Видовдан в Сербии «Куда бы не пошёл я, возвращаюсь к тебе снова, кто вырвет из моей души Косово?»

Сегодня в Сербии отмечают национальный праздник Видовдан. В память о святом сербском царе Лазаре и о всех сербских воинах, погибших в неравной битве на Косовом поле 28 июня 1389 года. Возглавив в той битве противостоящее надвигающейся турецкой оккупации сербское войско, князь Лазарь принял мученическую смерть, явив тем самым пример великой храбрости и исторического выбора сербского народа, готового до конца бороться за свою веру. Косово поле для сербов свято и бескрайно, как и жизнь вечная, оплаченная кровью предков, потому что именно там сербский народ сделал выбор в пользу Царствия Небесного. Почти каждому в Сербии известно предание, в соответствии с которым в ночь перед боем царю Лазарю явился Ангел Господень и предложил ему на выбор победу над турками и благополучие для его державы, либо мученический подвиг во имя веры Христовой, на что Лазарь ответил просто и решительно: «Земное царство – на миг, а Небесное царство – навек», определив тем самым судьбу для своего народа, который всегда будет со Спасителем, даже в периоды страданий и гонений. Вся дальнейшая история Сербии – это череда тяжёлых испытаний и борьбы за право жить независимо на родной земле, сохраняя собственную идентичность, в основе которой лежит Православие. Героическая гибель войска царя Лазаря явилась жертвой, принесшей духовное перерождение сербского народа и пробудившей в его душе всё то лучшее, что было дано ему от Бога. Святитель Николай Сербский утверждал, что именно Косовская битва сформировала сербов как народ. Он говорил: «Именно Косово сделало сербов великим народом. Оно – наша национальная Голгофа, но в то же время наше национальное воскресение, духовное и нравственное». Тогда Сербия не просто сделала судьбоносный выбор, но и буквально своим телом защитила Европу от османского нашествия, приняв на себя тяжелейший удар, а как цивилизованные европейцы «отблагодарили» за это сербский народ мы все прекрасно знаем из истории двух мировых войн и балканского кризиса конца прошлого века. В наши дни, особенно в свете сложной обстановки в Косово, этот праздник приобретает дополнительный оттенок, заставляя всех нас задуматься о том, что по прошествии шести с лишним столетий в регионе Юго-Восточной Европы принципиально мало что изменилось. Снова упрямо стремящаяся к доминированию сила, только на этот раз в лице Североатлантического альянса и его приспешников, стремится окончательно завершить начатое в 1999 году отчуждение от Сербии её священного края, используя при этом военный шантаж, провокации и многие другие изощрённые методы, ставшие изобретением многовековой политической культуры Запада. Исторически так сложилось, что Балканы нередко становились местом столкновения различных сил, ареной борьбы добра со злом, некой точкой равновесия, определяющей дальнейший вектор развития мировой истории. Так было и в период турецкой экспансии в Европу, и в Первую мировую войну, а также в конце XX века, когда весь мир наблюдал за кровавыми событиями на территории бывшей Югославии и за интервенцией блока НАТО, который своими действиями против Сербии фактически свёл на нет международное право и роль ООН в качестве мирового арбитра и гаранта стабильности. Когда мы говорим о Косово, важно понимать, что происходившие там на рубеже веков и продолжающиеся по сей день события являются не просто агрессией против сербского народа, совершенной в интересах глобальных политических сил, но ещё и тотальным, планомерным наступлением на общечеловеческие ценности. И сегодня, когда в стенах многих православных святынь Косово и Метохии, таких как Богородица Левишка, Печская Патриархия, Грачаница, Девич, Дечани, Зочиште и во многих других, люди поминают павших в Косовской битве предков, продолжается не менее тяжёлая, порою незримая, духовная борьба за сохранение идентичности народа Сербии, фронт которой проходит через сердце каждого настоящего серба, для которого Косово – это не просто священный край, родной дом, история, это прежде всего источник жизни, неотъемлемый элемент его души, вечный канал связи со своими предками и яркий пример для воспитания будущих поколений, причём пример не только исторический, но и во многом современный, актуальный. Чтобы убедиться в этом, вполне достаточно снова обратить внимание на ситуацию в Косово, где сегодня через лишения и страдания, в жестокой борьбе с несправедливостью и в самоотверженном труде, без которого сербам там просто не выжить, возрождается то, что всегда, во все времена, являлось несгибаемым стержнем Сербии: её характер, воспитанный в духе православной веры, дарованной Богом и сохранённой великими предками, святым Лазарем, святым Саввой и многими другими выдающимися представителями сербского рода. В этом и есть живой образец любви и верности родной земле, которую не выбирают, а искренне любят, не благодаря, а вопреки, когда на трудности и опасность отвечают преданностью и терпением, в любой ситуации оставаясь людьми и принимая свою судьбу с честью. К сожалению, этого не хотят или не могут понять те, кто пытается любыми способами выжить сербов с родной земли, где находится их, без преувеличения, источник жизни, как не понимают они и того, что ни при каких обстоятельствах Косово невозможно просто отнять, предать забвению и вычеркнуть из жизни целого народа, потому что с каждой сердечной молитвой и с каждой пролитой слезой этот священный край всё сильнее укрепляется в сербских душах. Рассуждая на тему Косово, сегодняшнего дня и его значения для сербов, невольно вспоминаешь строки из известной сербской песни «Видовдан», которые как нельзя лучше объясняют отношение сербского народа к своему священному краю. В переводе на русский язык они звучат так: «Куда бы не пошёл я, возвращаюсь к тебе снова, кто вырвет из моей души Косово?» Алексей Сергеевич Гладков, филолог, публицист Фото предоставлены автором и взяты из сети интернет Подробнее: https://ruskline.ru/news_rl/2023/06/28/vidovdan_v_serbii

Идеология социального традиционализма На заседании Калязинского клуба выступил профессор Александр Щипков

Редакция РНЛ сообщает следующее: Идеология социального традиционализма На заседании Калязинского клуба выступил профессор Александр Щипков В понедельник, 26 июня, в Союзе писателей России состоялось очередное заседание Калязинского клуба «Русского собрания», сообщает наш корреспондент. Заседание прошло под председательством сопредседателя Калязинского клуба, главного редактора «Русской народной линии» Анатолия Степанова. В заседании Калязинского клуба принял участие председатель Синодального Миссионерского отдела Русской Православной Церкви епископ Луховицкий Евфимий (Моисеев). Калязинский клуб слушал доклад ректора Российского православного университета святого Иоанна Богослова, заместителя председателя Всемирного русского народного собора, доктора философских наук профессора Александра Щипкова «Идеология социального традиционализма». Александр Владимирович давно выступает сторонником социал-традиционализма: опубликовано множество статей, вышла в свет книга на эту тему, а в завершение доклада выступающий подарил участникам заседания недавно изданную брошюру – «Идеология социального традиционализма. Социал-традиция. Научный манифест». В своём выступлении А.