28 августа — Успение Пресвятой Богородицы. Тайна человеческого тела. Протоиерей Александр Шаргунов.

Тайна человеческого тела. 28 августа — Успение Пресвятой Богородицы Протоиерей Александр Шаргунов Праздник Успения Божией Матери — завершение всех Богородичных праздников, которые мы совершаем в течение года. И того прославления Ее, которое мы приносим каждый день на утрени. Песнь Богородицы: «Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди». Божия Матерь — первая из спасенных. Ее величание Господа под действием Божественной благодати есть не что иное, как приношение всей славы Богу: «Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его». Ее единственная высота и красота — пребывание душой и телом в Божественной славе — это дар благодати Ее Божественного Сына. Божия Матерь не есть некая богиня, Она называет Себя смиренной рабой Господа. И Ее песнь хвалы Богу исполнена смирения. Все, что Она имеет, исходит от Бога, Его дара, и возвращается к Нему в благодарении. Вот почему подлинное почитание Божией Матери постоянно возводит нас к тайне Христа. Чтобы постигнуть Ее Успение, требуется приобщение славе Воскресения Христова. Тайна человеческого тела «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых» (1 Кор. 15, 20—21). Во Христе Иисусе «последнее время» уже началось. В Нем явилась высшая тайна Бога и высшая тайна человека. Воскресение — не только «завершение всего», но и «основание всего». В нем Бог явил нам глубокий смысл Своего творения. Чтобы привести нас к этой чудесной жизни, которая присутствует в замысле Божием с самого начала. В воскресшем Христе открывается нам конец времен, цель истории. Божия Матерь — избранная от всех родов — уже достигла этой славы, которая есть исполнение замысла Божия. Она — прообраз того, что Бог хочет даровать всему творению. То, что совершилось с Нею, должно совершиться со всею Церковью, с каждым из нас. Вечное преображение, переход от смерти к жизни явились в полноте во Христе воскресшем. И предваряется для нас Успением Божией Матери. Тайна благочестия — в действии. Пока длится земная история, законченное совершенное лицо человека не может явиться. Каждый из нас еще отмечен тенью смертной. И мы «восполняем недостаток в плоти нашей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь» (Кол. 1, 24). В день славы Успения Божией Матери Церковь напоминает нам, сколь скорбным было Ее материнство, когда Она усыновила нас у Креста Своего Божественного Сына. И каждый из нас проходит путь испытаний и скорбей. Наши сегодняшние скорби — муки рождения нового мира, в котором мы участвуем со Христом в Его Крестных страданиях. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, — говорит слово Божие, — каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть». (1 Кор. 15, 22—26). Существует такая ложная духовность, которая удовлетворяется «бессмертием души». Для чего, говорят эти лжеучителя, воскресение тела? Но мы знаем, что Слово стало плотию. За каждой Евхаристией мы приобщаемся Его Телу. И Божия Матерь взошла к Богу с душою и телом. Это не случайное, не второстепенное явление. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день», — говорит Господь (Ин. 6, 51). В этот день телесного Успения Божией Матери мы должны осмыслить, что значит тело. Наше тело не есть что-то внешнее по отношению к нам, но волей Творца — мы сами. Тело и душа нераздельны. Отделение их друг от друга означает смерть. Вместе они составляют личность человека. Наше тело — не просто физическое явление, оно все проникнуто разумностью. И оно делает только то, что велит ему делать душа. И точно также душа ничего не может делать без тела. Нет никакого их разделения в человеческом естестве. Нет ничего, что было бы только телом, и нет ничего, что было бы только душой. Когда мы говорим о душе, мы не имеем в виду то, что отделено от тела или то, что противоположно ему. Мы употребляем этот язык, чтобы сказать, что человеческая личность остается тождественной себе, проходя через все физические изменения в течение своей жизни. Этот восьмидесятилетний старик с изношенным и страдающим телом остается тем же самым, каким он был в сорокалетнем возрасте, когда в расцвете своих сил напряженно трудился. Тем же самым, когда он был десятидневным младенцем, плачущим в колыбели. Его тело изменилось. Однако это та же личность. Когда человеческое тело столь часто предается поруганию и осквернению, мы призываемся увидеть его славу. Человек не может спастись и достигнуть Божественной славы без преображения собственного тела. У Христа было тело. Христос имеет тело. И воскресение Его тела не есть что-то второстепенное, но главное — в совете Божием о нашем спасении. И Успение Божией Матери — исполнение замысла, которое Бог имеет о всех людях. Бог низложит всех врагов под ноги Свои, так что «последний враг упразднится — смерть». На Всенощной праздника Успения мы слышим Евангелие, которое читается во все богородичные праздники: «Во дни оны воставше Мариам, идя в горняя со тщанием во град Иудов, и вниде в дом Захариин и целова Елисавет. И бысть, егда услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец