Символ незыблемости и несгибаемости православно-патриотического движения. Валентину Владимировичу Лебедеву 70 лет!

 Валентину Лебедеву - 70 лет ! Присоединяемся к поздравлениям "Русской народной линии" и всего патриотического православного сообщества! Символ незыблемости и несгибаемости православно-патриотического движения. Валентину Владимировичу Лебедеву 70 лет! 22 августа исполнилось 70 лет православному журналисту и известному общественному деятелю, постоянному автору Русской народной линии Валентину Владимировичу Лебедеву. Долгие годы Валентин Владимирович возглавлял журнал «Православная беседа» бывший одним из флагманов православно-патриотической журналистики в 90-е и 00-е годы. Но, наверное, больше известен Лебедев как председатель Союза православных граждан, который в 90-е годы имел очень сильное влияние в общественной жизни России. В состав руководство Союза входили многие известные политические и общественные деятели. А сам Валентин Лебедев стал в то время, можно сказать, лицом православной общественности, участвуя в многочисленных митингах, конференциях, ток-шоу. Сегодня время многочисленных православных общественных организаций, собиравших многотысячные шествия и полные залы в кинотеатрах, ушло, многие организации и их лидеры отошли от активной общественной работы, забыты, а вот Валентин Владимирович по-прежнему на виду, активно участвует в общественной деятельности. Он регулярно публикует комментарии Союза православных граждан на актуальные церковно-политические и церковно-общественные темы на «Русской народной линии», участвует в деятельности «Русского Собрания», выступает на разных патриотических форумах. В Редакцию РНЛ поступило поздравление в адрес В.В. Лебедева от его соратника и коллеги по общественной деятельности председателя Общероссийского Общественного движения «Народный Собор» Олега Кассина: «Уважаемый Валентин Владимирович! Общероссийское общественное движение "Народный Собор" сердечно поздравляет Вас со знаменательной Датой Вашей жизни! Ваше многолетнее и плодотворное служение на ниве духовного возрождения России, неизменная прогосударственная позиция в вопросах защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, семьи и культуры хорошо известны в патриотических кругах нашего Отечества. Являясь одним из ярких лидеров современного православно-патриотического движения, Вы на протяжении многих лет последовательно и твердо отстаиваете курс на укрепление суверенитета России. Желаем Вам крепкого здоровья, счастья, радости, успехов во всех начинаниях, многая и благая лета!». Редакция РНЛ присоединяется к поздравлению коллег из «Народного Собора» в адрес юбиляра. Мы ценим многолетнее сотрудничество с Валентином Лебедевым и с «Союзом православных граждан». Надеемся на его продолжение. А Валентину Владимировичу желаем здоровья сил для его неустанной деятельности ради интересов Матери-Церкви и нашего богоспасаемого Отечества. Валентин Лебедев является зримым символом незыблемости и несгибаемости православно-патриотического движения. Пропоём же в этот день ему, дорогие читатели, дружное многолетие. Редакция Русской народной линии Подробнее: https://ruskline.ru/news_rl/2023/08/22/zhelaem_vam_krepkogo_zdorovya_i_mnogaya_i_blagaya_leta

В Москве пройдёт научно-практическая конференции «Собиратели земли Русской. Великий князь Московский Иван III Васильевич – основатель Российской государственности».

5 сентября 2023 г. в Москве пройдёт научно-практическая конференции «Собиратели земли Русской. Великий князь Московский Иван III Васильевич - основатель Российской государственности». Конференция является первым совместным мероприятием Межрегионального общественного движения сохранения культурно-исторической памяти и духовно-нравственных ценностей «Зов Народа» и Общественного Международного фонда славянской письменности и культуры по проведению циклов научно-практических конференций «Собиратели земли Русской» и составной частью просветительского проекта Международного Фонда славянской письменности и культуры и его партнеров «Монументальная летопись России», целями которой являются: сохранение истории нашей многонациональной страны для современников и будущих поколений граждан РФ, в том числе, и на освобожденных территориях; патриотическое воспитание подрастающего поколения и противодействие переписыванию истории. На заявленной выше Конференции предполагается выступление деятелей науки и культуры, священников, общественных деятелей среди которых: Калугин Олег Анатольевич - Министр внутренней политики Калужской области Зайцев Сергей Андреевич - Председатель межрегионального общественного движения «Зов Народа» Болотин Леонид Евгеньевич – историк-источниковед, научный редактор Информационно-исследовательской службы "Царское Дело". Бочкарев Александр Владимирович - Генеральный директор Общественного Международного Фонда славянской письменности и культуры Молчанов Олег Иванович - Заслуженный художник России, скульптор Лебедев Валентин Владимирович–Председатель Союза православных граждан», Дворцов Василий Владимирович - Член Правления Союза писателей России, заместитель председателя Правления, генеральный директор Союза писателей России Тулепов Мирас Казбекович - Руководитель антифашистского объединения «РОСА», Халецкий Валентин Николаевич - Председатель Антинацистского Международного комитета. Круговых Игорь Эрикович -Председатель Совета Московского регионального отделения Ассамблеи народов России, Заместитель председателя Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, Кандидат исторических наук, академик Российской Академии естественных наук Степанов Анатолий Дмитриевич - Главный редактор информационно- аналитической службы «Русская народная линия» и другие эксперты. Целью указанной конференции является популяризация среди российского общества знаний об основателе российской государственности Великом князе Московском Иване III Васильевиче, поддержание и развитие любви к истории нашей многонациональной страны. Выдвижение инициатив по установлению памятников Ивану III, в первую очередь в Москве. Ведущий конференции Редкий Леонид Юрьевич -Заместитель генерального директора Общественного Международного фонда славянской письменности и культуры Для всех интересующихся данной темой будет вестись прямая трансляция в сообществе движения «Зов Народа», начало 15:00. Также на конференцию приглашены СМИ. Возможным экспертам или СМИ писать на почту: mslavfond@yandex.ru  Трансляция Конференции 5 сентября будет проходить в группе https://vk.com/wall-140038254_102621 Направлены приглашения к участию в конференции  Министру просвещения РФ Кравцову С.С. и Министру культуры РФ Любимовой О.Б.  

