Славяне – мы! Не гости мы, свои! С Днём славянской письменности и культуры.

Привет вам задушевный, братья, Со всех Славянщины концов, Привет наш всем вам, без изъятья! Для всех семейный пир готов! Недаром вас звала Россия На праздник мира и любви; Но знайте, гости дорогие, Вы здесь не гости, вы – свои! Как важны эти слова Фёдора Ивановича Тютчева сегодня для нас. Участвуя в торжествах Славянской письменности и культуры, когда взрослые и дети в национальных костюмах под гимны своих стран возлагали цветы к памятнику первоучителям словенским равноапостольным Кириллу и Мефодию, я невольно повторял призыв поэта: «Вы здесь не гости, вы – свои!» – такие простые и естественные слова для нашего единства... День славянской письменности по обыкновению начинается Божественной литургией в главном соборе Москвы – Храме Христа Спасителя. «Стало замечательной традицией в этот день собираться вместе, чтобы немного подумать об истоках нашей культуры, об истоках того замечательного, огромного, я бы сказал, драматического и одновременно победного пути, которым прошли славянские народы, наш русский народ – от истоков письменности до вершин современных знаний. Но если бы не было начала, то не было бы и пути. И вот очень важно всегда помнить о начале», – сказал Первосвятитель. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирил отмечал: «Мы сознаем себя народом, единым целым тогда, когда мы скреплены, в первую очередь, общностью языка, культуры и общими нравственными и духовными ценностями, все остальное вторично. Это и есть базис, фундамент, на котором развивается и строится здание человеческой жизни. И наука, и искусство – все происходит от этого фундамента...» На Славянской площади перед памятником святым равноапостольным Кириллу и Мефодию епископ Серпуховской, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Роман вместе с сонмом священнослужителей столицы отслужил благодарственный молебен создателям славянской письменности и вместе со всеми учатниками поздравили с днем тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, единым духом пропев их Святейшеству многая и благая лета... После молебна представители славянских государств, Всемирного Русского Народного Собора, Союза писателей России, Союза православных женщин России, Славянского фонда возложили цветы к подножию памятника святым равноапостольным солунским братьям Кириллу и Мефодию, первоучителям словенским. Эта традиция в Москве существует с 1992 года, когда славянские страны, независимо от политических и экономических разногласий, вместе возлагают цветы к подножию памятника, звучат гимны всех славянских стран. Начинает Болгария, а за ней идут Белоруссия, Сербия, Республика Сербская, Греция… Приятно было видеть представителей стран Африки, которые тоже пришли поклониться подвигу просветителей славян... На Славянской площади у Памятника Кириллу и Мефодию происходили удивительные события: играла музыка, произносились торжественные речи, и, главное, рядом останавливались заинтересованные прохожие, часть которых пыталась запечатлеть увиденное с помощью мобильных телефонов… Шли к этой традиции долго. В дореволюционной России Праздник славянской письменности проводился один раз в 1863 году. Побудителем тогда стал 1862-й год, когда отмечались две великих даты: 1000-летие России и 1000-летие славянского перевода Библии. Известный историк И.