во чреве Ея, и исполнися Духа Свята Елисавет». Слово Божие, повествующее о Воплощении, возводит нас непрестанно к тайне тела. Дух Святой действует во чреве Божией Матери и праведной Елисаветы, чтобы распространиться во всем человечестве. Тело не есть нечто низкое, тяжелое, презренное. Кто презирает тело, презирает Бога. Кто разрушает тело, разрушает образ Божий. В этой чудесной встрече уже содержится Успение Божией Матери. «Благословен плод чрева Твоего» и «благословенна Ты в женах». Благо нам, что Евангелие Успения повествует об этом смиренном, столь человеческом событии. Мы должны поистине с благоговением отнестись к молчанию Писания о земной кончине Божией Матери. Мы знаем только, что Она отошла ко Господу после воскресения Своего Божественного Сына, что Она стояла у Креста и соумирала с Ним. Вместе с Евангелием сегодняшнего дня завершим наши молитвенные размышления об Успении созерцанием Божией Матери, с поспешностью идущей по дорогам иудейских гор вместе с Богомладенцем, Которого Она несет в Себе. Она приходит к праведной Елисавете, и пребудет у нее три месяца. Как хорошо быть рядом с Божией Матерью! Божия Матерь всю Свою жизнь прожила в совершенной любви ко Господу и к людям. В Ней всегда был этот сокровенный, всеохватывающий огонь, не оставляющий пепла. Час Ее телесной смерти был часом Ее последнего приношения любви без остатка. В этом пречистом теле всецело едином с Ее пречистой душой не оставалось ничего для тления. Потому что все тленное уже было истреблено в Ней Христовой любовью. Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России Подробнее: https://ruskline.ru/news_rl/2023/08/27/taina_chelovecheskogo_tela

Символ незыблемости и несгибаемости православно-патриотического движения. Валентину Владимировичу Лебедеву 70 лет!

 Валентину Лебедеву - 70 лет ! Присоединяемся к поздравлениям "Русской народной линии" и всего патриотического православного сообщества! Символ незыблемости и несгибаемости православно-патриотического движения. Валентину Владимировичу Лебедеву 70 лет! 22 августа исполнилось 70 лет православному журналисту и известному общественному деятелю, постоянному автору Русской народной линии Валентину Владимировичу Лебедеву. Долгие годы Валентин Владимирович возглавлял журнал «Православная беседа» бывший одним из флагманов православно-патриотической журналистики в 90-е и 00-е годы. Но, наверное, больше известен Лебедев как председатель Союза православных граждан, который в 90-е годы имел очень сильное влияние в общественной жизни России. В состав руководство Союза входили многие известные политические и общественные деятели. А сам Валентин Лебедев стал в то время, можно сказать, лицом православной общественности, участвуя в многочисленных митингах, конференциях, ток-шоу. Сегодня время многочисленных православных общественных организаций, собиравших многотысячные шествия и полные залы в кинотеатрах, ушло, многие организации и их лидеры отошли от активной общественной работы, забыты, а вот Валентин Владимирович по-прежнему на виду, активно участвует в общественной деятельности. Он регулярно публикует комментарии Союза православных граждан на актуальные церковно-политические и церковно-общественные темы на «Русской народной линии», участвует в деятельности «Русского Собрания», выступает на разных патриотических форумах. В Редакцию РНЛ поступило поздравление в адрес В.В. Лебедева от его соратника и коллеги по общественной деятельности председателя Общероссийского Общественного движения «Народный Собор» Олега Кассина: «Уважаемый Валентин Владимирович! Общероссийское общественное движение "Народный Собор" сердечно поздравляет Вас со знаменательной Датой Вашей жизни! Ваше многолетнее и плодотворное служение на ниве духовного возрождения России, неизменная прогосударственная позиция в вопросах защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, семьи и культуры хорошо известны в патриотических кругах нашего Отечества. Являясь одним из ярких лидеров современного православно-патриотического движения, Вы на протяжении многих лет последовательно и твердо отстаиваете курс на укрепление суверенитета России. Желаем Вам крепкого здоровья, счастья, радости, успехов во всех начинаниях, многая и благая лета!». Редакция РНЛ присоединяется к поздравлению коллег из «Народного Собора» в адрес юбиляра. Мы ценим многолетнее сотрудничество с Валентином Лебедевым и с «Союзом православных граждан». Надеемся на его продолжение. А Валентину Владимировичу желаем здоровья сил для его неустанной деятельности ради интересов Матери-Церкви и нашего богоспасаемого Отечества. Валентин Лебедев является зримым символом незыблемости и несгибаемости православно-патриотического движения. Пропоём же в этот день ему, дорогие читатели, дружное многолетие. Редакция Русской народной линии Подробнее: https://ruskline.ru/news_rl/2023/08/22/zhelaem_vam_krepkogo_zdorovya_i_mnogaya_i_blagaya_leta

В Москве пройдёт научно-практическая конференции «Собиратели земли Русской. Великий князь Московский Иван III Васильевич – основатель Российской государственности».