Нам недостаёт, чтобы в нашей жизни исполнилось Преображение.

Нам недостаёт, чтобы в нашей жизни исполнилось Преображение. 19 августа — Преображение Господне Протоиерей Александр Шаргунов Праздник Преображения Господня — тайна света, который просиял в пречистой плоти Спасителя, и пророчество о мраке Его Крестных страданий. Преображение Господне — это единство Ветхого и Нового Завета, когда Господь беседует вначале с Моисеем и Илиею, представляющими собой закон и пророков, а затем обращается к Своим ученикам. Это праздник Богоявления, когда мы слышим Отеческий глас, обращенный к ученикам, чтобы они слушали Его Божественного Сына. И в этом празднике та тайна, которая открывается нам в пасхальную ночь, когда мы слышим Евангелие от Иоанна о том, что Слово стало плотью, и в этой плоти воссияла слава яко Единородного от Отца (Ин. 1, 14). Это слава, которую Он имел, прежде чем мир не был. И это слава, которой Отец прославил Его в час Креста, о которой Он говорил: «И прославил, и паки прославлю» (Ин. 12, 28). Эта слава, эта Пасха, всегда была со Христом. Но Ему нужно пройти через Крест, чтобы мы были способными принять Его Крест и наш собственный крест, и приобщиться Его славе. То, что происходит в событии Преображения, наверное, является одним из ключевых ответов на вопросы, которые задавал Христу Ирод, после того как он «всласть послушал Иоанна» (Мк. 6, 20). И здесь — связь с откровением, которое имел апостол Петр, и с его вопрошанием о страданиях, предстоящих Господу (Мф. 16, 16—23). Господь (за восемь дней до этого, как сказано в Евангелии от Луки) говорит о Своих предстоящих страданиях. И Его беседа на горе Преображения с Моисеем и Илией об исходе, о Крестной смерти и Вознесении показывает, что спасение рода человеческого не прерывается в истории. Христос уже говорил об этой тайне Своим ученикам, но они не поняли Его. Замечательна подробность евангельского повествования: в момент Преображения ученики пробудились от сна. Они видели славу Христову, не понимая, что Он должен войти в нее через страдания. И видение Моисея и Илии, которое завершает все, для них только повод говорить о кущах. Был такой ветхозаветный праздник Кущей — праздник ожидания конца истории и торжества народа Божия. Когда Петр хочет, чтобы продлилось время Богоявления, он «не знает, что говорит» (Лк. 9, 30). До сих пор необходимость страданий Христовых не вошла в его сознание. Облако, осенившее учеников, означает Божественное присутствие, и потому они охвачены священным ужасом. Мы с вами участвуем в Богоявлении, подобном тому, какое было в день Крещения на Иордане. Но здесь не только слышен глас Отчий, здесь мы видим славу Христову. И слово Отчее обращено не ко Христу, как в день Богоявления на Иордане, а к ученикам Его: «Того послушайте». Это зов к Израилю, к избранному слуге Божию: отныне надо послушать Того, Кто бесконечно превосходит Своею властью Моисея и Илию. И это зов — ко всем ученикам Христовым и ко всем нам. После крещения, когда мы облеклись в жизнь Пресвятой Троицы, нам недостает одного-единственного для того, чтобы в нашей жизни исполнилось Преображение — «Того послушать». Послушать, что говорит Христос, как Он говорит, каким светом, какою жизнью, какою сладостью исполнены Его слова. Только те, кто совлекся дел тьмы, кто облекся во оружия света (Рим. 13, 12), только те, кто уже не чада ночи, а чада света (Еф. 5, 8), способны к этому. Но самое главное — чтобы мы увидели в сияющем Божественном лике Христа лицо, которое «не имеет ни вида, ни доброты». Чтобы увидели, что Его пресветлый лик, просиявший на Фаворе, будет покрыт кровавым потом в Гефсимании, и что в день Преображения Он обращен к этим страданиям. Кто этого не видит в день Преображения, и кто этого не видит в течение всей истории Церкви, тот никогда не узнает Христа, истинного Бога, Света от Света — и истинного человека, распятого за нас при Понтийском Пилате, Который доныне наготует и страждет с миллионами обездоленных и несчастных, и напоминает об этом Своим предстоящим Страшным Судом. И Который доныне, как говорит апостол Павел, снова распинается (Ев. 6, 6) в мире, где грех утверждается как норма. Всем, хотящим, подобно Ироду, узнать о славе Его, Христос напоминает о нашей слепоте к этим страданиям, к Своему Кресту. И потому Евангелие, Церковь говорят нам, чтобы мы до времени хранили молчание об этой славе, пока не откроется она через Крест пришествием Духа, пока не наступит время Церкви. Пока не научимся мы жить истинным ожиданием конца истории, когда придет Он со славою многою, и мы увидим знамение Сына Человеческого — Крест Его. Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России Подробнее: https://ruskline.ru/news_rl/2023/08/18/nam_nedostaet_chtoby_v_nashei_zhizni_ispolnilos_preobrazhenie

Добрый знак – европейцы едут в Россию Бывшая глава МИД Австрии Карин Кнайсль поселилась в Рязанской области, где её навестили казаки Мещерского войска