В.Щипков рассказал, как он пришёл к идеям социальности и традиционализма как к объединяющим идеям для российского общества, об опыте работы Всемирного русского народа собора по продвижению некоторых базовых идеологем, которые сегодня приняты государством и обществом. В конце доклада было задано много вопросов докладчику по содержанию его выступления. Затем состоялся обмен мнениями. Открыл прения секретарь «Русского собрания», публицист Андрей Сошенко. Он считает, что необходим идеологический документ, который предложил бы не только теоретическую основу идеологии, но и наметил практические шаги по её реализации. Доктор экономических наук, профессор Леонид Гребнев отметил, что, говоря о правах человека, в том числе о социальных правах, на что обращал внимание в своём выступлении докладчик, необходимо права увязывать с обязанностями, поскольку это понятие изгнано из вполне традиционной связки «права и обязанности». Сопредседатель Калязинского клуба Анатолий Степанов выступил в защиту понятия «консерватизм», полагая, что понятие «традиционализм», не вполне корректно отражает задачи, стоящие перед Россией. И если мы будем адекватно понимать консерватизм, не на бытовом уровне как консервацию чего-либо, то этот термин более точно описывает проблемы и нужды государства и общества. Доктор исторических наук, профессор Сергей Реснянский высказал ряд замечаний по докладу Александра Щипкова, обратив внимание на то, что целый ряд важнейших проблем докладчик обошёл стороной, они не описываются в его концепции. Настоятель храма Николы на Берсеневке, член Союза писателей России игумен Кирилл (Сахаров) в своём выступлении обратил внимание на современные актуальные проблемы, призвав не забывать, кроме метафизических, и о реальных проблемах жизни общества, в частности, проблеме вымирания русской глубинки. Кандидат социологических наук Сергей Баранов отметил, что докладчик обратил внимание на многие важные проблемы, однако высказал и целый ряд критических замечаний в адрес Александра Щипкова. Заместитель главного редактора газеты «Русский вестник» Борис Земцов отметил, что сегодня в наших документах должно быть обращено внимание на такое понятие, как «государствообразующий русский народ». Без этого невозможно предложить убедительной идеологии, которая должна быть «идеологией победы». Заместитель председателя Союза писателей России Василий Дворцов в своём выступлении отметил, что все эпохи нашей истории олицетворены, и вообще важна роль символов. В этом смысле он предложил обратиться от имени Калязинского клуба, «Русского собрания» и других общественных организаций к мэру Москвы Сергею Собянину с предложением переименовать площадь Европы у Киевского вокзала в площадь Новороссии. Получается, что мы противостоим Западу, а одна из центральных площадей столицы носит имя Европы. Заместитель генерального директора Международного фонда славянской письменности и культуры, публицист Леонид Редкий обратил внимание на то, что мы много говорим о содержании идеологии, но мало обращаем внимания на технологии продвижения наших идей в общественную среду. Поэтому замыкаемся в узком патриотическом кругу. Ветеран боевых действий, кандидат политических наук Владимир Азаров также говорил о необходимости заниматься конкретными проблемами, призывал переходить от изысканий к конкретным практическим результатам. Доктор философских наук, культуролог Владимир Большаков отметил необходимость чёткого понятийного аппарата, а то мы часто говорим, например, о цивилизационном подходе, не понимая сути этой проблемы, поэтому необходима понятийная ясность. В завершении заседания Калязинского клуба председатель «Русского собрания» Анатолий Степанов отметил важность выступления Александра Щипкова, поскольку он давно занимается проблематикой идеологии. Сегодня помимо него есть ряд центров идеологических изысканий (Институт Царьграда под руководством Константина Малофеева и Александра Дугина, Изборский клуб под руководством Александра Проханова и Виталия Аверьянова, наш Калязинский клуб), нам важно слушать друг друга, внимательно относиться к поискам наших коллег. Поэтому было важно услышать те идеи, над которыми размышляет и которые предлагает общественности Александр Щипков. Говоря о технологии продвижении идей, Степанов отметил, что здесь мы видим два подхода. Один подход нацелен на конкретные действия, на необходимость разработки документа, который можно было бы предложить власти. Но поскольку нет идейного и методологического единства между различными лидерами и патриотическими структурами, такой документ выработать весьма затруднительно. А вторая технология, как выразился Анатолий Степанов, «технология говорения», когда обсуждаются проблемы и смыслы, которые затем становятся достоянием общества и, в конце концов, эти идеи принимает власть. Мы наблюдаем сегодня это воочию по изменившейся риторике и программным документам властных структур. В завершение заседания Калязинского клуба к собравшимся обратился епископ Луховицкий Евфимий (Моисеев), который предложил экспертам Калязинского клуба активно сотрудничать со Всемирным русским народным собором, одним из руководителей которого и является Александр Щипков. Всемирный русский народный собор – это прекрасная площадка для обсуждения и донесения до власти и общества идей, обсуждаемых православными интеллектуалами, отметил владыка. Он также рассказал о том, что Синодальным Миссионерским отделом и Миссионерским обществом, которое создано при Отделе, готовится по благословению Святейшего Патриарха Кирилла грандиозный крестный крест с копией Годеновского креста, 600-летие обретения которого недавно широко праздновалось. Крестный ход пройдёт по России и Белоруссии крестообразно – от Мурманска до Севастополя и от Бреста до Владивостока, а завершится в Москве. Движение Крестного хода предполагает остановки в крупных городах, где намечается проведение не только Богослужений и культурных мероприятий, но и интеллектуальных дискуссий по важным для нашего Отечества проблемам. Епископ Евфимий пригласил участников Калязинского клуба активно включиться в это благое начинание. Участники заседания с благодарностью восприняли предложение владыки. В заседании Калязинского клуба также приняли участие кандидат юридических наук Василий Елизаров, известный общественный деятель и предприниматель Сергей Забурниягин, журналист Сергей Кулаков, член Союза писателей России Андрей Самохин, кандидат исторических наук Павел Петин, военный историк Борис Галенин, публицист Александр Руденко, писатель Александр Сороковиков и другие. Заседание Калязинского клуба уже по традиции завершилось дружеским чаепитием, в ходе которого активно обсуждались уже конкретные политические проблемы, волнующие граждан России в последние дни. Заседание Калязинского клуба записывалось на камеру, «Русская народная линия» по мере готовности выложит записи с заседания. Подробнее: https://ruskline.ru/news_rl/2023/06/28/ideologiya_socialnogo_tradicionalizma

Руководитель Союза мигрантов публично шантажирует власть. Православно-патриотические организации просят проверить Р.И. Каримова на причастность к противоправным действиям.