5 сентября 2023 г. в Москве пройдёт научно-практическая конференции «Собиратели земли Русской. Великий князь Московский Иван III Васильевич - основатель Российской государственности». Конференция является первым совместным мероприятием Межрегионального общественного движения сохранения культурно-исторической памяти и духовно-нравственных ценностей «Зов Народа» и Общественного Международного фонда славянской письменности и культуры по проведению циклов научно-практических конференций «Собиратели земли Русской» и составной частью просветительского проекта Международного Фонда славянской письменности и культуры и его партнеров «Монументальная летопись России», целями которой являются: сохранение истории нашей многонациональной страны для современников и будущих поколений граждан РФ, в том числе, и на освобожденных территориях; патриотическое воспитание подрастающего поколения и противодействие переписыванию истории. На заявленной выше Конференции предполагается выступление деятелей науки и культуры, священников, общественных деятелей среди которых: Калугин Олег Анатольевич - Министр внутренней политики Калужской области Зайцев Сергей Андреевич - Председатель межрегионального общественного движения «Зов Народа» Болотин Леонид Евгеньевич – историк-источниковед, научный редактор Информационно-исследовательской службы "Царское Дело". Бочкарев Александр Владимирович - Генеральный директор Общественного Международного Фонда славянской письменности и культуры Молчанов Олег Иванович - Заслуженный художник России, скульптор Лебедев Валентин Владимирович–Председатель Союза православных граждан», Дворцов Василий Владимирович - Член Правления Союза писателей России, заместитель председателя Правления, генеральный директор Союза писателей России Тулепов Мирас Казбекович - Руководитель антифашистского объединения «РОСА», Халецкий Валентин Николаевич - Председатель Антинацистского Международного комитета. Круговых Игорь Эрикович -Председатель Совета Московского регионального отделения Ассамблеи народов России, Заместитель председателя Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, Кандидат исторических наук, академик Российской Академии естественных наук Степанов Анатолий Дмитриевич - Главный редактор информационно- аналитической службы «Русская народная линия» и другие эксперты. Целью указанной конференции является популяризация среди российского общества знаний об основателе российской государственности Великом князе Московском Иване III Васильевиче, поддержание и развитие любви к истории нашей многонациональной страны. Выдвижение инициатив по установлению памятников Ивану III, в первую очередь в Москве. Ведущий конференции Редкий Леонид Юрьевич -Заместитель генерального директора Общественного Международного фонда славянской письменности и культуры Для всех интересующихся данной темой будет вестись прямая трансляция в сообществе движения «Зов Народа», начало 15:00. Также на конференцию приглашены СМИ. Возможным экспертам или СМИ писать на почту: mslavfond@yandex.ru  Трансляция Конференции 5 сентября будет проходить в группе https://vk.com/wall-140038254_102621 Направлены приглашения к участию в конференции  Министру просвещения РФ Кравцову С.С. и Министру культуры РФ Любимовой О.Б.  

Нам недостаёт, чтобы в нашей жизни исполнилось Преображение.