Бывшая глава МИД Австрии Карин Кнайсль, проживающая сейчас в   Рязанской области, рассказала РИА Новости, что ей нравится жизнь в русской деревне и что местные приняли её очень хорошо. «Приняли меня очень доброжелательно, хорошо жить в русской деревне», – сказала Кнайсль. Кнайсль занимала пост главы МИД Австрии с 2017 по 2019 год. Летом прошлого года она рассказала РИА Новости, что покинула страну из-за постоянных угроз. Также дипломат сообщила агентству на полях ПМЭФ, что могла бы рассмотреть возможность получения российского гражданства после того, как дочитает «Войну и мир». Бывший министр иностранных дел Австрии лично знакома с Владимиром Путиным. В августе 2018 года президент побывал на ее свадьбе с финансистом Вольфгангом Майлингером. Российский лидер подарил паре картину с сельскими мотивами, старинную масловыжималку и тульский самовар, произнес тост на немецком языке и потанцевал с невестой. Генерал-полковник казачьих войск, председатель Совета атаманов России, бывший депутат Касимовской городской думы и вице-президент Рязанского землячества Валерий Васильевич Камшилов рассказал в интервью «Русской народной линии» о встрече мещерских казаков с новой жительницей Рязанщины: Накануне Медового Спаса по моему поручению казаки атамана Сергея Маркова Мещерского войска Касимовского района (самого древнего и исторического) навестили гостью из Австрии . На встрече казаки вручили банку свежего мёда, который собирал лично атаман Мещерского войска Рязанской области Вячеслав Николаевич Пронюшкин. Госпожа Кнайсль, испробовав, была в восторге от русского мёда. Она пригласила казаков в арендованный ею дом, предложив испить квасу, а затем напоила чаем. Словом, проявила поистине русское гостеприимство. Хотя Карин знает русский язык в несовершенстве, но прекрасно его понимает. В ходе беседы с казаками она призналась, что в России ей очень нравится, она пребывает в спокойствии и отдыхает от европейской суеты. Австрийская гостья поведала казакам о своих ближайших планах – она собирается в Москву, где у неё есть офис. Далее отправится в Петербург, где прочтёт лекции. В дальнейшем Карин планирует приобрести домик в соседнем округе, куда она уже пригласила в гости казаков. Кстати, госпожа Кнайсль поселилась рядом с моим другом – космонавтом Владимиром Викторовичем Аксёновым, который родом из соседней деревни Гиблицы. Карин очень хорошо относится к Православию. Недавно она посетила праздник в селе, который проходил возле часовни. Поэтому может быть со временем Карин примет Православие и совсем обрусеет. Впрочем, своим радушием и гостеприимством бывшая министр иностранных дел Австрии уже сейчас проявила себя, как настоящая русская женщина. Когда я давал поручение казакам её навестить, то не ожидал, что состоится такая дружеская и любезная беседа. Карин Кнайсль показывает прекрасный пример всем европейцам, что в нашей гостеприимной матушке-России можно обрести спокойствие и счастье. Не секрет, что сегодня многие европейцы, которых не устраивает пропаганда педерастии, всякой поганой толерантности, смены пола и так далее, особенно те, у кого есть малые дети раздумывают, а не уехать ли им в ту страну, где всего этого нет и где живут люди по менталитету и вере близкие европейцам. Это страна – наша Россия. На месте наших властей и журналистов я бы просто вцепился в такого человека как Карин Кнайсль, которая олицетворяет собор этот выбор в пользу нравственности и традиционного образа жизни. Но почему-то наше чиновничество не умеет мыслить государственными категориями, а журналисты более падки на скандалы, да дешёвые сенсации со «звёздами». А тут тебе живой пример того, что цивилизованная Европа в корне пересматривает отношение к России, поскольку многие европейцы устали от навязываемых «новых ценностей». За такими людьми должны бы просто «охотиться» журналисты. Наши СМИ должны бы постоянно рассказывать о тех, кто нашёл пристанище в России, где они обрели безопасность и спокойствие, любовь и поддержку русского народа. Может быть, Президент России Владимир Владимирович Путин прочитает эти заметки РНЛ, и изъявит желание лично посетить Касимовский район, где ныне проживает Карин Кнайсль. И непременно станцует с ней еще один танец. Я встречался с Владимиром Владимировичем много раз, поэтому прекрасно понимаю, что от нашего национального лидера можно ожидать благородных дружеских поступков, особенно по отношению к женщине. По моему поручению казаки взяли шефство над Карин, поэтому будут периодически её навещать и помогать осваиваться в сельской русской жизни, показывать достопримечательности древнего Касимовского края, коих очень много. И я как бывший депутат Касимовской городской думы и вице-президент Рязанского землячества непременно буду всячески поддерживать Карин – по благородному порыву русской души мы, казаки, поможем устроить ей быт! Подробнее: https://ruskline.ru/news_rl/2023/08/10/dobryi_znak__evropeicy_edut_v_rossiyu

2 августа: пророк Илья и ВДВ.