В. Платонов в том же 1862 году в журнале «Духовный вестник» писал: «Мы, по-видимому, хорошо бы поступили, если бы с народным торжеством по поводу тысячелетия России придумали как-нибудь соединить и празднование благословенной памяти первоучителей славян...» Ему вторил другой историк И. Беляев: «В наших современных святцах, печатающихся кириллицею, тою самою азбукою, которую изобрел Кирилл, нету и помину о Кирилле и Мефодии, просветителях славянских... Неужели воспоминание о постройке константинопольских стен и дворцов для нас дороже, чем память о начале нашего просвещения и о первых просветителях?» Славянские комитеты тоже ставили вопрос о торжественном праздновании юбилея славянской письменности. Праздник славянской письменности в Новгороде органично вписался в программу торжеств, посвященных 1000-летию России, но в Москве празднование ограничилось лишь службой в университетском храме. «Как ни скромно было торжество 11 мая, – писал тогда Иван Аксаков, – оно все же было выражением не одной пробудившейся поздней признательности к творцам Славянской письменности, но и возникшей в нашем общественном сознании идеи Славянства. Это празднество служит залогом будущего духовного воссоединения всех Славян, звеном, связующим разрозненных братьев». А в издаваемой Аксаковым газете «День» было высказано и пожелание, чтобы в будущем празднование «установилось по всей России, от Успенского собора в Москве до сельской церкви в самом глухом захолустье». В 1863 году праздник отмечался уже сам по себе, и достаточно широко. Божественная литургия была совершена в Успенском соборе и еще в сорока храмах Москвы. А кроме Москвы торжества прошли также в Петербурге и Киеве, Харькове и Полтаве, Белгороде и Петрозаводске. Постепенно границы праздника расширялись… Но после 1863 года в России больше этот День славянской письменности не праздновался. Лишь в 1963 году у нас было отмечено столетие первого Праздника письменности научной конференцией, посвященной 1100-летию создания славянской азбуки… Праздник славянской письменности вернулся без малого тридцать лет назад. Начало ежегодных торжеств пошло из Мурманска – май 1986 года, но если учесть, что год ушел на его подготовку, то истоком все же следует считать 1985 год. Идея «учреждения» праздника, подготовка к проведению принадлежит писателям Виталию Маслову и Семёну Шуртакову, а написал книгу «Кирилл и Мефодий» в серии «ЖЗЛ» издательства «Молодая гвардия» о святых солунских братьях, их житиях Юрий Лощиц. Сергей Иванович Котькало, сопредседатель Союза писателей России, член Бюро Президиума Всемирного русского народного собора Подробнее: https://ruskline.ru/news_rl/2024/05/24/slavyane___my_ne_gosti_my_svoi 24 мая 2024 года на Славянской площади представители Международного фонда славянской письменности и культуры (ОМФСПиК) во главе в заместителем генерального директора Фонда Редким Л.Ю. преподнесли к постаменту памятника святым братьям Мефодию и Кириллу, созданного в 1992 году скульптором Вячеславом Михайловичем Клыковым и установленного силами ОМФСПиК, которым он тогда руководил, корзину с розами. На Празднике встретили давних друзей из славянских Посольств и из Греческого культурного центра.. Жизнь продолжается !

Народный художник России Сергей Андрияка скончался в возрасте в 65 лет.

Народный художник России Сергей Андрияка скончался в возрасте в 65 лет. Отошел ко Господу Сергей Николаевич в день рождения своего Святого - преподобного Сергея Радонежского". С Сергеем Николаевичем Андриякой можно проститься: 16 мая с 15.00 до 21.00 в больничном Храме Святителя Алексия, по адресу: Москва, Ленинский проспект, дом 27 стр.1 (вход непосредственно в храм с Ленинского проспекта). 17 мая с 10.00 до 18.00 в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки по адресу: Москва, улица Академика Варги д. 15 Отпевание и похороны состоятся в субботу 18 мая. Царство Небесное новопреставленному р.Б. Сергию !

Жизнь жительствует. С Праздником праздников и Торжеством из торжеств!