Нам недостаёт, чтобы в нашей жизни исполнилось Преображение. 19 августа — Преображение Господне Протоиерей Александр Шаргунов Праздник Преображения Господня — тайна света, который просиял в пречистой плоти Спасителя, и пророчество о мраке Его Крестных страданий. Преображение Господне — это единство Ветхого и Нового Завета, когда Господь беседует вначале с Моисеем и Илиею, представляющими собой закон и пророков, а затем обращается к Своим ученикам. Это праздник Богоявления, когда мы слышим Отеческий глас, обращенный к ученикам, чтобы они слушали Его Божественного Сына. И в этом празднике та тайна, которая открывается нам в пасхальную ночь, когда мы слышим Евангелие от Иоанна о том, что Слово стало плотью, и в этой плоти воссияла слава яко Единородного от Отца (Ин. 1, 14). Это слава, которую Он имел, прежде чем мир не был. И это слава, которой Отец прославил Его в час Креста, о которой Он говорил: «И прославил, и паки прославлю» (Ин. 12, 28). Эта слава, эта Пасха, всегда была со Христом. Но Ему нужно пройти через Крест, чтобы мы были способными принять Его Крест и наш собственный крест, и приобщиться Его славе. То, что происходит в событии Преображения, наверное, является одним из ключевых ответов на вопросы, которые задавал Христу Ирод, после того как он «всласть послушал Иоанна» (Мк. 6, 20). И здесь — связь с откровением, которое имел апостол Петр, и с его вопрошанием о страданиях, предстоящих Господу (Мф. 16, 16—23). Господь (за восемь дней до этого, как сказано в Евангелии от Луки) говорит о Своих предстоящих страданиях. И Его беседа на горе Преображения с Моисеем и Илией об исходе, о Крестной смерти и Вознесении показывает, что спасение рода человеческого не прерывается в истории. Христос уже говорил об этой тайне Своим ученикам, но они не поняли Его. Замечательна подробность евангельского повествования: в момент Преображения ученики пробудились от сна. Они видели славу Христову, не понимая, что Он должен войти в нее через страдания. И видение Моисея и Илии, которое завершает все, для них только повод говорить о кущах. Был такой ветхозаветный праздник Кущей — праздник ожидания конца истории и торжества народа Божия. Когда Петр хочет, чтобы продлилось время Богоявления, он «не знает, что говорит» (Лк. 9, 30). До сих пор необходимость страданий Христовых не вошла в его сознание. Облако, осенившее учеников, означает Божественное присутствие, и потому они охвачены священным ужасом. Мы с вами участвуем в Богоявлении, подобном тому, какое было в день Крещения на Иордане. Но здесь не только слышен глас Отчий, здесь мы видим славу Христову. И слово Отчее обращено не ко Христу, как в день Богоявления на Иордане, а к ученикам Его: «Того послушайте». Это зов к Израилю, к избранному слуге Божию: отныне надо послушать Того, Кто бесконечно превосходит Своею властью Моисея и Илию. И это зов — ко всем ученикам Христовым и ко всем нам. После крещения, когда мы облеклись в жизнь Пресвятой Троицы, нам недостает одного-единственного для того, чтобы в нашей жизни исполнилось Преображение — «Того послушать». Послушать, что говорит Христос, как Он говорит, каким светом, какою жизнью, какою сладостью исполнены Его слова. Только те, кто совлекся дел тьмы, кто облекся во оружия света (Рим. 13, 12), только те, кто уже не чада ночи, а чада света (Еф. 5, 8), способны к этому. Но самое главное — чтобы мы увидели в сияющем Божественном лике Христа лицо, которое «не имеет ни вида, ни доброты». Чтобы увидели, что Его пресветлый лик, просиявший на Фаворе, будет покрыт кровавым потом в Гефсимании, и что в день Преображения Он обращен к этим страданиям. Кто этого не видит в день Преображения, и кто этого не видит в течение всей истории Церкви, тот никогда не узнает Христа, истинного Бога, Света от Света — и истинного человека, распятого за нас при Понтийском Пилате, Который доныне наготует и страждет с миллионами обездоленных и несчастных, и напоминает об этом Своим предстоящим Страшным Судом. И Который доныне, как говорит апостол Павел, снова распинается (Ев. 6, 6) в мире, где грех утверждается как норма. Всем, хотящим, подобно Ироду, узнать о славе Его, Христос напоминает о нашей слепоте к этим страданиям, к Своему Кресту. И потому Евангелие, Церковь говорят нам, чтобы мы до времени хранили молчание об этой славе, пока не откроется она через Крест пришествием Духа, пока не наступит время Церкви. Пока не научимся мы жить истинным ожиданием конца истории, когда придет Он со славою многою, и мы увидим знамение Сына Человеческого — Крест Его. Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России Подробнее: https://ruskline.ru/news_rl/2023/08/18/nam_nedostaet_chtoby_v_nashei_zhizni_ispolnilos_preobrazhenie