В редакцию «Русской народной линии» поступило обращение  представителей православно-патриотических общественных организаций на имя Председателя Следственного Комитета России  А.И. Бастрыкина по поводу шантажа и угроз в адрес российской власти от лидера одной из мигрантских организаций в России Р.И. Каримова. Аналогичное обращение направлено также на имя Генпрокурора РФ И.В. Краснова. Публикуем текст этого обращения.  Уважаемый Александр Иванович! Недавно из сети Интернет нам стало известно, что Председатель МОО «Профессиональный Союз Трудящихся-Мигрантов» Каримов Ренат Исмагилович позволил себе публично выступить с угрозами организации и проведения забастовок иностранных специалистов, требуя от властей РФ прекратить контроль прибывших и прибывающих в нашу страну мигрантов-правонарушителей.                                              фото из свободных источников сети интернет В связи с вышеизложенным, от имени православных-патриотических общественных организаций г. Москвы просим Вас дать поручение Вашим сотрудникам провести проверку на предмет причастности Председателя МОО «Профессиональный Союз Трудящихся-Мигрантов» Каримова Рената Исмагиловича и возглавляемой им организации к незаконной миграции, подстрекательству к проведению массовых беспорядков и совершению действий, сопряженных с неповиновением исполнительной власти РФ. Просим Вас, уважаемый Александр Иванович, также дать правовую оценку высказываниям и деятельности Председателя МОО «Профессиональный Союз Трудящихся-Мигрантов» Каримова Рената Исмагиловича и возглавляемой им организации и, при выявлении правонарушений, принять меры в соответствии с действующим Законодательством Российской Федерации. Будем Вам признательны, если Вы найдёте возможность сообщить нам о результатах проверки. Обращение, в частности, подписали: Генеральный директор Международного фонда славянской письменности и культуры (МФСПиК) Александр Владимирович Бочкарев; Председатель Совета атаманов России, Член Совета МФСПиК, казачий генерал Валерий Васильевич Камшилов; Председатель Общероссийского общественного движения «Народный Собор» Кассин Олег Юрьевич - Председатель Международного Антинацистского комитета Валентин Николаевич Халецкий; Руководитель антифашистского объединения «РОСА» Мирас Казбекович Тулепов; Директор АНО «Центр социальной-правовой адаптации и духовного возрождения «Вектор», Руководитель добровольческой группы «Vектор народной помощи фронту», член Высшего Совета общероссийского движения «Сильная Россия» Татьяна Юрьевна Малицкая и руководители других организаций. Подробнее:https://ruskline.ru/news_rl/2023/06/27/rukovoditel_soyuza_migrantov_publichno_shantazhiruet_vlast                                    

Памяти Марка Николаевича Любомудрова. На кончину учёного, мыслителя и патриота

Памяти Марка Николаевича Любомудрова. На кончину учёного, мыслителя и патриота Сергей Лебедев Фото: Марк Николаевич Любомудров 20 июня 2023 года скончался выдающийся деятель русского искусства и русской мысли – Марк Николаевич Любомудров. Он ушел в преклонном возрасте – 91 год, хотя по его бурной энергии, цепкой памяти и даже физической силе он казался намного моложе. Марк Николаевич действовал во многих областях. Он был и публицист, критик, историк русской культуры и государственности, общественный деятель. Родился Марк Николаевич в Ленинграде 26 февраля 1932 года в семье инженера. Дед по отцовской линии – пресвитер Николай – был расстрелян в 1918 году в период «красного террора». В 2000 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви причислен к лику святых новомучеников. Отец арестован в июле 1941 по политической статье, отбывал заключение в Краслаге. В блокаду юный Марк находился в эвакуации в Казахстане. И все же детство, каким бы оно не было, всегда остается светлым воспоминанием каждого человека. Марк Николаевич, выросший в коммунальной квартире общей площадью 32 метра, всегда вспоминал о детстве как о счастливом времени. Семья была очень музыкальной, отец играл на скрипке, немалую часть маленькой коммуналки занимал рояль «Шредер». Марк с 6 лет играл на скрипке, и, по собственному признанию, мог бы стать музыкантом. Все изменила война. Марк был эвакуирован из Ленинграда в отрыве от семьи, и военные годы провел в Казахстане. Отец был репрессирован, хотя был и оставался патриотом России. К счастью, позднее отец был освобожден, и после снятия блокады семья смогла вернуться в Ленинград. Но тут возникли житейские проблемы, которые были знакомы многим советским людям, переживших эвакуацию в военные годы. Квартира Любомудровых была уже занята неким Бронфманом. Впрочем, семья радовалась тому, что удалось вывести рояль. В 1950 году окончил среднюю школу № 107 с серебряной медалью (как круглый отличник Марк имел право на золотую медаль, но «золото» досталось ученику-еврею как представителю «пострадавшей нации»). Интересно, что в одном классе с Марком учились будущий писатель-фантаст Борис Стругацкий и известный историк-античник Эдуард Фролов. Одновременно Марк закончил также музыкальную школу по классу скрипки. Выступал в отчетном концерте музыкальных школ города в Большом зале Филармонии (исполнил «Легенду» Г.Венявского и «Андалузку» П.Сарасате). Музыкальное образование продолжил в Ленинградском училище им. М. Мусоргского (закончил два курса). В дальнейшем профессиональном выборе Любомудрова перевесил интерес к гуманитарным дисциплинам. В 1951–1956 гг. он учился на театроведческом факультете Ленинградского театрального института им. А.Н. Островского, который окончил, получив диплом с отличием. После окончания института Любомудров по собственному почину уехал в провинцию: работал завлитом Ярославского драматического театра им. Ф.