Присоединяемся к поздравлениям  "Русской народной линии" со Светлым Праздником Пасхи Господней ! " Христос Воскресе, дорогие друзья, любезные читатели Русской народной линии! На Пасхальной утрене традиционно священник читает Слово огласительное на Святую Пасху великого Святителя Церкви Иоанна Златоустого. Не раз слышал, но прошедшей ночью как-то особенно прозвучали слова: «Воскресе Христос, и жизнь жительствует». Подумал, а ведь как актуально звучат эти слова нынче, когда Россия противостоит западной цивилизации смерти! Где вовсю оправдывают самоубийство (эвтаназию) – под циничные мантры о гуманизме и любви к человеку. Где принимают как норму гомосексуальные «семьи», ущербные по определению, бросающие вызов Богу, ведь они не могут выполнить заповедь Господню «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» (Быт. 1:28). Извращенцы, чьи права теперь на Западе в приоритете, как раз землю освобождают от людей… Нашего Президента некоторые православные корили за то, что в его указе о традиционных ценностях жизнь стоит на первой месте, мол, а как же «отдать жизнь за Родину»?! Но Путин-то следует словам Златоуста, говоря нам: «Мы защищаем Богоустановленную жизнь от поборников смерти»! Поэтому жизнь и является ценностью. Так, кстати, было не раз на крутых виражах нашей истории. Вспомним 1945 год. Церковь 6 мая торжествует победу Жизни над смертью. Духовенство в красных облачениях. А в это время светоносная Красная армия побеждает зримое воплощение смерти – германский фашизм, водружая пасхальное Красное знамя над поверженным рейхстагом. И сколько бы лжец Зеленский не пыжился утверждать, что «у Бога на плече шеврон с украинским флагом», мы твёрдо знаем, что Бог с нами, а не с теми, кто устремился в западную цивилизацию смерти и предал русское родство, предал русское товарищество, песнь которому воспел Тарас Бульба. Как же радостно видеть это зримое проявление действия Промысла Божия в судьбе русского народа, не дающего нам забыть о Святой Руси, о Третьем Риме и Втором Иерусалиме. Жизнь жительствует! Поздравляю всех наших дорогих авторов и верных читателей с Праздником праздников и Торжеством из торжеств! Возрадуемся и возвеселимся днесь, ибо воистину Воскрес Христос! Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания» " Подробнее: https://ruskline.ru/news_rl/2024/05/05/zhizn_zhitelstvuet

К 9 мая! Стихотворение Максима Воробьева. Поздравляем с Праздниками ! 

А сколько юных и веселых, Недавно лишь еще живых Лежат безмолвно и сурово В могилах строгих и простых. От Волги до Днепра и Вислы, И от Берлина до Кремля Отныне и навек и присно – Всех приняла сыра земля. А им хотелось жить до дрожи. Писать стихи, встречать рассвет; Дарить цветы, влюбляться тоже И быть счастливым много лет. Перед рассветом, в час тумана, Встают их тени над травой Одной зияющею раной, Одной трепещущей мольбой. И неизбывно это горе О Родина, моя юдоль! Твои бескрайние просторы Таят в себе погибших боль. Подробнее: https://ruskline.ru/analitika/2024/05/07/k_9_maya

Он считал себя частицей Русского мира. На блаженную кончину великого соотечественника Петра Петровича Толочко.

Последняя Пасхальная весточка Петра Петровича Толочко была 15 апреля 2023 года: «Дорогие Марина и Сергей! Спасибо за поздравление с Христовым Воскресеньем и с пожеланием "тихой радости". Если бы она и появилась, то, конечно, только тихая, про себя. Громкая – не моя. Шлю и вам добрые поздравления и наилучшие пожелания. С доброй памятью про незабвенного Валерия Николаевича, ваш П.П.