Добрый знак – европейцы едут в Россию Бывшая глава МИД Австрии Карин Кнайсль поселилась в Рязанской области, где её навестили казаки Мещерского войска

Бывшая глава МИД Австрии Карин Кнайсль, проживающая сейчас в   Рязанской области, рассказала РИА Новости, что ей нравится жизнь в русской деревне и что местные приняли её очень хорошо. «Приняли меня очень доброжелательно, хорошо жить в русской деревне», – сказала Кнайсль. Кнайсль занимала пост главы МИД Австрии с 2017 по 2019 год. Летом прошлого года она рассказала РИА Новости, что покинула страну из-за постоянных угроз. Также дипломат сообщила агентству на полях ПМЭФ, что могла бы рассмотреть возможность получения российского гражданства после того, как дочитает «Войну и мир». Бывший министр иностранных дел Австрии лично знакома с Владимиром Путиным. В августе 2018 года президент побывал на ее свадьбе с финансистом Вольфгангом Майлингером. Российский лидер подарил паре картину с сельскими мотивами, старинную масловыжималку и тульский самовар, произнес тост на немецком языке и потанцевал с невестой. Генерал-полковник казачьих войск, председатель Совета атаманов России, бывший депутат Касимовской городской думы и вице-президент Рязанского землячества Валерий Васильевич Камшилов рассказал в интервью «Русской народной линии» о встрече мещерских казаков с новой жительницей Рязанщины: Накануне Медового Спаса по моему поручению казаки атамана Сергея Маркова Мещерского войска Касимовского района (самого древнего и исторического) навестили гостью из Австрии . На встрече казаки вручили банку свежего мёда, который собирал лично атаман Мещерского войска Рязанской области Вячеслав Николаевич Пронюшкин. Госпожа Кнайсль, испробовав, была в восторге от русского мёда. Она пригласила казаков в арендованный ею дом, предложив испить квасу, а затем напоила чаем. Словом, проявила поистине русское гостеприимство. Хотя Карин знает русский язык в несовершенстве, но прекрасно его понимает. В ходе беседы с казаками она призналась, что в России ей очень нравится, она пребывает в спокойствии и отдыхает от европейской суеты. Австрийская гостья поведала казакам о своих ближайших планах – она собирается в Москву, где у неё есть офис. Далее отправится в Петербург, где прочтёт лекции. В дальнейшем Карин планирует приобрести домик в соседнем округе, куда она уже пригласила в гости казаков. Кстати, госпожа Кнайсль поселилась рядом с моим другом – космонавтом Владимиром Викторовичем Аксёновым, который родом из соседней деревни Гиблицы. Карин очень хорошо относится к Православию. Недавно она посетила праздник в селе, который проходил возле часовни. Поэтому может быть со временем Карин примет Православие и совсем обрусеет. Впрочем, своим радушием и гостеприимством бывшая министр иностранных дел Австрии уже сейчас проявила себя, как настоящая русская женщина. Когда я давал поручение казакам её навестить, то не ожидал, что состоится такая дружеская и любезная беседа. Карин Кнайсль показывает прекрасный пример всем европейцам, что в нашей гостеприимной матушке-России можно обрести спокойствие и счастье. Не секрет, что сегодня многие европейцы, которых не устраивает пропаганда педерастии, всякой поганой толерантности, смены пола и так далее, особенно те, у кого есть малые дети раздумывают, а не уехать ли им в ту страну, где всего этого нет и где живут люди по менталитету и вере близкие европейцам. Это страна – наша Россия. На месте наших властей и журналистов я бы просто вцепился в такого человека как Карин Кнайсль, которая олицетворяет собор этот выбор в пользу нравственности и традиционного образа жизни. Но почему-то наше чиновничество не умеет мыслить государственными категориями, а журналисты более падки на скандалы, да дешёвые сенсации со «звёздами». А тут тебе живой пример того, что цивилизованная Европа в корне пересматривает отношение к России, поскольку многие европейцы устали от навязываемых «новых ценностей». За