2 августа: пророк Илья и ВДВ.                       Протоиерей Андрей Ромашко Жесткий и бескомпромиссный пророк, низводящий молнии на землю, святой, оказавшийся сильнее Ваала (палестинского аналога Перуна), праведник, наказавший обманщиков-жрецов, Илия – победитель язычества, наверняка он более всего импонировал первым христианам Киева – воинственным дружинникам князя. Неслучайно и княгиня Ольга, приняв крещение, построила церковь пророка Илии в своем имении на псковщине. Небесным покровителем былинного Ильи Муромца был, конечно, тот самый пророк. А ведь у былинного богатыря был реальный прототип – Илья Чоботок, один из святых Киево-Печерской лавры, бывший прежде воином. Именно с колокольни Ильинского храма Москвы прозвучал набат, призвавший горожан к восстанию против Лжедмитрия в Смутное время… Так что Илию-пророка издревле почитали на Руси как покровителя защитников Отечества, а Ильин день широко отмечался в прежние времена. Но вот наступила другая эпоха, советская. Официальная пропаганда категорически запрещала прежние традиции, заставляла отречься от своей веры и истории, а порой – и от своих предков, но полностью искоренить православие из русского народа новая идеология не смогла. Многие люди продолжали ощущать себя христианами, не переставая быть членами ВКП(б), одно другому не мешало. В 30-е годы XX века Красная Армия стремительно крепла. Появлялась современная техника, совершенствовалась тактика, создавались новые стратегические концепции. Одной из таких новинок стал воздушный десант. Переброска диверсантов в тыл врага на самолетах применялась русской армией еще в Первую мировую войну, а первая массовая переброска войск по воздуху состоялась в Гражданскую, но это были так называемые посадочные десанты (самолеты приземлялись для высадки), а первый настоящий парашютный десант был высажен в ходе учений Московского военного округа 2 августа 1930 года. Вот с этой даты и берут свое начало воздушно-десантные войска. Трудно ответить на вопрос, был ли десант специально спланирован на день пророка Илии, или это случайное совпадение. Конечно, о том, чтобы официально «привязать» высадку к церковной дате, не могло быть и речи в то время, ничего об этом не расскажут и официально отцензурированные советские мемуары, но «втихую» подгадать первый десант к чтимому святому вполне могли. Ведь точно известно, что среди красных командиров того времени было много тайно верующих, а уж про Ильин день знал каждый. За трагический XX век в Советском Союзе был накоплен громадный опыт применения воздушно-десантных войск, как в реальных боевых действиях, так и в ходе многочисленных учений. ВДВ обзавелись мощной техникой, многократно увеличились по численности, стали серьезным аргументом на поле боя и на политической арене. Одно только появление русских десантников могло отрезвить противника, но если уж парням в голубых беретах приходилось драться – только многократный численный перевес мог дать шанс противнику на победу, да и то не всегда. По воспоминаниям ветеранов, в 60-е – 70-е годы день ВДВ широко не отмечался в СССР. Были, конечно, в этот день «показухи» в гарнизонах, где стояли десантники, а также в отдельных воздушно-десантных частях. Ломали кирпичи, кувыркались через автоматы с примкнутым штыком, демонстрировали невиданные приемы рукопашного боя, но профессионального праздника как такового не было, не был он знаком и широкой общественности. Уже на излете перестройки, перед самым развалом Союза, десантники, стихийно отмечавшие свой праздник 2 августа, стали конфликтовать с милицией и неприветливыми гражданами на улицах, что послужило своеобразной «раскруткой» этого дня как дня ВДВ. «Грозный пророк, катящийся по небу на огненной колеснице, защищающий отечество, карающий предателей, как нельзя более подходит на роль покровителя десантников» Потом наступили «лихие 90-е», развал страны, разгул преступности, падение советской идеологии. В этой обстановке духовного вакуума люди стали обращаться к своим корням, к почти забытой уже православной вере. Не были исключением и десантники. Раскрыв однажды церковный календарь, кто-то из офицеров (а может и из генералов) отметил замечательное совпадение дня ВДВ и Илии-пророка. Грозный пророк, катящийся по небу на огненной колеснице, защищающий отечество, карающий предателей, как нельзя более подходил на роль покровителя десантников, да еще и праздники в один день. Понимали это и священники, окормлявшие армию. В патриархию со всех сторон пошли просьбы благословить стихийное почитание пророка