Толочко». Пожалуй, это будет первая за четверть века Пасха, когда мы с ним не похристосуемся... Мы очень надеялись, что сможем тайными тропами обменяться с дорогим нам человеком Петром Петровичем Толочко Пасхальными поздравлениями и в этом году, но, увы, в час Входа Господня в Иерусалим, пришла горестная весть о его блаженной кончине. Горько… Нет, не потому, что прервалась привычная телефонно-электронная связь, что перестали встречаться в Москве и Киеве, а потому, что великий радетель непрерывности Русской истории находился во узах в свои преклонные лета. Господь даровал радость почти четверть века общаться с академиком Петром Петровичем Толочко через настоящих славянофилов Валерия Ганичева и Бориса Олейника. Мы встречались в Москве, Киеве, Белгороде, Полтаве, Новгород-Северском, Чернигове… Это не были застольные встречи, это был неустанный поиск путей сближения, единения славян, оказавшихся в конце ХХ века на распутье… Все они, – академик Петр Толочко, Борис Олейник, Валерий Ганичев, академики Борис Александрович Рыбаков, Никита Ильич Толстой, Олег Николаевич Трубачев, – были неисправимыми оптимистами и романтиками, верили в мир славян между собою… Петр Петрович Толочко, подобно князю земли Русской Святославу Храброму Игоревичу, никогда не останавливался перед угрозой власть предержащих. Он вставал и шел, как это было 2 ноября 2018 года в Москве, в Кремле, где Петр Петрович выступил перед многотысячной аудиторией XXII Всемирного Русского Народного Собора: «Почему я здесь, на Всемирном Русском Народном Соборе? Прежде всего потому, что считаю это данью уважения моему другу Валерию Ганичеву, который созидал вместе с вами эту организацию. К сожалению, он ушел от нас, но я отдаю ему дань памяти своим присутствием здесь. Во-вторых, потому, что я считаю себя частицей Русского мира. Русский мир начинался не с Московского царства. Он рождался на берегах Днепра, на древней Киевской Руси. Когда первые летописцы и первые богословы пытались осознать, что такое Русь, они идентифицировали это огромное пространство от Новгорода до Киева, от Карпатских гор до Волго-Донского междуречья как единое православное русское пространство. Митрополит Иларион, сподвижник Ярослава Мудрого, в своем знаменитом "Слове о законе и благодати" говорит, что русские князья «не в худой и неведомой стране владычествоваша, но в Русской, яже ведома и слышима всеми четырьмя концами земли». Таким осознавалось это огромное пространство в полтора миллиона квадратных километров. Игумен Даниил путешествует ко Гробу Господню, он черниговский игумен, но ставит на Гробе Господнем кадило от всей Русской земли и представляет себя Русской земли священником. Он не сузил свое представительство до Черниговского княжества, а выступает как посол всей Русской земли. Понятие Русской земли, Русского мира было и в народном сознании. Знаменитые былины, которые отображают историю Руси, словно высказанную самим народом, показывают русских богатырей, которые живут вне времени, вне пространства, но они защищают Святую Русь, они стремятся в Киев, чтобы защитить стольный град Руси, – так что общее понятие Русского мира формировалось уже тогда. А послание епископа Симона, епископа Суздальского и Владимирского, монаху Киево-Печерского монастыря, начало XIII века? Епископ Симон вспоминает о первом епископе Ростовском Леонтии, который был растерзан язычниками, и называет его третьим гражданином Русского мира. А кто же первые два гражданина Русского мира? Это варяги Федор и Иоанн, растерзанные на Киевских холмах неистовыми язычниками. В этой дефиниции Русского мира отображена вся его суть. Во-первых, это, по существу, русский православный мир, во-вторых, он не сведен до русского в этническом смысле, – это и русские, и варяги, и все, кто исповедует русскую православную веру. Уверен: даже если бы не было всей нашей последующей истории, если бы случилось так, что моя родная Украина осталась в составе Великого княжества Литовского или Польши, то и в этом случае мы имели бы полное право причислять себя к Русскому миру. Но ведь были целые столетия нашей общей истории, истории наших братских народов – сейчас немодно так говорить, но ведь, по существу, именно так! Немыслимо православное просвещение на Украине, в Малороссии, и в России без взаимодействия Киево - Могилянской академии и московской Греко-латинской академии. Мы не можем себе представить Русскую Православную Церковь без Димитрия Ростовского, выходца из