такими людьми должны бы просто «охотиться» журналисты. Наши СМИ должны бы постоянно рассказывать о тех, кто нашёл пристанище в России, где они обрели безопасность и спокойствие, любовь и поддержку русского народа. Может быть, Президент России Владимир Владимирович Путин прочитает эти заметки РНЛ, и изъявит желание лично посетить Касимовский район, где ныне проживает Карин Кнайсль. И непременно станцует с ней еще один танец. Я встречался с Владимиром Владимировичем много раз, поэтому прекрасно понимаю, что от нашего национального лидера можно ожидать благородных дружеских поступков, особенно по отношению к женщине. По моему поручению казаки взяли шефство над Карин, поэтому будут периодически её навещать и помогать осваиваться в сельской русской жизни, показывать достопримечательности древнего Касимовского края, коих очень много. И я как бывший депутат Касимовской городской думы и вице-президент Рязанского землячества непременно буду всячески поддерживать Карин – по благородному порыву русской души мы, казаки, поможем устроить ей быт! Подробнее: https://ruskline.ru/news_rl/2023/08/10/dobryi_znak__evropeicy_edut_v_rossiyu

2 августа: пророк Илья и ВДВ.

2 августа: пророк Илья и ВДВ.                       Протоиерей Андрей Ромашко Жесткий и бескомпромиссный пророк, низводящий молнии на землю, святой, оказавшийся сильнее Ваала (палестинского аналога Перуна), праведник, наказавший обманщиков-жрецов, Илия – победитель язычества, наверняка он более всего импонировал первым христианам Киева – воинственным дружинникам князя. Неслучайно и княгиня Ольга, приняв крещение, построила церковь пророка Илии в своем имении на псковщине. Небесным покровителем былинного Ильи Муромца был, конечно, тот самый пророк. А ведь у былинного богатыря был реальный прототип – Илья Чоботок, один из святых Киево-Печерской лавры, бывший прежде воином. Именно с колокольни Ильинского храма Москвы прозвучал набат, призвавший горожан к восстанию против Лжедмитрия в Смутное время… Так что Илию-пророка издревле почитали на Руси как покровителя защитников Отечества, а Ильин день широко отмечался в прежние времена. Но вот наступила другая эпоха, советская. Официальная пропаганда категорически запрещала прежние традиции, заставляла отречься от своей веры и истории, а порой – и от своих предков, но полностью искоренить православие из русского народа новая идеология не смогла. Многие люди продолжали ощущать себя христианами, не переставая быть членами ВКП(б), одно другому не мешало. В 30-е годы XX века Красная Армия стремительно крепла. Появлялась современная техника, совершенствовалась тактика, создавались новые стратегические концепции. Одной из таких новинок стал воздушный десант. Переброска диверсантов в тыл врага на самолетах применялась русской армией еще в Первую мировую войну, а первая массовая переброска войск по воздуху состоялась в Гражданскую, но это были так называемые посадочные десанты (самолеты приземлялись для высадки), а первый настоящий парашютный десант был высажен в ходе учений Московского военного округа 2 августа 1930 года. Вот с этой даты и берут свое начало воздушно-десантные войска. Трудно ответить на вопрос, был ли десант специально спланирован на день пророка Илии, или это случайное совпадение. Конечно, о том, чтобы официально «привязать» высадку к церковной дате, не могло быть и речи в то время, ничего об этом не расскажут и официально отцензурированные советские мемуары, но «втихую» подгадать первый десант к чтимому святому вполне могли. Ведь точно известно, что среди красных командиров того времени было много тайно верующих, а уж про Ильин день знал каждый. За трагический XX век в Советском Союзе был накоплен громадный опыт применения воздушно-десантных войск, как в реальных боевых действиях, так и в ходе многочисленных учений. ВДВ обзавелись мощной техникой, многократно увеличились по численности, стали серьезным аргументом на поле боя и на политической арене. Одно только появление русских десантников могло отрезвить противника, но если уж парням в голубых беретах приходилось драться – только многократный численный перевес мог дать шанс противнику на победу, да и то не всегда. По воспоминаниям ветеранов, в 60-е – 70-е годы день ВДВ широко не отмечался в СССР. Были, конечно, в этот день «показухи» в гарнизонах, где стояли