Г. Волкова. Там же началась активная журналистская деятельность Любомудрова и его исторические изыскания. Его статьи регулярно печатались в местных изданиях. Кроме того, Марк Николаевич собирал материалы по истории театральной жизни в Ярославле. Написанная на этой основе книга «Старейший в России» была опубликована в 1964 году московским издательством «Искусство». Книга явилась основой кандидатской диссертации, которую автор в качестве независимого соискателя защитил в Москве в Государственном институте театрального искусства в 1962 году. По возвращении в Ленинград в 1958 году Любомудров работал в молодежной редакции Ленинградского телевидения (руководитель редакции – И.Ф. Масленников, позднее – известный кинорежиссер). Одновременно Марк Николаевич преподавал в Ленинградском культпросветучилище. С осени 1959 года Любомудров – научный сотрудник Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, где в 1972–1987 гг. возглавлял сектор театрального искусства. Под его руководством вышла из печати серия научно-исследовательских и критических сборников на актуальные темы. Коллектив сектора создал уникальный труд «Очерки истории русской советской режиссуры» (отв. редактор – М.Н. Любомудров). Труд не был опубликован из-за противодействия идейно враждебных Любомудрову клановых сил. В 1960-е гг. Марк Николаевич регулярно выступает на страницах журналов «Театральная жизнь» и «Театр». Печатает статьи о ведущих актерах российской сцены – А.Ф. Борисове, В.И. Честнокове, Б.А. Фрейндлихе, Е.А. Лебедеве, А.А. Миронове, Ю.С. Родионове и др. Публикует первые журнальные очерки-портреты будущих звезд русского театра – актрисе Т.В. Дорониной (1960 г.), художнике Э.С. Кочергине (1969 г.). Выходят в свет статьи Любомудрова о драматурге А. Вампилове, о режиссерах Ю.А. Завадском и И.А. Ростовцеве. Внимание Любомудрова обращено и к истории театра начала ХХ века: к творчеству К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, А.Я. Таирова, К.А. Марджанова, к театральной программе Александра Блока. В 1960-1980-е гг. Любомудров плодотворно сотрудничает с Ленинградским радио и Студией телевидения, принимает участие в многочисленных городских и республиканских конференциях по проблемам театра и драматургии. С конца 1960-х гг. Любомудров энергично включается в национально-освободительную деятельность, входит в число соратников «молодой волны» русского патриотического движения, сближается с В.В. Кожиновым, П.В. Палиевским, М.П. Лобановым, Э.Ф. Володиным, А.Г. Кузьминым, Д.А. Жуковым, И.А. Кольченко, продолжает дружбу с С.Н. Семановым и другими участниками московского т. н. «Русского клуба». Творческие связи возникают с О.А. Платоновым, И.Р. Шафаревичем, С.Ю. Куняевым, с главным редактором журнала «Огонёк» А.В. Софроновым. В своих анализах и оценках художественного процесса Любомудров руководствовался доминантными для русской культуры критериями – реализма, национальной самобытности, духовной и нравственной содержательности искусства. Марк Николаевич разделял эстетику и идейные установки корифеев Малого, Александринского театров, МХАТа, в частности кредо Станиславского, который полагал, что самое важное в творчестве – раскрыть и передать «жизнь человеческого духа». Близки Любомудрову были и убеждения Немировича-Данченко, призывавшего к «театру мысли», к «мужественной простоте», с которой необходимо «претворять большие идеи спектакля». Такая позиция со временем встречала все большее сопротивление и нападки со стороны русофобски и космополитически ориентированных театрально-литературных кругов. В связи с деятельностью Любомудрова возник фронт борьбы. В СМИ стали множиться статьи, отзывы, письма, резко критиковавшие творчество и идейно-политические позиции Марка Николаевича. Эти атаки во многом опирались на официальный политический курс, проводившийся КПСС. В художественной среде тогда отчетливо обозначились две противостоявшие друг другу силы – национально-русская и космополитичная. Эта группировка тогда достигла полной гегемонии, что чрезвычайно усугубило позиции Любомудрова. Характерным был выпад журнала «Театр» (1980, № 11) в связи с оценкой, которую Любомудров дал творчеству Мейерхольда. На его страницах появилось обличительное письмо, обвинявшее Марка Николаевича в «искажении» портрета режиссера, в его «огульном шельмовании», в небрежении «указаниями партии» и т. п. Письмо напоминало политический донос с приглашением к оргвыводам. Его подписали Г. Товстоногов, О. Ефремов, И. Ильинский, Э. Гарин, В. Плучек, Е. Симонов, С. Юткевич и др. (всего 11 подписей). Публикации такого рода имели провокационный характер: взгляды Любомудрова якобы чужды советской идеологии, в них отсутствует «классовый подход», забыты марксистско-ленинские принципы, ленинское положение о «двух культурах» и т. п. Не имея научно и логически обоснованных аргументов для опровержения творческих трудов Любомудрова, его противники прибегали к приемам политической дискредитации, указывали на его идеологическую неблагонадежность. Это могло иметь тяжелые последствия для Марка Николаевича, включая «оргвыводы». Со временем критические нападки на Любомудрова приобрели лавинообразный характер. Критика не сводилась только к шельмованию в печати. Любомудрову не дали возможности защитить уже подготовленную докторскую диссертацию и препятствовали кандидатским защитам его аспирантов, Небезуспешно преграждали возможности публикации статей, книг, сборников. Но стойкого борца Любомудрова этим было не сломить. В 1980-е гг. начинается активное сотрудничество Любомудрова с журналами «Наш современник», «Молодая гвардия», «Огонёк». Его статьи о современном театре, о режиссуре (Г. Товстоногов, В. Мейерхольд