Малороссии. Мы не можем себе представить исторический процесс времен Петра I без Феофана Прокоповича, ректора Киево - Могилянской академии, а затем сподвижника Петра I, который, по существу, дал идеологическое обоснование рождающейся империи. Мы не можем себе представить историю нашу без братьев Разумовских во времена Елизаветы и Екатерины, без канцлера Безбородко, без графа Кочубея, канцлера в правительстве Николая I. Думаю, мы не можем себе представить и советскую историю без наших малороссов, наших украинцев. Сидели тут, даже в Кремле, управляли огромной страной, и я считаю, что безнравственно сегодня нам, украинцам, отказываться от этой нашей общей истории. В ней было все – взлеты и падения, достижения и неудачи, – но говорить, что это все не наше, что мы к этому не имеем отношения, мне кажется безнравственным. В свое время я даже предлагал дать Русскому миру второе название – Восточнославянский православный мир. Оно более нейтральное, хотя, по существу, то же самое, и, конечно, этот мир включает в себя и мою родную Украину. Хотел бы надеяться, что время нестроения завершится и история вырулит на столбовую дорогу. Не знаю, что нам делать в Брюсселе или Вашингтоне, я там чужой, но я свой в Москве и Петербурге, и таких в Украине миллионы. Мне приятно, что процесс нашего соработничества, начавшись Бог знает когда, не заканчивается и сегодня. Сейчас в зале сидит Василий Семенович Лановой, и он мне сказал: "Ну що, почекає моще трошки?" Подождем еще немного? Думаю, подождем. Историческая правда не позволит разорвать наш кровный союз восточнославянских братских народов!» Зал долго не отпускал академика, стоя приветствуя аплодисментами. Никто из ученых ни до, ни после не удостаивался такой чести в Кремлевском дворце. Помнится, в декабре 2021 года на традиционной ежегодной литературно-исторической Конференции «Восточнославянская цивилизация: проблемы и перспективы» П.П.Толочко в Союзе писателей России представил графическое изображение «Восточнославянское родовое дерево VI-XVII вв.». «Корни этого дерева, – объяснил академик, – 14 восточно-славянских племен, которые объединились в "ствол" – Киевскую Русь, а он потом разветвился на Белую Русь, Малую Русь и Великую Русь. Это объективная картина, с которой спорить невозможно». Петр Петрович Толочко, взявшись в юности за плуг истории, никогда не оглядывался по сторонам. Всей своей научной биографией он показал противникам, что «не в силе Бог, а в правде!» Как только его не испытывали, но никакие узы, – чему свидетельство его домашний арест последних лет вплоть до блаженной кончины, – не могли сломить убеждений величайшего сына нашего народа, академика П.П. Толочко. Знаменитые слова Василия Андреевича Жуковского: «О милых спутниках, которые наш свет Своим сопутствием для нас животворили, Не говори с тоской: их нет; Но с благодарностию: были…»– в полной мере относятся и к дорогому Петру Петровичу Толочко, его сотоварищам Валерию Ганичеву и Борису Олейнику. Велия радость была знать их, делать вместе с ними общее славянское дело. Помолитесь, славяне, о новопреставленном рабе Божием Петре, во узах скончавшемся, последнем настоящем историке Киевской Руси, академике П.П. Толочко. Царство Небесное рабу Божиему мученику Петру! Вечная память! Сергей Иванович Котькало, сопредседатель Союза писателей России, член Бюро Президиума Всемирного русского народного собора Подробнее: https://ruskline.ru/news_rl/2024/04/29/on_schital_sebya_chasticei_russkogo_mira https://www.1tv.ru/news/2024-04-29/475768-na_ukraine_skonchalsya_obvinennyy_v_gosudarstvennoy_izmene_akademik_petr_tolochko

Православная общественность обратилась к Руководству страны о защите добровольца из Сербии и его товарищей.