десантники, а также в отдельных воздушно-десантных частях. Ломали кирпичи, кувыркались через автоматы с примкнутым штыком, демонстрировали невиданные приемы рукопашного боя, но профессионального праздника как такового не было, не был он знаком и широкой общественности. Уже на излете перестройки, перед самым развалом Союза, десантники, стихийно отмечавшие свой праздник 2 августа, стали конфликтовать с милицией и неприветливыми гражданами на улицах, что послужило своеобразной «раскруткой» этого дня как дня ВДВ. «Грозный пророк, катящийся по небу на огненной колеснице, защищающий отечество, карающий предателей, как нельзя более подходит на роль покровителя десантников» Потом наступили «лихие 90-е», развал страны, разгул преступности, падение советской идеологии. В этой обстановке духовного вакуума люди стали обращаться к своим корням, к почти забытой уже православной вере. Не были исключением и десантники. Раскрыв однажды церковный календарь, кто-то из офицеров (а может и из генералов) отметил замечательное совпадение дня ВДВ и Илии-пророка. Грозный пророк, катящийся по небу на огненной колеснице, защищающий отечество, карающий предателей, как нельзя более подходил на роль покровителя десантников, да еще и праздники в один день. Понимали это и священники, окормлявшие армию. В патриархию со всех сторон пошли просьбы благословить стихийное почитание пророка Илии, что и было сделано в начале третьего тысячелетия от Рождества Христова. Нужно сказать, что это очень древняя традиция – считать своим покровителем того святого, который стоит в церковном календаре в день твоего рождения. Это одинаково применялось и к людям, и к учебным заведениям, и к разным государственным структурам. Так святая мученица Татиана (праздник которой пришелся на день подписания Елизаветой указа о создании Московского Университета) стала покровительницей российского студенчества, а преподобный Ефрем Сирин (стоявший в церковном календаре в день создания Александром I корпуса военных топографов) стал покровителем военно-топографической службы. По этой же логике, уже в наше время, Илья-пророк стал покровителем ВДВ. Святейший Патриарх Алексий II благословил Ильинский храм в Москве (тот самый, который колоколом возвестил начало восстания против Лжедмитрия) как главный храм православных десантников, а с 2002 года молебен святому пророку Илии у стен этого храма и крестный ход с участием военнослужащих стал неотъемлемой частью празднования дня ВДВ в Москве. В Рязанском училище ВДВ на деньги ветеранов-десантников построена часовня в честь Илии-пророка. А уже в 2006 году указом Президента Российской Федерации 2 августа официально объявлено днем воздушно-десантных войск. Именинников и всех причастных к ВДВ – с праздником! Источник: https://pravoslavie.fm/articles/2-avgusta-prorok-ilya-i-vdv/

Нищих всегда будете иметь. 1 августа — память преподобного Серафима Саровского.

Нищих всегда будете иметь. 1 августа — память преподобного Серафима Саровского Откуда эта все возрастающая во времени любовь православного народа к преподобному Серафиму? Господь показывает две особенности его подвига. Во-первых, у него было исключительное сострадание к горю людскому, которое раскрылось в полноте как завершение пути его. Мы помним, как по благословению Божией Матери принимает он после многолетнего затвора бесконечные толпы страждущих, больных и нищих. И это служение его продолжается до сегодняшнего дня, и будет длиться до скончания века. Во-вторых, он сам вольно приобщился этому страданию, от всего отказался, от юности своей, оставив богатый купеческий отчий дом, взяв с собой только медный крест — материнское благословение. Мы знаем все эти подробности его жития — как он питается снытью травой, как избивают его разбойники, которые ищут у него богатство, а находят только две картофелины, как предупреждает он Церковь, что «бытоулучшительная партия» погубит Россию и приведет мир к антихристу. И у нас всегда перед глазами стояние тысячу дней и ночей на камне с непрестанной молитвой: «Боже, милостив буди мне, грешному» этого человека, который и среди славы Фавора называл себя не иначе как «убогим Серафимом». А Господь всю жизнь утешал его чрезвычайными дарами благодати, вводя туда, где могут быть только избранные апостолы и где Божия Матерь неоднократно свидетельствует: «Сей от рода нашего». Неслучайно в день памяти преподобного за Божественной литургией мы слышим Евангелие о заповедях блаженства. И первая из них — «блаженны нищие». С первых слов Своего благовестия Христос задает тон, который охватывает все, что нам надо услышать. Нищие, жаждущие и алчущие, плачущие, отвергнутые — одним словом, все несчастье мира Господь называет счастьем. Этому принадлежит Его Царство, без этого — Его Царство не может наступить. Какими обманутыми оказываются те, кто столь отважно сражался, чтобы не было на земле несправедливости и несчастья. «Напрасный труд», — как бы говорит им Господь. И какое разочарование для тех, кто надеялся когда-нибудь уничтожить здесь всякую нищету, услышать из Его уст, что нищих всегда будете иметь, а Его не всегда (Мф. 26, 11), что нищета не может не сопутствовать им. Значит, там, где сосредоточена вся нищета мира, и будет его Царство? Но почему и как? Первое объяснение очевидно в евангельском благовестии: нищие и малые сии — таинство Господа. Никогда не бывает так близок Господь к нам, как там, где нищета во всех ее видах. Принять бездомного, накормить голодного, одеть нагого — значит, необманно, реально коснуться Господа. «То, что вы сделали одному из малых сих, вы сделали Мне» (Мф. 25, 40). Но есть и второе объяснение: встреча нищего и Господа — таинство нашего спасения. Это значит нищета — место, где осуществляется чудесный обмен между Богом и человеком, между бесконечно богатым и безмерно нищим, между Спасителем и грешником. «Он, будучи богат, обнищал ради нас, дабы мы обогатились» (2 Кор. 8, 1). Из-за нашей всеобщей нищеты Бог послал Своего Сына Единородного воспринять нашу плоть, стать нищим среди нищих, смиренным среди смиренных. Так велика была Его любовь, что Он восхотел не только приобщиться нашей нищете, но дать возможность приобщаться Себе только нищим и грешникам, которые предваряют всех в Его Царстве (Мф. 21, 31). Насколько я могу быть уверенным в том, что, прикасаясь к нищему, я прикасаюсь ко Господу, настолько я могу быть уверенным в том, что Господь касается меня только в моей собственной нищете. Потому дважды блаженны нищие, ибо Господь приходит к ним, прикасается к ним. И только они имеют право следовать за Господом, куда бы Он ни шел, и Его учениками могут быть только те, кто все продал ради нищих, чтобы удостоиться чести пребывать с Ним. Он будет их единственным сокровищем, которое принесет стократный плод и которого им будет достаточно для жизни земной и вечной. Если относительно легко, до определенной степени, продать свои материальные богатства, — нищета, о которой говорит Господь, не останавливается на совлечении внешнего. Всю человеческую нищету взял на Себя Господь, чтобы преобразить ее в сокровище Царства. Он хочет обнажить в нас самую глубокую нашу нищету, чтобы коснуться ее и исцелить ее. Без осознания этой нищеты, столь сокрытой от наших глаз, хранение материальной нищеты не принесет плода. Это может стать таким же самообманом — новым богатством, еще более опасным, чем материальные богатства. Истинное совлечение проникает в предельную нашу глубину. Как легко жалеть таких-то и таких-то блудных сынов, будучи уверенным, что ты лучше их! Но подлинная нищета — нищета духа, по слову Христа, от которой именуется всякая другая нищета — та, что, в лучшем случае, только знак ее. Подлинная нищета заключается в том, чтобы пережить хотя бы в малой степени состояние блудного сына, который отчаянно пытается спрятаться в нашем сердце, признать однажды себя заблудшей овцой, которую пришел взыскать добрый Пастырь, и которую Он радостно несет на Своих плечах в Свой двор овчий. Блаженны эти подлинно нищие, у которых нет иного богатства, кроме Христа, нет другого сияния, кроме Христа. Так открывается нам лицо преподобного Серафима, когда он беседует с Н. А. Мотовиловым на зимней русской поляне о цели христианской жизни. Дай Бог нам быть в числе тех, кто не напрасно приходил к преподобному Серафиму и воспринял тайну служения его. Сегодня Церковь снова напоминает нам о славе всех, кто во Христа крестились и во Христа облеклись. Вглядитесь в них. По их любви, которые они имеют друг ко другу, вы узнаете их (Ин. 13, 35). Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России Источник: https://ruskline.ru/news_rl/2023/08/01/niwih_vsegda_budete_imet