и др.) имеют громкий резонанс. Особенно сильное негодование русофобских кругов вызвали очерк «Судьба традиций» и статья «Театр начинается с Родины», в которых обличались безыдейность, нравственная ущербность и антипатриотические явления в современном театре. Книга «Размышления после встречи» (1984) подводила некоторые итоги предыдущего этапа исследовательской и критической деятельности Любомудрова. Названия разделов раскрывали содержание текста: «Корифеи отечественного театра (Волков, Симонов, Завадский)»; «Судьба театральных течений»; «Из театрального дневника»; «Истоки творчества». Книга отличалась сочетанием научного подхода и гражданской взволнованности, принципиальности авторской позиции в оценке ключевых проблем художественной культуры: смысл, этапы развития реализма, роль наследия, истолкование русской классики, вопросы метода и стиля. В предисловии к книге народный артист СССР Игорь Горбачев писал: «“Сквозное действие” книги – и в этом мне видится ее актуальность – движение традиций отечественного реализма. Содержательность авторской позиции и состоит прежде всего в том, что показана живая и действенная сила уроков реалистической школы К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко – основоположников Художественного театра. Их наследием продолжают крепиться основы современной советской сцены». В последующем Любомудров публикует книги «Н. Симонов. Ю. Завадский» (в серии ЖЗЛ, два издания – 1983, 1988); «Противостояние. Театр, век ХХ: традиции – авангард» (1991) – этот труд стал настоящим манифестом русской национальной школы искусства. Тогда же Любомудров выступил составителем и автором предисловия тематических сборников: «За алтари и очаги», в который вошла русская публицистика 1960–1980-х гг. (1989); «Рождение театра» – о творчестве В.И. Немировича-Данченко (1989); «Мое гражданское служение России» – о творчестве К.С. Станиславского (1990). В серии «История в лицах и фактах» Любомудров опубликовал антологию «Иван Грозный» (2004). Открытую национально-русскую ориентацию Любомудрова продолжали преследовать и критиковать русофобские круги. После начала горбачевской «перестройки» на государственном уровне усилилась антирусская направленность кадровой политики. В марте 1987 года Любомудров был забаллотирован ученым советом ЛГИТМиКа на искусственно организованном «досрочном» переизбрании на должность заведующего сектором. Эта расправа состоялась по личному указанию члена Политбюро ЦК КПСС А.Н. Яковлева. На заседании откровенно говорилось о неприемлемости национально-русских взглядов Любомудрова. Его уволили из Института с мотивировкой «в связи с профессиональной несостоятельностью». В 1987–1989 гг. Любомудров работал в Ленинградской консерватории, где снова подвергся травле кругов и вынужден был уйти. Тогда же за «русофильство» Любомудров был исключен из членов Всероссийского театрального общества (позднее – СТД). В интервью газете «Советская культура» руководитель ВТО обвинил Любомудрова в «шовинизме», «национализме» и «нетерпимости». На государственную службу Любомудров смог вернуться в 1996 г. – стал читать лекции на юридическом факультете С.-Петербургского государственного университета водных коммуникаций (с 2013 г. – Государственный университет морского и речного флота им. Адмирала С.О. Макарова). Любомудров и в 1980–1990-х гг. принимал активное участие в общественной жизни. Был в числе инициаторов-учредителей писательской группы «Содружество» (1988), впервые в советское время сформированной в рамках Союза писателей по признакам уважения к ценностям русской национальной культуры и языка. Марк Николаевич организовал и был руководителем издательского товарищества им. А.С. Суворина (1990–1996), выпускавшего религиозно-патриотическую литературу. Любомудров был инициатором и организатором создания в Ленинграде отделения Всероссийского фонда культуры (председатель – П. Проскурин), а также отделения фонда Международной славянской письменности и культуры, а вскоре стал вице-президентом этого фонда. Участвовал в учреждении Международной Славянской академии наук и искусств, членом которой был избран. Являясь членом Союза писателей России, неоднократно выступал на его пленумах, избирался в руководящие органы Союза. Марк Николаевич возглавлял Комитет «Нева–Ладога–Онега», который вел завершившуюся победой борьбу против диверсионного проекта поворота северных рек на юг. С течением времени круг интересов Любомудрова все более смещался в сторону истории российского государства, политологии и религии. Он неоднократно участвовал в выборных кампаниях в органы государственной власти в качестве кандидата от патриотических сил: в Верховный Совет СССР (1989), в Верховный Совет РФ (1990). Его предвыборная программа имела отчетливо национально-патриотический характер. Одним из ключевых ее положений явилось требование справедливого пропорционального представительства наций в органах массовой информации, при приеме на учебу, в сферах культуры и искусства, в области формирования научных и творческих кадров. В программе имелся и следующий тезис: «Противодействовать открытой и завуалированной пропаганде русофобии, прикрывающейся лозунгом борьбы с национализмом и шовинизмом». В 1998 году Любомудров опубликовал сборник актуальной политической публицистики «Русский фронт» (отв. редактор и автор) с участием ведущих общественно-политических деятелей и мыслителей страны – С. Бабурина, В. Илюхина, И. Фроянова, О. Платонова, митрополита Иоанна (Снычева), О. Каратаева, Н. Нарочницкой, писателя В. Максимова и др. Эта книга преследовала цель помочь восстановить русское историческое самосознание, возродить русскую государственность с национально