Скончался режиссер «Шерлока Холмса» и «Зимней вишни» Игорь Масленников
Как сообщают,СМИ, в Петербурге в возрасте 90 лет скончался режиссер Игорь Масленников, создатель фильмов о Шерлоке Холмсе, а также "Зимней вишни" и других фильмов.
МОСКВА, 17 сентября. /ТАСС/. Народный артист РСФСР, создатель серии фильмов "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" , режиссер Игорь Масленников умер на 91-м году жизни. Об этом ТАСС сообщили в субботу в Союзе кинематографистов РФ.
Игорь Фёдорович Масленников. Родился 26 октября 1931 года в Нижнем Новгороде. Советский и российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер, художник, актер, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1979). Народный артист РСФСР (1987). Лауреат Государственной премии России (2001). Создатель серии фильмов «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и «Зимняя вишня». Игорь Масленников родился 26 октября 1931 года в Нижнем Новгороде. Отец - Фёдор Павлович Масленников, родом из-под Мурома, инженер по капитальному строительству на заводе «Красное Сормово», позже трудился на Ижорском заводе под Ленинградом. Мать - Екатерина Васильевна Масленникова (в девичестве Ильина), родом из Нижнего Новгорода. Дед по отцу - Павел Николаевич Федотов-Масленников, кузнец. Дед по матери - Василий Павлович Ильин, мастер паровозного цеха на заводе «Красное Сормово». Бабушка по матери - Надежда Осиповна Торопенко, дочь донского казака и мелкопоместного дворянина из Ростова-на-Дону. Перед Великой Отечественной войной отца перевели в конструкторском бюро на Ижорский завод под Ленинградом, семья поселилась в Колпино. Во время войны отец был эвакуирован в Челябинск вместе с заводом, делал легендарные танки Т-34. Сам Игорь с ранних лет мечтал стать архитектором, хорошо рисовал. Посещал рисовальные классы. Часто с семьей ходил на спектакли в Александринском театре. Его отец водил дружбу с начальником конструкторского бюро на Ижевском заводе Петром Меркурьевым - братом знаменитого актера Василия Меркурьева. Во время войны он попал в гости к Меркурьевым, жена которого устраивала творческие вечера. Под впечатлением от них Игорь даже начал писать стихи. Также, по его словам, на поэзию вдохновляла его и одноклассница Светлана Богачева, с которой он ходил в литературную студию при Дворце пионеров. Позже Светлана, школьная любовь режиссера, стала доктором математических наук. После окончания школы собирался поступать в Академию художеств, однако в итоге в ЛГУ, в 1954 году окончил журналистский факультет по двум специальностям - филолог и журналист. Во время учебы подрабатывал в молодежной университетской газете «Ленинградский Университет». Затем от обкома комсомола, где тогда работала Валентина Матвиенко, его командировали организовывать молодежное вещание на Ленинградском телевидении. Был инициатором съёмок ручной камерой на 16-миллиметровую киноплёнку. Параллельно оформлял театральные и телеспектакли в качестве сценографа. Член КПСС с 1958 года. Как художник сделал спектакли «Пасынок» К. Финна (1960, режиссер Л. Цуцульковский) в Малом драматическом театре на Литейном, «Интервенция» К. Славина (1962, режиссер Л. Цуцульковский) в ДК имени Горького, «Перед ужином» (1963, режиссеры Г. Товстоногов и В. Голиков) в Большом драматическом театре, «Улыбнись, Света!» (1964, режиссер А. Белинский) в Ленинградском театре музыкальной комедии. В 1964 году, вскоре после снятия Никиты Хрущёва с должности, полнометражный телефильм Льва Цуцульковского «Я - шофёр такси» с Ефимом Копеляном в главной роли признали «идеологической диверсией». По словам Масленникова, скандал был раздут с целью поменять директора студии и председателя телерадиокомитета. Сам Игорь Фёдорович, который был главным редактором ленты, получил партийный выговор и решил сменить профессию. Работая художником в театре, подружился с Георгием Товстоноговым и в какой-то момент решил попробовать себя в режиссуре. В 1967 году окончил Высшие курсы кинорежиссеров при «Ленфильме», мастерская Григория Козинцева. С 1967 года - режиссер киностудии «Ленфильм». В кино дебютировал с фильмом «Личная жизнь Кузяева Валентина». Впоследствии пробовал себя в различных жанрах. Слава пришла к режиссеру в 1979 году, когда на экраны вышел фильм «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» - первая часть легендарной серии по мотивам рассказов Артура Конан Дойля. Главные роли сыграли Василий Ливанов (Шерлок Холмс) и Виталий Соломин (доктор Ватсон). Первый фильм состоял из двух серий и был снят по рассказам «Пёстрая лента» и «Этюд в багровых тонах». Сам режиссер отмечал, что с ранних лет любил английскую литературу. Однако он увлекался Диккенсом. Конан Дойля же он не любил. О том, почему все-таки взялся экранизировать его детективы, он рассказывал: "Никогда не считал его хорошим писателем. И уж тем более не собирался экранизировать. Так получилась. Я работал на «Ленфильме», и в руки попал отличный сценарий. Меня привлек образ Ватсона. Обычно все постановщики доктора игнорировали. Оно и понятно: у Конан Дойла-то он - герой-рассказчик. Однако наши замечательные драматурги поняли, что короля должно играть окружение. А дальше пошло-поехало. Центральное телевидение потребовало, чтобы появилось продолжение. И мы продолжили. Восемь лет снимали Холмса".