Общественный Международный фонд славянской письменности и культуры вместе с патриотическими организациями г. Москвы и других городов обратился к Президенту РФ Путину Владимиру Владимировичу и Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Москальковой Татьяне Николаевне с просьбами оказать содействие в получении участником СВО, гражданином Сербии Александром Йокичем и его сослуживцами - добровольцами из других стран, гражданства Российской Федерации c выплатой им довольствия за период с февраля по апрель 2024 года. Приводим ниже текст обращения: Президенту РФ Путину В.В. Уважаемый Владимир Владимирович! Из открытых источников сети интернет нам стало известно о том, что участнику СВО, гражданину Сербии Александру Йокичу, который служил в составе ОБТФ "Каскад" в ДНР в г. Донецке с 2021 года, не смотря на поданные им многочисленные заявки, не предоставляют гражданство РФ, потому что, как ему объяснили, Александр числился как военнослужащий ДНР, а не ВС РФ. https://web.telegram.org/a/#-1001046446760 https://t.me/readovkanews/78720 Александр Йокич участвовал в боевых действиях в Мариуполе и на Угледарском направлении, награжден Георгиевскими крестами 3-й и 4 й степеней и медалью «За освобождение Мариуполя», несколько раз был ранен и не получал довольствие за февраль, март и апрель 2024 года. После расформирования ОБТФ "Каскад" Александру Йокичу и его сослуживцам - добровольцам из других стран предстоит депортация из России, арест в их странах и заключения под стражу по статье «Наемничество» сроками от 23 до 25 лет. Таким образом, бюрократические проволочки в данном вопросе это прямое неуважение к Вашим словам о том, что именно участники СВО являются настоящей элитой нашей страны https://www.interfax.ru/russia/948380. Просим Вас, уважаемый Владимир Владимирович, найти возможность помочь в получении участником СВО, гражданином Сербии Александром Йокичем и его сослуживцами - добровольцами из других стран гражданства Российской Федерации c выплатой им довольствия за период с февраля по апрель 2024 года. С уважением, Генеральный директор МФСПиК А.В. Бочкарев Присоединяются: Чванов Михаил Андреевич - Вице-президент Общественного Международного Фонда славянской письменности и культуры; Лебедев Валентнн Владимирович - Председатель Союза православных граждан; Кассин Олег Юрьевич - Председатель Общероссийского общественного движения «Народный Собор»; Постников Александр Юрьевич - Руководитель ООО «Театральный центр «РуссАрт»; Фролов Кирилл Александрович - Заведующий отделом по взаимодействию с Русской Церковью «Института стран СНГ», Глава московского отделения Союза православных граждан; Моисеев Сергей Валерьевич - Председатель общественной организации «Русь Триединая»; Малицкая Татьяна Юрьевна - Член Высшего Совета общероссийского движения «Сильная Россия». Руководитель АНО «Центр социально - правовой адаптации и духовного возрождения «ВЕКТОР»; Урдаев Анатолий Юрьевич - Руководитель Красноярского представительства Международного Фонда славянской письменности и культуры, Член штаба Красноярского отделения Культурного фронта России (г. Красноярск); Безпалько Богдан Анатольевич - Член Совета по межнациональным отношениям при Президенте России; Болотин Леонид Евгеньевич - Историк - источниковед, научный редактор Информационно - исследовательской службы « Царское Дело »; Камшилов Валерий Васильевич - Член Совета Международного фонда славянской письменности и культуры, Председателm Совета атаманов России, экс-депутат Касимовской Городской Думы, участник боевых действий в Сербии и Приднестровье; Князев Игорь Владимирович - кандидат филологических наук, доцент МГИК, основатель информационного портала « Пульс Сербии »; Халецкий Валентин Николаевич - Председатель Антинацистского Международного комитета; Самохвалов Игорь Львович - подполковник ВС РФ в отставке. Мухин Владимир Валентинович - Президент клуба патриотической песни имени Игоря Талькова (Самара) Рыбин Вадим Викторович - общественный деятель, капитан 2-го ранга в отставке; Денисов Михаил Геннадиевич - Действительный Государственный Советник 3 класса. и другие

«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле». В Москве прошла научно-практическая конференция из цикла «Собиратели земли Русской» .