Илии, что и было сделано в начале третьего тысячелетия от Рождества Христова. Нужно сказать, что это очень древняя традиция – считать своим покровителем того святого, который стоит в церковном календаре в день твоего рождения. Это одинаково применялось и к людям, и к учебным заведениям, и к разным государственным структурам. Так святая мученица Татиана (праздник которой пришелся на день подписания Елизаветой указа о создании Московского Университета) стала покровительницей российского студенчества, а преподобный Ефрем Сирин (стоявший в церковном календаре в день создания Александром I корпуса военных топографов) стал покровителем военно-топографической службы. По этой же логике, уже в наше время, Илья-пророк стал покровителем ВДВ. Святейший Патриарх Алексий II благословил Ильинский храм в Москве (тот самый, который колоколом возвестил начало восстания против Лжедмитрия) как главный храм православных десантников, а с 2002 года молебен святому пророку Илии у стен этого храма и крестный ход с участием военнослужащих стал неотъемлемой частью празднования дня ВДВ в Москве. В Рязанском училище ВДВ на деньги ветеранов-десантников построена часовня в честь Илии-пророка. А уже в 2006 году указом Президента Российской Федерации 2 августа официально объявлено днем воздушно-десантных войск. Именинников и всех причастных к ВДВ – с праздником! Источник: https://pravoslavie.fm/articles/2-avgusta-prorok-ilya-i-vdv/

Нищих всегда будете иметь. 1 августа — память преподобного Серафима Саровского.

Нищих всегда будете иметь. 1 августа — память преподобного Серафима Саровского Откуда эта все возрастающая во времени любовь православного народа к преподобному Серафиму? Господь показывает две особенности его подвига. Во-первых, у него было исключительное сострадание к горю людскому, которое раскрылось в полноте как завершение пути его. Мы помним, как по благословению Божией Матери принимает он после многолетнего затвора бесконечные толпы страждущих, больных и нищих. И это служение его продолжается до сегодняшнего дня, и будет длиться до скончания века. Во-вторых, он сам вольно приобщился этому страданию, от всего отказался, от юности своей, оставив богатый купеческий отчий дом, взяв с собой только медный крест — материнское благословение. Мы знаем все эти подробности его жития — как он питается снытью травой, как избивают его разбойники, которые ищут у него богатство, а находят только две картофелины, как предупреждает он Церковь, что «бытоулучшительная партия» погубит Россию и приведет мир к антихристу. И у нас всегда перед глазами стояние тысячу дней и ночей на камне с непрестанной молитвой: «Боже, милостив буди мне, грешному» этого человека, который и среди славы Фавора называл себя не иначе как «убогим Серафимом». А Господь всю жизнь утешал его чрезвычайными дарами благодати, вводя туда, где могут быть только избранные апостолы и где Божия Матерь неоднократно свидетельствует: «Сей от рода нашего». Неслучайно в день памяти преподобного за Божественной литургией мы слышим Евангелие о заповедях блаженства. И первая из них — «блаженны нищие». С первых слов Своего благовестия Христос задает тон, который охватывает все, что нам надо услышать. Нищие, жаждущие и алчущие, плачущие, отвергнутые — одним словом, все несчастье мира Господь называет счастьем. Этому принадлежит Его Царство, без этого — Его Царство не может наступить. Какими обманутыми оказываются те, кто столь отважно сражался, чтобы не было на земле несправедливости и несчастья. «Напрасный труд», — как бы говорит им Господь. И какое разочарование для тех, кто надеялся когда-нибудь уничтожить здесь всякую нищету, услышать из Его уст, что нищих всегда будете иметь, а Его не всегда (Мф. 26, 11), что нищета не может не сопутствовать им. Значит, там, где сосредоточена вся нищета мира, и будет его Царство? Но почему и как? Первое объяснение очевидно в евангельском благовестии: нищие и малые сии — таинство Господа. Никогда не бывает так близок Господь к нам, как там, где нищета во всех ее видах. Принять бездомного, накормить голодного, одеть нагого — значит, необманно, реально коснуться Господа. «То, что вы сделали одному из малых сих, вы сделали Мне» (Мф. 25, 40). Но есть и второе объяснение: встреча нищего и Господа — таинство нашего спасения. Это значит нищета — место, где осуществляется чудесный обмен между Богом и человеком, между бесконечно богатым и безмерно нищим, между Спасителем и грешником. «Он, будучи богат, обнищал ради нас, дабы мы обогатились» (2 Кор. 8, 1). Из-за нашей