Игорь Масленников на съемках фильма "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона"
Поскольку первая часть фильма о знаменитом сыщике вызвала большой интерес зрителей, последовали не менее успешные продолжения - «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Сокровища Агры», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается». Позже, в 2000 году, режиссер снял 13-серийный фильм «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» по произведениям Артура Конан Дойля. Телесериал рассказывает о личной жизни известного британского писателя Артура Конан Дойля, а также о созданном им персонаже, Шерлоке Холмсе.
кадр из фильма "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона"
Другим звездным фильмом режиссера стала мелодрама «Зимняя вишня», которая вышла на экраны 21 октября 1985 года - история 30-летней разведенной матери одиночки, которая пытается устроить личную жизнь. Сыгравшая главную героиню Елена Сафонова стала «Лучшей актрисой года» по опросам читателей журнала «Советский экран». За год картину «Зимняя вишня» просмотрели 32 миллиона зрителей. Игорь Масленников со съемочной группой исколесил половину Советского Союза - встречались со зрителями. Все женщины СССР сопереживали героине Сафоновой, а мужчины недоумевали, как эту картину мог снять мужчина-режиссер. Как признавался режиссер, однажды некий возмущенный зритель позвонил ему домой с угрозами - кричал, чтобы он не смел поганить образ советского мужика.
кадр из фильма "Зимняя вишня"
В 1990-м вышла «Зимняя вишня 2», а в 1995-м - «Зимняя вишня 3». Значимой стала лента 1999 года «Что сказал покойник» по одноименной книге Иоанны Хмелевской. Главная героиня - Иоанна, польский архитектор, работающий по долгосрочному контракту в Копенгагене, женщина импульсивная и азартная. Однажды она посещает подпольный игровой клуб. Неожиданно её подзывает к себе незнакомый мужчина, и в этот момент начинается облава. В человека, позвавшего Иоанну, стреляют из пистолета, он смертельно ранен. Перед смертью он успевает сказать ей шифр - указание на место, где спрятан таинственный клад. Героине приходится вести войну с гангстерами.
Игорь Масленников на съемках фильма "Что сказал покойник"
С 2017 года режиссер начал снимать продолжение знаменитой мелодрамы - «Зимняя вишня 4». События четвертой части начинаются с похорон Вадима, которого играл Виталий Соломин. На астрофизический симпозиум в Санкт-Петербург приезжают постоянно проживающие за границей дети Ольги: сводные брат и сестра - Антон и Катя Хаслунды. Во время их четырехдневного визита выясняется, что в России есть претенденты на французский дом Вадима Дашкова. С 1996 года возглавлял мастерскую режиссуры художественного кино в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения. С 2002 года ведет режиссерскую мастерскую во ВГИКе. Профессор. О том, чему он учит будущих режиссеров, Масленников говорил: "Терпеть и не капризничать. Всему тому, чему меня учил мой мастер Григорий Козинцев: каждый фильм - это поступок. Каждая картина, каждая курсовая, остается с вами на всю жизнь. Нельзя сказать: ой, тут меня попросили, а здесь заставили, а вот тут денег не было. Режиссер должен понимать степень ответственности".
С 1987 года - художественный руководитель Третьего творческого объединения киностудии «Ленфильм» (ныне студия «Троицкий мост»), с 1990 года - он президент студии «Троицкий мост». В 1990 году на учредительном съезде Союза кинематографистов России Игорь Масленников был избран его председателем. С июня 1999 года по январь 2004 года являлся первым секретарем Союза кинематографистов России. Академик Российской академии кинематографических искусств, Евразийской академии телевидения и радио.
Источник: https://stuki-druki.com/authors/maslennikov-igor.php Штуки-дрюки ©