В понедельник, 22 апреля, в Московском Доме национальностей в рамках проекта «Собиратели земли Русской» состоялась научно-практическая конференция «Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле». Мероприятие было организовано Общественным Международным фондом славянской письменности и культуры (ОМФСПиК) и информационно-аналитической службой «Русская народная линия», сообщает наш корреспондент. В конференции принял участие главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов. Конференцию вёл заместитель генерального директора ОМФСПиК Леонид Юрьевич Редкий. На конференции выступили учёные, писатели, общественные деятели, которые размышляли о различных аспектах царствования последнего Рюриковича - Царя Феодора Иоанновича и об актуальности его личности и эпохе, в которой ему довелось руководить нашим государством. Конференцию открыл доктор исторических наук, профессор кафедры истории России средних веков и нового времени Государственного университета просвещения, профессор кафедры истории России Российского университета дружбы народов, член Императорского Православного Палестинского Общества Сергей Иванович Реснянский. Он обратил внимание присутствующих на определённую закономерность в русской истории: после каждой династии в России возникала смута. Мы должны помнить, считает профессор, что Рюриковичи, последним представителем которых на Царском престоле был Феодор Иоаннович, создали Царство - мощную русскую державу. К сожалению, имя последнего Царя династии Рюриковичей оклеветано, прежде всего, иностранцами на русской службе. Как впрочем, оклеветано и имя его отца – первого русского Царя Иоанна Васильевича Грозного. Русские же авторы писали о Феодоре Иоанновиче совершенно иначе. Однако в нашей историографии до сих пор преобладает мнение иностранцев о русском Царе. Между тем, считавшимся слабоумным, слабовольным и слабосильным Царь Феодор Иоаннович возглавлял русские войска в войне со шведами, активно занимался государственным строительством, ему принадлежит заслуга – укрепление государственных границ. И смерть его, как завершение земного пути, была благочестивой. Как писали очевидцы, Царь Феодор умер, как будто заснул. Выступивший следом историк-источниковед, научный редактор информационно-исследовательской службы «Царское дело» Леонид Евгеньевич Болотин обратил внимание присутствующих на труд первого Патриарха Российского – святителя Иова о Феодоре Иоанновиче. Как отметил эксперт, святитель Иов незаслуженно забыт нашей исторической наукой, хотя это был выдающий русский писатель. Именно он был автором Грамоты 1598 года, когда на престол взошёл Борис Годунов. Леонид Евгеньевич Болотин обратил внимание на некоторые терминологические особенности труда святителя Иова. В частности, святитель использует понятие «российский язык», как синоним слова «русский». К сожалению, сегодня в патриотической публицистике принято противопоставлять и уничижать термин «российский» из-за того, что этот термин активно насаждался в 90-ые годы вместо термина «русский». Болотин подчеркнул, что сегодня необходимо возрождать чествование памяти Феодора Иоанновича, который был прославен после кончины как местночтимый святой Московской епархии. Далее выступил заведующий отделом по взаимодействию с Русской Церковью Института стран СНГ, глава Московского отделения «Союза православных граждан» Кирилл Александрович Фролов. Он предложил поразмышлять об актуальности некоторых деяний Царя Феодора Иоанновича, прежде всего, об установлении Патриаршества, которое произошло именно в царствование последнего Рюриковича. Он выразил согласие с тем, что нам необходимо верно понимать личность Царя Феодора Иоанновича, ибо свойственное ему смирение совершенно неравно слабоумию, как это трактуют некоторые недобросовестные историки. Утверждение Патриаршества увенчало симфонию властей в Третьем Риме. В связи с этим Кирилл Фролов обратил внимание на поездку в Москву тогдашнего Константинопольского Патриарха Иеремии II в связи с провозглашением Русской Церкви Патриархатом и включение её в так называемый диптих Православных Церквей вместо отпавшей от Православия Римской Церкви. Он также напомнил, что именно Патриарх Иеремия II утвердил своей грамотой статус Москвы как Третьего Рима. И напомнил, что с Патриархом Иеремией II в Москву прибыл будущий епископ Суздальский святитель Арсений Элласонский, который внёс значительный вклад в утверждение Православия в русском государством и чьи мощи ныне покоятся в Суздале. Сегодня, по мнению Фролова, всё это очень актуально в связи с тем, что остро стоит вопрос о возвращении статуса Вселенского Патриархата Московскому Патриархату, который он де-юре получил с провозглашением Москвы Третьим Римом и с утверждением Русской Церкви как Патриархата. Далее в конференции принял участие в дистанционном формате военный историк, действующий член Общества изучения истории Отечественных спецслужб