семинарах, притом за немалые деньги. А может, проще вернуться к первоисточникам? Цитаты из трудов Антона Семеновича Макаренко: – Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. – Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям. – Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома. – Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать? – Отказаться от риска, значит отказаться от творчества. – Моя работа с беспризорными отнюдь не была специальной работой с беспризорными детьми. Во-первых, в качестве рабочей гипотезы я с первых дней своей работы с беспризорными установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно. – Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство. – Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне… И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения… – С вершин «олимпийских» кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребёнка, сделанная из самых лёгких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты… «Олимпийцы» презирают технику. Благодаря их владычеству давно захирела в наших педвузах педагогически техническая мысль, в особенности в деле собственного воспитания. Во всей нашей советской жизни нет более жалкого технического состояния, чем в области воспитания. И поэтому воспитательское дело есть дело кустарное, а из кустарных производств - самое отсталое. – Книги – это переплетённые люди. – Культура любовного переживания невозможна без тормозов, организованных в детстве. Автор неизвестен. Дополнительно стоит отметить замечательный фильм о непростой семейной истории Антона Семёновича на официальном сайте ВГТРК «Россия»: https://smotrim.ru/brand/4751 В ВК: https://vk.com/video255057827_456243056 В социальной сети «Одноклассники»: https://ok.ru/video/6400161417753 Плюс экспертная статья об уникальном опыте трудовых коммун Макаренко, в современной России кем-то в коридорах власти и кабинетах Министерства просвещения и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации умышленно замалчиваемом: http://www.narkotiki.ru/5_7003.htm Николай Владимирович Каклюгин, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае (2013 – 2023 гг.), руководитель проекта «Попечение»: https://popechenie.com/ Источник: https://popechenie.com/bez-rubriki/zabytyj-v-rossii-sovetskij-pedagog-makarenko/ В ВК-группе «Попечение»: https://vk.com/wall-210859411_865 В социальной сети «Одноклассники»: https://ok.ru/nkaklyugin/statuses/157002968044313 Версия для Telegram: https://t.me/ochevidno_veroyatno/343 В «Инстаграм» (запрещен в РФ): https://www.instagram.com/p/Cwdw1mhMPSD/