мыслящей и действующей центральной властью. В 2003–2004 гг. вышла в свет двумя изданиями книга Любомудрова «Русский рубеж». В 2010 году вышла еще одна книга – документально-биографическая повесть «У истоков русской сцены. Федор Волков и его эпоха». Она венчала исследования автора по русской истории XVIII века Любомудров был избран в члены Совета учредителей восстановленного Союза русского народа (2005), был почетным попечителем московского храма Св. Николы на Берсеневке. До конца своих дней Любомудров – профессор, действительный член Петровской академии наук и искусств. По версии издания «День литературы» включен в список 50 «лучших критиков России ХХ в.». С 2013 года – член редакционной коллегии журнала «Вопросы национализма». Любомудров являлся лауреатом премии «Имперская культура» Союза писателей России и Фонда Святителя Иоанна Златоуста – «за заслуги в развитии русской национальной культуры». «За большой личный вклад в развитие и укрепление образования и науки Российской Федерации». Министерство образования и науки РФ отметило Любомудрова дипломом и наградило Серебряным Почетным знаком им. Николая Румянцева «За благородные труды». В 2014 году в Институте русской цивилизации был опубликован сборник главных идеологических трудов Любомудрова – «Каноны русского мира. Идеология. Культура. Искусство». Был неизменным участником группы питерских профессоров «Батальон четверых» (О.Г. Каратаев, И.Я. Фроянов, Ю.П. Савельев, М.Н. Любомудров), регулярно выпускавшей в интернете политические обзоры текущих событий. Как ученый Марк Николаевич отличался научной объективностью. Он был готов принимать любую конструктивную критику. Любомудров имел свои взгляды на таких противоречивых деятелей русской истории, как Иван Грозный и Сталин, что вызвало непонимание некоторых патриотов. Но благодаря личным человеческим качествам Любомудрова ни один патриот не мог долго обижаться на него. Исследовать и издать все многообразное наследие Марка Николаевича – дело будущего. Но одно мы можем сказать твердо – имя и дело Марка Николаевича Любомудрова навсегда останется в истории русской мысли и русской культуры. Сергей Викторович Лебедев, доктор философских наук, профессор, Санкт-Петербург Подробнее: https://ruskline.ru/news_rl/2023/06/23/pamyati_marka_nikolaevicha_lyubomudrova

«Русская судьба написана на небесах» Александру Ивановичу Нотину – 70 лет!

Сегодня выдающемуся автору «Русской народной линии», арабисту, кандидату исторических наук, постоянному члену Изборского клуба, руководителю культурно-просветительского сообщества «Переправа», дипломату Александру Ивановичу Нотину исполняется 70 лет! Редакция «Русской народной линии» сердечно поздравляет дорогого Александра Ивановича со знаменательным юбилеем и желает неоскудеваемой Божией помощи и милости в многообразной душеспасительной деятельности на благо Матери-Церкви и Отечества, неугасимой радости во Христе, здравия души и тела. Многая и благая лета! Юбиляра поздравил председатель Изборского клуба, главный редактор газеты «Завтра» известный писатель Александр Андреевич Проханов. «Дорогой Александр Иванович! За свои семьдесят лет ты немало послужил Отечеству. Но где бы ни протекала твоя жизнь, какими бы земными делами ты ни был занят, ты всегда видел над собой небо и знал, что русская судьба написана на небесах, - говорится в поздравительном письме, опубликованном на сайте газеты "Завтра". - И там, где земная Россия касается России небесной, мы решили воздвигнуть Священный холм, чтобы его распятие касалось фаворского света, и этот свет излился в нашу многострадальную Россию, исцелил её, укрепил, одухотворил, вернул ей веру в своё бессмертие». «Помнишь, - продолжил он, - как мы искали место, где быть холму, и наша машина вдруг заглохла, не желая тронуться? Мы огляделись и увидели, что это и есть место для будущего холма. Помнишь, как мы свозили гранитные валуны, лежащие по берегам псковских озёр — красные, зелёные, голубые?.. Эти валуны казались метеоритами, упавшими с неба. И из них мы сложили наш холм. Помнишь, как строгали из сибирских лиственниц громадное смоляное распятие, а потом везли его через Псков на бронетранспортёре в сопровождении почётного караула десантников? Как водружали на холме это золотое янтарное распятие, а потом свозили в холм земли из мест, где Псковщину поцеловали все пять великих русских империй? Когда холм исполнился временами и землями, он превратился в ядерный реактор русской истории, стал прозрачным, как стекло, и в нём полыхнул огонь. На распятие слетела вещая птица, и тысячи людей, явившиеся к холму, ахнули, возглашая: "Это чудо! Чудо небесное!"». «Холм, который мы воздвигли, — не памятник, не обетный крест. Это русское духовное оружие, которое заработало сразу, как только владыка Евсевий брызнул на него святой водой. Этот холм вернул русским людям победную волю. Вернул Крым в Россию. Одержал победу под Иловайском и Дебальцевым. И сегодня сражается в Донбассе. Этот холм омыт слезами и кровью. Он мироточит. Он изгрызен "Хаймарсами", "Джавелинами", "Байрактарами". В него стреляют орудия "Леопардов" и французских колёсных танков. У этого холма родился Изборский клуб, членом которого ты являешься и твой духовный вклад в который неоценим. Я стою на вершине нашего холма. На меня взирает, сверкая бриллиантами, Державная Божья Матерь. Из-под креста, глядя на чудесные русские дали, на цветущие травы, летающих птиц, я посылаю тебе, дорогой Александр Иванович, поздравление и жду новых от тебя откровений», - заключил Александр Проханов. Источник: https://ruskline.ru/news_rl/2023/06/15/russkaya_sudba_napisana_na_nebesah

1 июня 2023 года на 75-ом году жизни скончался Бушуев Александр Иванович.