всеобщей нищеты Бог послал Своего Сына Единородного воспринять нашу плоть, стать нищим среди нищих, смиренным среди смиренных. Так велика была Его любовь, что Он восхотел не только приобщиться нашей нищете, но дать возможность приобщаться Себе только нищим и грешникам, которые предваряют всех в Его Царстве (Мф. 21, 31). Насколько я могу быть уверенным в том, что, прикасаясь к нищему, я прикасаюсь ко Господу, настолько я могу быть уверенным в том, что Господь касается меня только в моей собственной нищете. Потому дважды блаженны нищие, ибо Господь приходит к ним, прикасается к ним. И только они имеют право следовать за Господом, куда бы Он ни шел, и Его учениками могут быть только те, кто все продал ради нищих, чтобы удостоиться чести пребывать с Ним. Он будет их единственным сокровищем, которое принесет стократный плод и которого им будет достаточно для жизни земной и вечной. Если относительно легко, до определенной степени, продать свои материальные богатства, — нищета, о которой говорит Господь, не останавливается на совлечении внешнего. Всю человеческую нищету взял на Себя Господь, чтобы преобразить ее в сокровище Царства. Он хочет обнажить в нас самую глубокую нашу нищету, чтобы коснуться ее и исцелить ее. Без осознания этой нищеты, столь сокрытой от наших глаз, хранение материальной нищеты не принесет плода. Это может стать таким же самообманом — новым богатством, еще более опасным, чем материальные богатства. Истинное совлечение проникает в предельную нашу глубину. Как легко жалеть таких-то и таких-то блудных сынов, будучи уверенным, что ты лучше их! Но подлинная нищета — нищета духа, по слову Христа, от которой именуется всякая другая нищета — та, что, в лучшем случае, только знак ее. Подлинная нищета заключается в том, чтобы пережить хотя бы в малой степени состояние блудного сына, который отчаянно пытается спрятаться в нашем сердце, признать однажды себя заблудшей овцой, которую пришел взыскать добрый Пастырь, и которую Он радостно несет на Своих плечах в Свой двор овчий. Блаженны эти подлинно нищие, у которых нет иного богатства, кроме Христа, нет другого сияния, кроме Христа. Так открывается нам лицо преподобного Серафима, когда он беседует с Н. А. Мотовиловым на зимней русской поляне о цели христианской жизни. Дай Бог нам быть в числе тех, кто не напрасно приходил к преподобному Серафиму и воспринял тайну служения его. Сегодня Церковь снова напоминает нам о славе всех, кто во Христа крестились и во Христа облеклись. Вглядитесь в них. По их любви, которые они имеют друг ко другу, вы узнаете их (Ин. 13, 35). Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России Источник: https://ruskline.ru/news_rl/2023/08/01/niwih_vsegda_budete_imet

Черногория прощается с поэтом Ранко Радовичем. 30 июля отошёл ко Господу выдающийся сербский поэт Ранко Радович (1952-2023)

Черногория прощается с поэтом Ранко Радовичем. 30 июля отошёл ко Господу выдающийся сербский поэт Ранко Радович (1952-2023) Мощный духом человек богатырской стати, уроженец «сербской Спарты», как называли героическую Черногорию в XIX веке, Ранко казался грозным сербским воином из племени Радовичей. А так оно и было. Его знали на сербской земле и за её пределами как неподкупного консервативного литератора, защитника славянских интересов. Книги Ранко Радовича «Запах грусти» (1984), «У сердца за пазухой» (1986), «Полночь вещей» (1987), «Стих и Страх» (1988), «Книга, мной переписанная» (1989), «Волчица» (1989, 2009; 2010 – на сербском, русском, английском и испанском языках), «Христопристань» (2002, 2017), «Ваяние света» (2003, 2017), «Нежность» (2007; 2011, 2012, 2014 – на сербском и русском языке), «Страхор» (2011, 2012 – на сербском и русском языке), «Лебединая песня. Избранное» (2014) и другие известны не только в славянском мире. Его поэзия широко представлена в сербских и зарубежных сборниках и антологиях, переведена на большинство европейских языков, а также на армянский, азербайджанский, турецкий и некоторые другие языки. Осенью 2013 года Ранко Радович был удостоен награды литературного форума «Золотой Витязь» за свои поэтические сборники в переводе слависта Ильи Числова. В 2015 году решением Наградной комиссии Литературной республики, Есенинского союза «Золотая осень», Московской городской организации Союза писателей России Ранко Радовичу был вручён Диплом литературно-общественной премии «Золотая осень» им. С.А. Есенина и орден «За укрепление славянского единства и вклад в литературу». А осенью 2018 года Ранко получал из рук поэта Анатолия Парпары медаль Лермонтова и почётную грамоту «За пропаганду русской литературы в Сербии» от Международного фонд им. М.