Борис Глебович Галенин. Он предложил поразмышлять на тему, кто является выгодополучателями прерывания династии Рюриковичей. Выступающий обратил внимание на загадочную смерть сыновей Царя Иоанна Грозного, его сына Ивана, который должен был наследовать Царский престол. Ранее смерть его сына младенца Дмитрия и последнего сына убиенного в Угличе Царевича Димитрия. Да и сама смерть Царя Феодора вызывает множество вопросов: есть основание считать, что он был отравлен. Выгодополучателями падения Рюриковичей, по мнению историка, является Ватикан и Англия. Доклад Бориса Глебова Галенина опубликован на «Русской народной линии». Доктор экономических наук, профессор Московского государственного университета Тамара Николаевна Юдина обратила внимание присутствующих на тему домостроительства во Втором и Третьем Риме. Дело в том, что само понятие «экономика» искажено современной наукой. В имперских государствах это воспринималось как домостроительство. Неслучайно есть почитаемая икона Богородицы Экономисса (Домостроительница). Тамара Николаевна напомнила о замечательном литературном памятнике той эпохи - книги «Домострой». Книга также воспринимается современными исследователями весьма легковесно, а речь в ней шла, ни много ни мало, о домостроительстве спасения. Академик Российской Академии Художеств, заслуженный художник России скульптор Олег Иванович Молчанов в своём выступлении отметил, что до сих пор существует много лжи в отношении фигуры Царя Феодора Иоанновича. На самом деле он был Боголюбивым правителем и человеком. И надо, несомненно, возрождать о нём память. Олег Иванович принёс на конференцию подготовленный им проект памятника семьи Иоанна Васильевича Грозного, на котором изображён ещё молодой Царь Иоанн Васильевич со своей супругой Анастасией и детьми – мальчиками Иваном и Фёдором. Этот проект он подготовил по заказу известного общественного деятеля и мецената Василия Вадимовича Бойко-Великого. Но, к сожалению, до сих пор этот проект не реализован. Подводя итоги конференции главный редактор «Русской народной линии», член Союза писателей России Анатолий Дмитриевич Степанов отметил, что когда замышлялся проект «Собиратели земли Русской», речь шла именно о мемориальном аспекте проблемы – восстановлении памяти об основателях и созидателях Русского государства, о мемориализации их имён в названиях улиц, о создании памятников и мемориальных досок. Он напомнил, что конференция о последнем Рюриковиче на русском престоле продолжает цикл конференций, которые были ранее проведены и посвящены памяти великого князя Московского, создателя Московского государства Ивана III; Великого князя Василия II Тёмного, благодаря которому Русская Православная Церковь получила автокефальный статус; первого великого князя Московского из династии Рюриковичей Ивана Даниловича Калиты; первого русского Царя Иоанна Васильевича Грозного; татарина на Русском престоле Царя Симеона Бекбулатовича. Однако каждая из таких конференций, в том числе и сегодняшняя, неожиданно приобретала актуальность. И вот сегодня прозвучали идеи, связанные с актуализацией эпохи царствования последнего Рюриковича и она связана, прежде всего, с учреждением Патриаршества. В последнее время Русская Православная Церковь подвергается нападкам, особенно в связи с публикацией Наказа Всемирного русского народного собора и в целом с обострением ситуации в мировом Православии, вызванной легализацией украинского раскола Константинопольским патриархатом. В последнее время Всемирный совет церквей грозит Русской Православной Церкви изгнанием из своего состава. И это очень добрая совесть, потому что позволит Русской Православной Церкви занять то подобающее ей место, которое и замышлялось во время утверждения Московского Патриархата. Поэтому обращение к прошлому оказывается для нас размышлением о будущем, что очень важно, отметил Анатолий Степанов. Что же касается личности Феодора Иоанновича, то отмечаемое у него юродство, на взгляд историка, не является чем-то негативным и отрицательным. Элементы юродства можно обнаружить у многих других русских царей, у того же самого Иоанна Васильевича Грозного или у Петра Великого, который придумал соборы, как формы такого юродства. Юродство, по мнению Анатолия Степанова, являлось формой выживания главы государства в условиях жесточайшей борьбы боярских группировок за власть. Поэтому когда говорят, что Феодор Иоаннович был юродивым, то это нисколько не уничижает его достоинств и его личности. В заключение ведущий Леонид Редкий поблагодарил всех присутствующих за участие в конференции и напомнил, что 30 мая состоится последняя конференция из цикла «Собиратели земли Русской», посвящённая личности представителя династии Романовых на русском престоле, мученически закончившего жизнь, Императора Павла Петровича. Источник: https://ruskline.ru/news_rl/2024/04/24/car_feodor_ioannovich__poslednii_ryurikovich_na_russkom_prestole