Как сообщает Европейский фонд славянской письменности и культуры, 1 июня 2023 года на 75-ом году жизни скончался Бушуев Александр Иванович. Бушуев А.И. продолжительное время работал на руководящих должностях в "Россотрудничестве". В Словакии руководил Российским центром науки и культуры и Европейским фондом славянской письменности и культуры. Александр Иванович был честным, искренним, интеллигентным человеком и надежным партнером Международного Фонда славянской письменности и культуру. Наш Фонд выражает соболезнования родным и близким Александра Ивановича. Царстве Небесное и Вечная светлая память рабу Божиему Алекснадру !                                                                               Литургия в Православной церкви в Братиславе с поминанием новопреставленного раба Божия   Александра 7 июня  2023 года. На 9 день  Панихида в Париже, в Храме Святого Александра Невского На прощании в записи звучали стихи Евгения Евтушенко Идут белые снеги, как по нитке скользя… Жить и жить бы на свете, но, наверно, нельзя. Чьи-то души бесследно, растворяясь вдали, словно белые снеги, идут в небо с земли. Идут белые снеги… И я тоже уйду. Не печалюсь о смерти и бессмертья не жду. я не верую в чудо, я не снег, не звезда, и я больше не буду никогда, никогда. И я думаю, грешный, ну, а кем же я был, что я в жизни поспешной больше жизни любил? А любил я Россию всею кровью, хребтом — ее реки в разливе и когда подо льдом, дух ее пятистенок, дух ее сосняков, ее Пушкина, Стеньку и ее стариков. Если было несладко, я не шибко тужил. Пусть я прожил нескладно, для России я жил. И надеждою маюсь, (полный тайных тревог) что хоть малую малость я России помог. Пусть она позабудет, про меня без труда, только пусть она будет, навсегда, навсегда. Идут белые снеги, как во все времена, как при Пушкине, Стеньке и как после меня, Идут снеги большие, аж до боли светлы, и мои, и чужие заметая следы. Быть бессмертным не в силе, но надежда моя: если будет Россия, значит, буду и я. 1965 г. Соотечественники за рубежом  настолько сильно уважали Александра Ивановича, что решили посвятить ему в одном из журналов обложку и большую статью.  Бушуев Александр Иванович  был известным  в Словакии человеком, оставаясь в то же время во всех обстоятельствах скромным и бескорыстным, отзывчивым  и  добрым, за это его и любили знающие его люди.. Обложка русскоязычного журнала, который готовят к выпуску со статьей, посвященной Бушуеву Александру Ивановичу

6 июня отмечается День Русского языка. День русского языка и тёмные ночи…

Международный день, посвящённый русскому языку, учреждён ООН в 2010 году, отмечается 6 июня, в день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. В Российской Федерации - России праздник учреждён в 2011 году в качестве российского государственного праздника. Но настроение не особенно праздничное.... Размещаем материал "Русской народной линии" День русского языка и тёмные ночи… Пора вычистить от мата родные пространства, защитить детское целомудрие и чистоту, детские игры, сказки и рассказы. Светлана Макарова-Гриценко              Фото: Предоставлены автором "… русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. "  В.Г. Белинский Первые дни июня окрашены в цвета детства и освещены именем великого Александра Пушкина: день рождения поэта в 2010 году решением ООН стал международным Днём русского языка. А в 2011 году Президент подписал указ о праздновании 6 июня Дня русского языка в нашей стране. Также в России традиционно продолжают отмечать Пушкинский День, в советское время – Пушкинский праздник поэзии. Поэтому для всех литераторов и любителей словесности июнь – один из главных месяцев в году, когда и в России, и в мире превозносится Русское слово. Вот и мы поговорим о русском слове и русском языке. «Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное поэтическое… орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего… Дивной вязью плел народ невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга вслед весеннему дождю, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего… Дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь». А.Н. Толстой. Прежде всего, с большой радостью и гордостью я хочу поделиться решением депутатов моего родного Краснодара, опубликованном в первые дни июня на сайте Городской Думы. Вот как это решение прокомментировал глава администрации Краснодара Евгений Наумов: «Депутаты поддержали запрет на оформление вывесок на иностранных языках (включая транслитерацию, то есть, написание английских терминов по-русски), за исключением зарегистрированных товарных знаков. Также изменения коснутся внешнего вида нестационарных торговых объектов, в том числе палаток, киосков и торговых автоматов остановок». Согласитесь: новость эта, как нельзя кстати, именно ко Дню русского языка! Краснодар заступился за русский язык раньше, чем Москва, и очень бы хотелось, чтобы наш город стал примером для всей страны. А ведь по проведённым не так давно исследованиям, латиница на улицах кубанской столицы занимает более 80 процентов! Вместе с тем не могу не согласиться с Михаилом Морозовым, автором сайта «Свободная пресса»: «Удивительную политкорректность по отношению к языковым символам (зарегистрированным товарным знакам) нашего врага проявляет Госдума. Чрезмерно осторожно идёт процесс ограничения англицизмов, которые давным-давно заполонили русское языковое пространство. Как будто бы депутаты боятся кого-то. Кого? Может бизнес, который был заточен на западные рынки и теперь никак не может свыкнуться с тем, что возврата не будет? Действительно, всевозможные бизнесмены и их подпевалы-эксперты ноют, что возвращение к русскому языку обвалит рынок, опустошит их карманы. Вывески на английском якобы нельзя трогать, поскольку, де, народ привык к ним и даже название Рибок или Адидас (на русском) будут отпугивать потребителя. Ну и пусть бы отпугивали. Пора уже отказываться от продукции тех, чьим оружием убивают русских. А может быть депутаты по-прежнему привязаны к западным банкам и недвижимости?...» Вопрос, как говорится, риторический. Ну, не будем долго про товарные знаки. Ещё со школьной скамьи в мою память крепко вбито: одной из страшных угроз для всех нас является мат. Тяжёлый, страшный мат загрязняет словесные пространства великой России не меньше англицизмов. Опять же обратимся к результатам небольшого социального опроса. Анкетирование (1134 ответа) проводилось в школах и ВУЗах Новороссийска. Возраст