Ю. Лермонтова. Ранко Радовича тогда приехал поприветствовать Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Сербии в Российской Федерации господин Славенко Терзич, тоже много сделавший для утверждения русско-сербского исторического и культурного пространства. Писатель Владимир Крупин, выступая тогда на вечере, обратился к Ранко: «Дорогой брат во Христе! Я услышал твою “Лебединую песню” и подумал: это писал настоящий мужчина, верный до конца своей женщине, а значит, и Родине. Женщина всегда ждёт от мужчины высокого рыцарства. Наши отцы, пришедшие с войны, только и говорили: “Братья славяне, братья славяне!” В этом есть жертвенность и единение сердец. Если убрать из мировой культуры славянскую музыку – мир оглохнет, убрать славянскую литературу – мир поглупеет, убрать славянскую живопись – мир потускнеет. Славянская мысль определяет движение прогресса. Душа у мира славянская! Слава Тебе, Господи!». В тот приезд 2018 года удалось организовать Ранко встречу с его давним другом, поэтом и драматургом Анатолием Парпарой, с председателем Союза писателей России Николаем Ивановым, поэтом и переводчиком Валерием Латыниным, переводчиком, славистом Еленой Осиповой, заместителем главного редактора газеты «Русский вестник» Борисом Земцовым. Обсуждали издание двуязычных сборников русской и сербской поэзии, а также работу переводческой школы, которая должна готовить молодых специалистов. Позволю себе в этом кратком некрологе объёмную цитату, потому что талантливее и пронзительнее, чем сказал о Ранко Радовиче тогдашний председатель Общества Русско-Сербской дружбы Илья Числов, думаю, не скажет никто: «Любые попытки “вписаться” в “современный мир”, пусть даже с частичным сохранением “национального колорита”, для славян (да, наверное, и для всех остальных европейцев) равны самоубийству. Так, собственно, и происходит подмена. А затем – маргинализация культуры. К сожалению, общая обстановка в славянском мире благоприятствует ныне подобным процессам. Многие русские и сербы, скрепя сердце, принимают правила чужой игры. Тем больше чести тем искренним и мужественным людям, кто находит в себе силы противостоять проискам инородцев, ограждая от их липкого прикосновения наши святыни. Закономерно, что поэт Ранко Радович одним из первых понял опасность чужеродного посягательства на традицию. И поспешил ответить на вызов времени не только смело заявленной гражданской позицией, но и мощным художественным словом, из “глубин праотцовства” (Матия Бечкович), ставшим концентрированным выражением славянской (и европейской) родовой памяти и символом надежды для будущих поколений». А в 2019 году, узнав о безвременной кончине своего друга Ильи Числова, Ранко Радович всё не мог поверить и тихо твердил мне в трубку телефона: «Шта ми кажеш?! Зашто ми то кажеш?..». Потом собрался с силами и прислал прощальные слова, которые даже не личное обращение, а пульсирующая мысль о спасении русского и сербского народов: «…До войны сербов с натовскими агрессорами русские у себя поговаривали, что сербы в военном отношении отстают по сравнению с противостоящим им врагом. На подобные пессимистические заявления Илья часто отвечал, что сербы, подобно царю Давиду, с помощью пращи одолевали Голиафа, сбивая американские стелсы. И добавлял: “А что бы было, если бы сербы обладали последними российскими военными установками? Тогда натовцы не посмели бы даже сунуться на сербские рубежи”». Теперь оба они, вне сомнения, пополнили небесное воинство, а мы обрели новых молитвенников за мир в славянском мiре, за сохранение единства Православной Церкви. Несколько лет назад по моей просьбе Ранко прислал свои размышления о русской культуре. Теперь его слова звучат как завещание всем нам: «…Эпоха социальных экспериментов прошла; те, кто пытаются искусственно возродить мёртвые формы (постмодернизм) и эстетику распада, в скором времени сами окажутся жертвами своих противоестественных устремлений. А славянская цветущая речь станет завоёвывать (отвоёвывать) культурное пространство древнего континента, приобщая новые поколения к целительным праистокам былого единства. И русский язык в этом смысле – поистине неисчерпаемый кладезь для каждого, кто хочет заглянуть в себя и открыть заново собственное незамутнённое естество». Ирина Владимировна Ушакова, поэт, публицист, член Союза писателей России, член Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры Фото автора *** Ранко Радович ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ Ангельским блеском слепишь – нагая, Льдами Аляски чело сверкает, Ждёшь ли по-прежнему, дорогая, Ждёшь ли того, кто опоздает? Беды, пожары… Край молодецкий Новые заполонили гунны; А ты объята тревогой детской: Не опоздаю ли ночью лунной? Что человек? Обманчивой пеной На дне зрачков твоих оседает, С душой, рассеянной во вселенной, Он непременно опоздает. Есть путь, а беспутья неизбежны, Но кто о них слёзы проливает? Господь милует твой профиль нежный, Он никогда – не опоздает. Сна – фиолетовая плёнка, Яви – пожарище и тоска; Как далека ты от ребёнка, Но и как женщина – далека. Жизнь вкруг тебя, как сага златая, Нити златые переплетает, Ты только жди его, дорогая, Жди, хотя он и опоздает… Девочка, полно! Мечты чудесней В дивном Источнике благодать, Там – Лебединая ждёт тебя песня, Спеши! И не вздумай опоздать. КОСОВО Когда-то – турецкое, арнаутское пока, Но прежде – сербское. Сербское на века. ГУСЛЯР Прежде Саввы и царя Душана, С первого пришествия Христова Гусли славят сербство вновь и снова И до века будут неустанно. Даровал нам Бог смычок и голос И по гусляру в глазу орлином; Чтоб напевом храбрым и старинным Прославлять героев смерть и доблесть. Кто на нашу честь не бросит грязи, Кто святое любит войско князя, Кто клянется Косовом священным, – Знает, где от Неба ключ хранится, Бес к нему не может подступиться, А гусляр – прославит дерзновенно. ТАНЕЦ Пусть начнется танец с колыханья ели, Пламенем ланит затем опали; Вот уже крутые бёдра осмелели, Приковав горящие очи мои. Этих уз незримых что крепче и ближе? Все во мне пылает – всё, что взор твой встретит, И уже не знаю, женщину ли вижу Иль березы юной чарующий трепет. Когда платье белое возле меня, Как камыш прибрежный, дерзко шелестит, Суетно и мерзко лишь одна свербит Мысль в мозгу: зачем, почему не моя?! Опьянен тобою, бесшумно ступаю За мечтой все выше, пока не устану, К тополиной роще, к самому краю, К твоему – такому же гибкому – стану. Там я и останусь грезить до рассвета… Глухо и безмолвно ночью во вселенной… Одинокий разум как вынесет это?! Жизнь? Она отныне потеряла цену! ВОССТАНИЕ Ядущие мёд – да восстанем: Листва ярым вспыхнет пожаром, Как молнией – Духовым даром Предел озарит, затуманен. У смерти иного призванья Нет, кроме как смерть, но недаром Сверкает, слепя ложным жаром, Блестящий клинок мудрованья Но что он для Бога Живого? Желанная Пристань Христова, К тебе я сейчас приближаюсь! Страхоров Утёс объял пламень! За слово – главою – ручаюсь! Рек, грешный: возставь мя на камень. Перевод с сербского Ильи Числова Отрывки из венка сонетов Ранко Радовича «Святая Русь» АЛАТЫРЬ Есть лишь Эон – канон для тщеты. Алтарь-Алатырь сказословья! Он принимает колоплеты Богов славян в рога-отгорья. Набрала трав векам в обилье Билярица, дщерь Девясилья, И подняла в Алтайски Горы Отвар для Суры-самотворы. Весь сонм богов с земли поднялся Триглав им льет на горла росы Сварог им буйны-травы косит: Пожар поэзии занялся! На русску речь, Велесом спету, Кащей вещует кровью с Леты. СИБИРЯМ Кащей вещует кровью с Леты, Погром громаден всеначала; Ангельский лик в лилейном цвете Хранит Того, Кто был сначала… Князь Игорь во черну годину Троит Бояну: Бог – Единый! Но кривдой гордость северится, Тень двоеверия зверится… Господи, ратуй на сибирей, Пять Царств разбитых не забыть им, Рось-всадницы, Сокольей прыти И Руевита богатырей. Бурь тропари до волн низводишь, Ты в славе прежней богоходишь. РОД Не вижу войск, что Ты предводишь; Есть лишь Эон – канон для тщеты… Кащей вещует кровью с Леты; Ты в славе прежней богоходишь. А свиток неба всё нам пишет: Раса, что Рассов обступила, И ангелов бы отравила… Запой же, Бор, ведь род твой дышит! Россы – колоссы, крыльев сила Аспидно войско победила – Сипенье гадов в темной яме Со истинною погребенной. Есть душ иудство – разнебленных! И се, Тебя жду, как лед пламень. Перевод с сербского Ивана Приймы Верхнее фото: Ранко Радович у могилы митрополита Иоанна (Снычёва) в некрополе Алексанро-Невской лавры. Фото Юлии Числовой Вручение медали М.Ю. Лермонтова сербскому поэту Ранко Радовичу В Союзе писателей России. Анатолий Парпара, Елена Осипова, Илья Числов, Николай Иванов, Ранко Радович, Борис Земцов, Валерий Латынин Награждение черногорского поэта Ранко Радовича на Литфоруме «Золотой витязь». 27.11. 2013. Фото С. Минакова Сербский поэт Ранко Радович и председатель Союза писателей России Николай Иванов Источник: https://ruskline.ru/news_rl/2023/07/31/chernogoriya_prowaetsya_s_poetom_ranko_radovichem