детей от 6-7 лет до 21 года. Девочки выдавали ответы иногда похлеще мальчиков, поэтому деление на девочек и мальчиков отменили, чтобы не усложнять подсчеты. Итак: 1. Твое отношение к мату Положительное – 102 Отрицательное – 306 Нейтральное – 726 2. Ты используешь мат в своей речи Редко – 526 Часто – 133 Никогда – 475 3. Чаще всего ты слышишь мат Дома - 52 (думаю, тут лукавство) На улице, в общественных местах -1082 4. Обычно ты слышишь мат от Родителей – 53 Друзей – 343 Посторонних – 738 5. Когда ты слышишь мат, ты чувствуешь Стыд – 151 Неловкость – 226 Ничего – 757 Вывод, который сделали исследователи: Мат – норма. И как подтверждение этому недавний случай в городской библиотеке того же Новороссийска, который произошёл с одной из моих знакомых, которая, невольно став свидетелем диалога молодого человека и сотрудника библиотеки в матерных выражениях, не смогла удержаться от замечания. После чего молодой человек попытался слегка загладить неловкость – в стенах библиотеки, согласитесь, обсценная лексика звучит с утроенным негативом. А вот юная библиотекарша «накатила» на читательницу, нисколько не смущаясь, запрещённых слов…. Как говорится, дожили! О том, что среди юных россиянок мат популярен ни чуть не меньше, чем у сильного пола, известно, увы, давно, но вот чтобы библиотекарша при исполнении служебных обязанностей материла посетителей… Пожалуй, такое впервые. И очень жаль, что случилось это на моей Кубани. «О том, кого родят девицы нынешнего времени, можно себе представить, если они без стеснения стремятся перещеголять парней в умении материться. Будущая мама запросто поливает словесной грязью своих ещё не родившихся чад, а потом будет удивляться, за что Господь наказывает её скорбными обстоятельствами незадавшейся жизни. И уж точно вряд ли такое повреждённое грехом чадо будет утешением ей в старости», – митрополит Митрофан (Баданин)). Но ещё страшнее, когда мат и англицизмы срастаются. О подобном случае 4 июня 2023 статья на сайте «Новороссийский рабочий». А всё дело  ̶ в «нецензурных» сумках. Одна из покупательниц, свободно владеющая несколькими иностранными языками, случайно вошла в магазинчик «классных товаров», работающий по франшизе, и буквально остолбенела. Перед ней со стенда с холщовыми сумками предстали оскорбительные матерные выражения на английском языке. Такие «изделия» предлагались покупателям и в других сетевых магазинах. Адресуются сумочки, прежде всего, детям и подросткам. Матерщина, теперь уже и в иностранной упаковке! И убирать товар с полок в магазинах отказались категорически. Поэтому, заплатив свои кровные, вы и ваши дети вполне способны поразить матерными словами полгорода. А каковы последствия? «Что же такое, собственно, есть мат? Мат с духовной точки зрения – это есть антимолитва. Через матерные слова происходит поклонения "князю тьмы" и, как следствие, человек отступает от Бога. При этом человек, конечно же, чувствует эту черную энергию, и она его возбуждает. Матерящийся притягивает силы зла и доверяется им. Эта разрушительная энергия обладает способностью вызывать в человеке привыкание, зависимость наподобие наркотической. Привычка к мату во многом носит характер зависимости от наркотического вещества: человек уже не может жить без этой подпитки, но плата за этот допинг непомерно велика – он лишает себя помощи Божьей», – митрополит Митрофан (Баданин). Возвращаясь к недавним майским событиям, должна затронуть ещё одно явление последнего десятилетия – я имею в виду Ночи музеев, ночи библиотек, ночи театров и проч., катящееся по стране весной. Откуда пришло это ночное поветрие? У него явно нерусские корни, ведь с ночью у нас всегда связаны демонические силы. И потому не могу не разделить тревогу Карине Геворгян: «Вся символика эпохи модерна после Французской революции, вся символика неолиберализма, а также нацизма и фашизма – она вся мортальна (mort-смерть, прим. автора). Задумайтесь! Там все символы про смерть – хтонические божества, то есть божества подземного мира: Тартара, Аида, колдовство и всё в таком же духе. Если вы будете сравнивать символику и живопись СССР и Германии времен Третьего Рейха, то вы удивитесь. У них: мёртвая голова, факельные шествия, которые в языческом мире устраивались в честь хтонических божеств. А что такое Советский Союз? Это утренники, физкультурные парады, голубое небо. С ночью у нас связаны шпионы, тёмные личности. То есть, мы – витальная цивилизация (vitalité, от латинского vītālitās, от латинского vīta "жизнь" – способность жить, расти или развиваться). Мы сейчас не говорим об эстетических достоинствах. Мы – о сути. Когда мы смотрим на картины советских живописцев, на этих стахановцев, доярок, физкультурников, мы улыбаемся – что-то в этом есть лубочное, но это живые люди! А если вы посмотрите немецкую живопись времен Третьего Рейха, то будет такое ощущение, что это зомби и манекены, а не живые люди. На самом деле и до Третьего Рейха они там бесились, это тоже было очень мортально. И это не моё личное ощущение, об этом говорят и многие искусствоведы. Либерализм – это крайняя форма капитализма, которая имеет под собой мортальные основы, ведущие к смерти. Эти основы ярко демонстрируются в либеральной культуре через пропаганду насилия и различных перверсий, обесценивание личности, уничтожение традиционной этики. Но русская цивилизация не является цивилизацией смерти. Она её не приемлет, как не приемлет и либеральную культуру». Мат, ночь, смерть – слова-понятия одного ряда. А душа человека, по моему представлению, состоит из слов. В зависимости от того – добрыми, ласковыми, светлыми или тёмными, грязными, тяжёлыми словами она заполнена, таким и является человек, такой будет его жизнь, его судьба. Так давайте защитим наших детей от темноты и грязи – солнечный июнь, как известно, начинается Днём защиты детей. Давайте сделаем русскими наши города, вычистим от мата родные пространства, защитим детское целомудрие и чистоту, детские игры, сказки и рассказы. Идёт война. Об этом нельзя забывать ни на минуту. Пушкинский День, День русского языка, День защиты детей – должны быть осмыслены, как наши победы над тьмой. Светлана Николаевна Макарова-Гриценко, член правления Союза писателей России, председатель Краснодарского регионального отделения Союза писателей России, главный редактор журнала «Краснодар литературный», заслуженный деятель искусств Краснодарского края Подробнее: https://ruskline.ru/news_rl/2023/06/06/den_russkogo_yazyka_i_temnye_nochi